Смекни!
smekni.com

Методологические и концептуальные основы познания биосферы (стр. 3 из 3)

В. Вернадский рассматривал биосферу как структурно, функционально и организационно целостную систему, которая существует в естественном окружении. Он раскрыл энергетическую суть биосферы - поглощение и преобразование солнечной и накопления свободной энергии, биогеохимические ее процессы - синтез оргиничних веществ и биотический круговорот, организационную ее суть - взаимосвязь и взаимозависимость между всеми структурными - биогенным и абиогенного частями, влияние на среду - формирование такого внутренней среды, которое обеспечило не только защиту живых существ от разрушительного воздействия абиотической окружающей среды, но и прогрессивное развитие живого. Такой концептуальный подход дал основание последователям В. Вернадского квалифицировать биосферу как экосистему. Да, Б. Соколов называет биосферу глобальной экосистемой. К живым системам ее относят М. Тимофеев-Ресовский, М. Будико, М. Камшилов. А. Уголева. Ю. Одум считает биосферу наибольшей и ближайшей к идеалу в смысле самообеспечения биотическую систему и называет ее "экосфера". Он определяет экосферу как саморегульовану систему, которая способна создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, то есть состояние с низкой энтропией.

Определяя специфические характеристики биосферы как глобальной экосистемы, в современной специальной научной литературе специалисты (см. М. Голубец) отмечают следующие черты:

Биосфера является уникальной, незаменимой и неповторимой биотической системой. Биосфера отличается от других экосистем практически безграничной длительностью существования. Время существования других экосистем определяется длительностью от нескольких месяцев до сотен и несколько сотен тысяч лет. Для биогеоценоза - от тысяч до миллионов лет.

Биосфера хранит безгранично большой запас генетической информации, который накапливался миллиарды лет, в результате чего эта информация является практически неисчерпаемой. Генетическая память биосферы - это интегральная память всех экосистем Земли.

Биосфера является самой совершенной саморегулируемой системой с наиболее полными механизмами защиты от разрушительного внешнего влияния. В процессе эволюции органического мира в ней выработался не только эффективным механизмом синтеза органических веществ за счет использования солнечной энергии, но и накопление в атмосфере свободного кислорода, формирование озонового экрана как одного из важнейших средств защиты живого в биосфере.

В отличие от малых экосистем биосфера характеризуется огромными запасами свободной энергии, не только той, которая является интегрированной свободной энергией современных подчиненных ей экосистем, но и свободной энергии, накопленной экосистемами прошлых эпох. Биосфера выделяется огромным многообразиям жизненных форм, видов, внутривидовых структур и экосистем, пространственной и функциональной асимметрией, мощными механизмами самосохранения, прогрессивного саморазвития, постоянным ростом организованности и неентропийности. Если отдельные типы экосистем были средой возникновения и развития приматов, в том числе человекоподобных и предков человека, то биосфера в целом стала колыбелью человека ( Homo sapiens), человеческого рода. Ноосфера. За предвидениями В. І. Вернадского и П. Тейяра де Шардена, в индустриальное и постиндустриальное время техногенной цивилизации антропогенное превращение биосферы приводит к состоянию ноосферы - сфере ума. Но, если считать, что умное отношение человека к биосфере не должно влечь экологически-кризисную ситуацию, то очевидно, что становление ноосферы нуждается в адекватных философско-мировоззренческих, этичных и методологических принципах. Они формируются в условиях постнеклассической науки, особое внимание в выявлении необходимых моментов познания мира предоставляет особенностям наук, изучающих живет, жизнь. Так, исследователи сейчас отмечают, что нужно учета более спонтанности, саморегуляции, которые являются существенными признаками живого (например. А. Маслоу), его возникновения и развития. Необходимо понять и учесть полученную в течение миллиардов лет "стратегию биосферы", которую достоверно обосновывают, в частности, геолого-палеонтологические исследования и филогенетические описания. Именно это придает мировоззренческие и практико-методологические ориентиры для экологизации современного научного мышления и производственных технологий.

Следовательно, научно-экологическое, глубоко профессиональное изучение проблем биосферы может осуществляться лишь в связи с осознанием ценностных аспектов изучения истории и нынешнего состояния биосферы. Можно сказать, что творение действительной ноосферы - сферы разума как экологической реальности осуществляется на основе взаимопроникновения, синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания, интегративным центром которого является современная концепция биосферы. Человек в реальности биосферы и, соответственно. Нет сомнения, что биосфера "творит" человека. Но, как "геологическая сила", человек также творит биосферу. Да, В. Крисаченко (1998) считает, что можно говорить о биосферной парадигме антропогенеза, которая очерчивает появление и генезис человека как причинно обусловлен естественно-исторический процесс перерастания биосферы в свою качественно новую ипостась, - антропобиосферу. Пры этом возникновение человека предстает не обособленным следствием адаптивной эволюции одной из групп высших приматов (что утверждает традиционная антропология), а своеобразными "беременности" и "родами" всей биосферы. Поэтому к предпосылок антропогенеза, например, следует отнести как традиционные генетико-биологические, так и биосферные-экологические факторы. В первом случае это - комплекс центральной нервной системы и органов чувств, морфофизиологические, генетические, коммуникативные и общественные признаки, на основе которых поднимаются со временем мозг и мышление человека, его способность к труду, языка, социальности и т. п. Во втором же следует учитывать потоки вещества и энергии, биогеохимическую миграцию атомов, коадаптивнисть и наполненность экологических ниш.

В контексте таких рассуждений развивка человека появляется не столько генетико-биологическим, сколько экологической и этологической (поведенческим), потому что именно в результате ее возникновения трансформировался уклад всей биосферы. Следовательно, не только биосфера порождает человека, но и человек творит биосферу.