Смекни!
smekni.com

Корабельный флаг (стр. 1 из 5)

В.Дыгало

“Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской - боевым знаменем корабля”, - читаем мы в Корабельном уставе. Как же родилась в Российском флоте эта замечательная и, может быть, самая важная флотская традиция, с давних пор узаконенная уставом, - поднимать и носить Государственный и Военно-морской флаги, а также ряд других флагов?

На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных, точно регламентированных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Все эти флаги имеют не только собственную форму и расцветку, но и, конечно, свою историю.

Появились корабельные флаги очень давно - их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания.

Фрески и барельефы Древнего Египта сохранили для потомков изображение судовых флагов, существовавших еще в ХIV-ХIIIвв. до н.э. С годами украшение судов флагами стало традицией.

Корабельные знамена тех далеких времен представляли собой полотнища самых разнообразных размеров, форм, рисунков и цветов. В седую старину они служили отличительными внешними знаками, символами экономического могущества владельца судна. Чем был он богаче, тем роскошнее украшал свое судно флагами, тем дороже была ткань, из которой они шились. В середине XIVв., например, считалось особым шиком поднимать на корабле флаг гигантского размера. Например, герцог Орлеанский (с 1498 по 1515г. он был королем Франции ЛюдовикомXII), командовавший флотом в 1494г., имел личный штандарт длиной 25метров, изготовленный из желтой и красной тафты. По обеим сторонам этого флага на фоне серебряного облака была изображена Богородица. Его роспись производил придворный художник Бурдинсон. В 1520г. на флагманском корабле английского короля ГенрихаVIII вымпелы и флаги (да и паруса) были вышиты золотом. На кораблях того времени флагов было великое множество. Иногда их число доходило до полутора десятков. Устанавливались они на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Видимо, считалось престижным обвешивать судно со всех сторон дорогостоящими яркими флагами. Только вряд ли это было удобно экипажу - бортовые флагштоки, например, очень мешали управлению парусами, а многочисленные крупные флаги создавали дополнительную, нежелательную, да и опасную, парусность. Видимо, поэтому со временем для них на корабле отвели всего три места: нос, корму и мачты. Здесь и стали поднимать флаги, по которым во время сражений экипажи отличали свои корабли от чужих, а также местопребывание адмиралов-командующих эскадрами или флагманов, имевших свой личный флаг.

С развитием средств вооруженной борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, обозначающие авангард, кордебаталию и арьергард (части боевого порядка, в котором сражались корабли). Особыми флагами отмечалось присутствие на борту значительного должностного лица.

Издавна были у экипажа еще и сигнальные флаги, каждый из которых имел буквенное или специальное смысловое значение. Набором в два, три или четыре сигнальных флага, поднятым на ноке рея, можно было передать в зашифрованном виде практически любое распоряжение, команду или сообщение независимо от языка, на котором говорили корреспонденты.

Сегодня, как правило, большинство сигнальных флагов имеет форму прямоугольника, но есть и треугольные флаги, а также длинные узкие флаги с двумя остроугольными “косицами”.

В наше время большинство корабельных флагов шьется из специальной легкой шерстяной материи - так называемого флагдуха.

С образованием суверенных национальных государств появились и национальные флаги, а покидавшие пределы своей державы суда должны были иметь флаг, по которому определялась “национальность” корабля. Когда появились регулярные военные флоты, по флагу стали различать не только государственную принадлежность, но и назначение корабля - военный или коммерческий.

Как и в других странах, в России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Древние греческие летописцы отметили, что еще в морских походах восточных славян на Царьград ладьи русичей, как правило, имели два флага: один прямоугольный и другой-с углом, вырезанным на внешней стороне, то есть с косицами. Такие флаги позднее стали непременной принадлежностью “чаек” и стругов, на которых запорожские и донские казаки совершали отважные морские походы через Черное море к Синопу, Босфору, Трапезунду и другим турецким городам.

И все же подлинное начало истории русского корабельного флага следует связывать с постройкой первого русского военного корабля “Орел”.

