Смекни!
smekni.com

Ландшафтно-экологическая оценка Или-Балхашского региона (стр. 6 из 17)

Несмотря на сравнительную бедность фауны, экономическая важность озера Балхаш основывается на рыболовецком промысле и разведении рыбы, которое началось в 1930-х годах. В 1952 году годовой улов составлял 20 тыс. тонн, в 1960-х годах добывалось до 30 тыс. тонн рыбы в год, в том числе до 70 % ценных пород. Однако уже в 1990-х годах добыча упала до 6,6 тыс. тонн в год, ценных пород из них — лишь 49 тонны. Снижение темпов рыболовства объясняется отсутствием в настоящее время программ по воспроизводству рыбных ресурсов и их видовому составу, а также широким распространением браконьерств.

2.4 Экологическое состояние озера Балхаш

Рисунок 2.12 Пляж на озере Балхаш (фото автора)

В последнее время появились серьёзные опасения за экологию озера Балхаш, особенно относительно возможности повторения Аральской катастрофы. Существуют несколько причин подобного беспокойства. Начиная с 1970 года использование воды Или на заполнение водохранилища в Капчагае, на которое ушло 39 км³, привело к уменьшению стока реки на 2/3 и снижению уровня озера. Скорость снижения уровня воды составила примерно 15,6 см/год, что сильно превышало темп естественного сокращения в 1908—1946 годах (9,2 см/год). Обмеление Балхаша особенно хорошо заметно в его менее глубокой западной части. С 1972 по 2001 год небольшое солёное озеро Алаколь, располагающееся в 8 км к югу от озера, практически исчезло, а южная часть самого Балхаша потеряла за этот период примерно 150 км² водной поверхности. Из 16 озёрных систем вокруг Балхаша осталось только пять, процесс опустынивания охватил уже около 1/3 бассейна. Соляная пыль выносится с обсохшего дна озера и пойменных участков, привнося вклад в формирование азиатских пыльных бурь и неблагоприятно воздействуя на климат региона. Кроме засоления на плодородие пойменных почв влияет сокращение биологического стока в дельту из-за накопления ила в Капчагайском водохранилище.

Ещё одним фактором, влияющим на экологию Или-Балхашского бассейна, являются выбросы Балхашского горно-металлургического комбината. В начале 1990-х годов объём выбросов составлял 280—320 тысяч тонн в год, и на поверхности озера оседало 76 тонн меди, 68 тонн цинка, 66 тонн свинца. С тех пор объём выбрасываемых загрязнителей увеличился почти вдвое. Вредные вещества также поступают в озеро через утечки в хвостохранилище при пылевых бурях. В качестве шагов по улучшению экологической обстановки предлагалось остановить заполнение Капчагайского водохранилища, проводить очистку сточных вод металлургического комбината, уменьшить необратимые потери на орошение и т. д. На Международном экологическом форуме по проблемам озера Балхаш в 2005 году было заявлено, что корпорация «Казахмыс» в следующем году завершит строительство экологически чистого производства, что позволит уменьшить выбросы на 80—90 %, однако это предложение не выполнено и по сей день.

Основными загрязнителями озера Балхаш являются тяжёлые металлы (медь и цинк), а также нефтепродукты, фенолы и фториды.

Уровень загрязнения воды у поверхности.

Таблица 2.6

Количество поступающих загрязнителей в озеро Балхаш

Станции Залив Тараналык.тон/год. Залив М. Сары- Шаган тон /год.
1997год 2,38 2,56
2000год 3,70 4,83
2004год 3,96 4,52

В 2000 году в городе Алматы была проведена крупная конференция «Балхаш 2000», собравшая учёных-экологов из различных стран, а также представителей бизнеса и власти. В результате работы форума была принята резолюция и обращение к президенту, парламенту, правительству и международным организациям, раскрывающая новые принципы управления экосистемой Балхаш-Алакольского бассейна, которые предоставляют частному капиталу больше возможностей по софинансированию проектов в регионе.[7]

Рисунок 2.13 Озеро Балхаш, начало осени, закат (фото автора)

Загрязнённые воды поступают в Балхаш не только с горного комбината, но и из Китая — на пограничных пунктах фиксируют сильное превышение содержания меди и других веществ, вода имеет V класс загрязнённости. На китайской территории происходит отбор 14,5 км³ воды в год из бассейна реки Или, причём планируется увеличение в 3,6 раза, текущая скорость увеличения забора составляет от 0,5-1 до 2-4 км³/год (из-за активного роста населения Синьцзян-Уйгурского автономного района). По мнениям экспертов, несмотря на увеличение ледникового стока на Тянь-Шане, повышение норм забора даже на 10 % приведёт к катастрофе — Балхаш может разделиться на две половинки с последующим высыханием восточной части.

Водные отношения Казахстана с КНР регулируются в рамках подписанного 12 сентября 2001 года «Соглашения между правительством Казахстана и правительством КНР о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек». В 2007 году Казахстан предложил льготный контракт на 10-летние поставки продовольствия в Китай в обмен на объём стока рек в Балхаш, однако Китай отверг его.

Балхаш – голубая жемчужина, неожиданное чудо среди бесплодных пустынь! Сколько прежде на нем гнездилось птиц, если воздух был наполнен их криками; сколько в нем водилось рыбы, если прибрежные тростники трепетали от плавающих между ними сазанов!

Сегодня Балхаш угасает. Рыбный промысел упал, и от былого изобилия почти ничего не осталось. Уровень воды понизился на полтора метра. Пресная вода его западной половины стала фактически непригодной для питья, хотя многие поселки продолжают ею пользоваться, а в город Балхаш пришлось провести за сотни километров далеко не качественную воду из реки Токрау. Маленькие береговые рощицы деревьев и кустарников, служившие убежищем ветвистоусых комариков – пищи рыб – высыхают. И нет уже под их голыми остовами живительной тени.[8]

Территория озера и прилегающие к нему окрестности были разделены на многие участки и розданы под распорядительство совершенно разным административным районам и учреждениям, которые заботятся только о том, как бы поменьше дать и побольше взять. Балхаш лишился одного хозяина. (Впрочем, он, кажется, и раньше не имел его.)

Мощный медеплавильный завод выбрасывает громадное количество меди и дыма с различными, несвойственными природе химическими примесями на акваторию пресной части озера и окружающие его пустынные земли. На его поверхности ежегодно оседает около 9 тысяч тонн химических веществ. А сточными водами «Балхашмедь» и ТЭЦ только в залив Бертыс, примыкающий к городу Балхаш, выбрасывается каждый год около 75 тонн этой злой химии, экономический ущерб от которой составляет по самым приблизительным подсчетам около 40 миллионов тенге в год. Страшные цифры! И это без учета ущерба здоровью жителей города, мужчины в котором не доживают до 60 лет.

Почему же в столь безотрадном состоянии находится это сокровище – чудесное озеро среди огромной безводной пустыни?

Во-первых, в загрязнение вод Балхаша вносит свою долю когда-то бывшая чистой река Или. Когда Сорбулак – громадный отстойник ассенизационных вод города Алматы – прорвало, солидная часть загрязненной воды ушла в реку Или и оттуда в Балхаш. Ныне из этого переполненного отстойника, расположенного в бессточной впадине в пустыне, куда сливаются сточные воды миллионного города без какой-либо предварительной очистки, вода постепенно просачивается в реку и тоже достигает озера. И по всей реке Или, вдоль которой немало поселений, вода стала плохой для питья.

Но главный враг Балхаша – Капчагайское водохранилище.

История его создания поучительна и служит образцом дикого глумления над природой. Именно глумления, потому что нельзя по-другому назвать безрассудное, безответственное, преступное, и – увы – необратимое преображение природы, осуществленное человеком.

Постановление о строительстве Капчагайского водохранилища на реке Или было принято в 1966 году. Широкого обсуждения этого мероприятия, затрагивающего природу обширного региона, не было.

Перед тем, как в Казахстане в 1962 году был принят Закон об охране природы, заместитель Председателя Совета Министров республики И.Г. Слажнев ныне покойный, созвал по этому поводу совещание узкого круга лиц, охраны природы обратился к его председателю со словами: « Почему избегают или даже не допускаете широкого обсуждения Капчагайской проблемы? ».

Административное командование подавило многочисленные возражения, в которых высказывались опасения о тяжелых последствиях этого шага. Расчеты некомпетентных разработчиков и чиновников были признаны не подлежащими сомнению и достаточными для немедленного претворения в практику. Главными аргументами были следующие:

1. Водохранилище даст электрический ток, обеспечив работу мощной гидроэлектростанции.

2. Позволит ввести в севооборот 400 тысяч пахотных земель.

3. Послужит регулятором уровня вод Балхаша.

Об этом вещали по радио, об этом говорили красочные плакаты, установленные на создававшейся плотине, по которой прошла автомобильная дорога, об этом писалось в листовках, сбрасываемых с самолета. Капчагайское водохранилище изображалось как величайшее достижение разума в обогащении и облагораживании на благо человека столь неприветливой природы. Еще бы! По всему Советскому Союзу строились огромные водохранилища, гремел вопрос о повороте северных рек, а чем хуже Казахстан!

Нельзя сказать, что постройка водохранилищ невозможна в Казахстане напротив, в низовьях небольшой речки Курты, протекающей по пустыне и впадающей речку Или, ранее было построено водохранилище. Плотина была сооружена на выходе из узкого крутосклонного ущелья, которое и заполнила вода. Природе не было нанесено ни малейшего ущерба: не пропало ни одного гектара пастбищ или пахотных земель. Попуски воды, предназначенные для орошения земель, одновременно дают жизнь небольшой электростанции. Идея создания на месте рек гигантских искусственных озер с катерами, яхтами, пляжами и причалами затмила разум проектировщиков. Плотина была спроектирована и построена перед входом реки Или в узкое крутосклонное каменистое Капчагайское ущелье. Не на выходе из ущелья, а на входе! Это была первая крупная ошибка проектантов.