“Орел” был спущен на воду в 1668г. Когда работы по строительству корабля подходили к концу, голландский инженер О.Бутлер, под руководством которого шли работы на стапеле, обратился к Боярской думе с просьбой: “...испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг”. Дворцовый приказ на это ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата “строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем. Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране”. Бутлер ответил, что в их стране берут материю киндяк - алую, белую и синюю, сшивают полосами и такой флаг служит им для обозначения их голландской национальности. Тогда в совете с Боярской думой царь приказал на новом корабле “Орел” поднять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Князь Александр Путятин в статье “О русском национальном флаге” пишет, что это и был первый русский национальный флаг. Однако некоторые исследователи появление первого корабельного флага России склонны считать не только первым национальным морским флагом, но и первым корабельным штандартом. Как же появилось на свет понятие “штандарт”?

Примерно в первой четверти XVI в. в тяжелой дворянской коннице западноевропейских армий появился квадратный, иногда треугольный флаг с меньшими размерами полотнища, чем у обычного знамени. Этот флаг стали называть штандартом. Древко штандарта имело специальное приспособление из ремней для надежного удержания его всадником и крепления к стремени. Штандарт в кавалерийской роте (эскадроне) нес специально назначенный офицер-корнет. Каждый штандарт имел особую расцветку и рисунок и служил для указания места сбора и расположения той или иной кавалерийской части. Примерно в то же время штандарт появился во флотах как флаг главы государства (императора, короля), поднимаемый на грот-мачте корабля в случае нахождения на борту указанных лиц. Вначале, чтобы подчеркнуть величие и могущество монархов, штандарты изготовлялись из дорогих парчовых тканей, расшивались золотом и серебром, украшались драгоценными камнями. В середине XVIв. на штандартах появляются гербы государств, символизирующие государственную власть.

Предположительно в 1699г. и ПетрI узаконил новый царский штандарт - желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Каспийского, Азовского и Белого морей в ключах и в одной из лап. Когда нашими войсками была взята крепость Ниеншанц и путь к Балтийскому морю был открыт, на царском штандарте появилась и карта Балтийского моря.

Откуда же пришел в Россию двуглавый орел, появившись затем на штандарте? Князь Путятин в цитированной уже нами работе так объясняет возникновение и историю Государственного герба в виде двуглавого орла.

“Россия древних времен не знала науки геральдики, - пишет автор, - блестяще развившейся на Западе в средние века. Но символические, родовые и личные знаки были известны на Руси издавна. С времен Ивана Калиты государственной печатью является изображение всадника с копьем, часто сопровождаемое надписью: “Князь Великий с копием в руце”. После Куликовской битвы под всадником стали изображать змия как символ "поражения князем басурманской силы"”.

В 1472г. в истории Руси происходит знаменательное событие-брак Великого князя Московского ИванаIII с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI. Это способствовало провозглашению Русского государства преемником Византийской империи. На правах престолонаследия в Россию и пришел герб Византии - двуглавый орел. Известно, что с 1497г. видоизменилась печать ИванаIII - на ней появилось изображение двуглавого орла. Таким образом, орел из Византии не заимствовался, а являлся логическим продолжением наследования Великим князем Московским титула наместника Византии.

Примерно тогда же, в ознаменование свержения татаро-монгольского ига в 1480г., на шпиле Спасской башни Московского Кремля водрузили и первое монументальное изображение двуглавого орла. На остальных башнях (Никольской, Троицкой и Боровицкой) герб был установлен позднее.

К совершенствованию герба привлекались лучшие силы. Например, царем Алексеем Михайловичем был приглашен из Австрии такой крупный мастер декоративно-прикладного искусства, как славянин Лаврентий Курелич (Хурелич), именовавшийся “Священного Римского государства герольд”, который соорудил Российский государственный герб: черный орел с поднятыми крыльями на желтом поле с белым всадником в среднем щите. По крыльям же были разбросаны картуши с символическими обозначениями областей. Государственный герб России, а впоследствии и Российской империи окончательно сформировался в XVIIв. В течение последующих лет, вплоть до 1917г., он оставался практически неизменным, менялись лишь некоторые его детали.

В Российской империи в начале XXв. существовали три государственных герба: большой, средний и малый.

Основу всех гербов составляли изображения государственного черного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти - скипетр и державу. На груди орла - герб Московский с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Щит герба обвит цепью ордена Св.Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него гербы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства.