Смекни!
smekni.com

Роль общественных объединений XIX - начала XX в. в историографии материальной и духовной культуры Мордвы (стр. 2 из 3)

Памятники устной словесности двух сел были опубликованы А. А. Шахматовым в 1910 г. в Санкт-Петербурге в книге «Мордовский этнографический сборник», включающий старинные предания о прошлом тех мест, где находились оба этих села, о происхождении некоторых семейств, воспоминания о крепостном времени, о крещении, описания верований, обычаев, игр, гаданий, народное целительство и врачеване, а также заговоры и приметы, различные ритуалы, описания одежды, орнамента и украшений. Из фольклорных произведений в сборник вошли 123 песни, 33 сказки, семь причитаний (похоронные, рекрутские, бытовые), а также загадки, пословицы и поговорки. Собранный материал ученый распределил по семи отделам: 1. Предания; 2. Обычаи; 3. Свадьба; 4. Сказки; 5. Загадки, пословицы, поговорки; 6. Песни; 7. Рассказы, письма и прочее [см.: Там же, с. 43]. В первом разделе А. А. Шахматов опубликовал несколько мордовских преданий, в частности «Предание о селе Оркино», которое состояло из отдельных рассказов: «Начало Оркина», «Первые поселенцы», «Старинные предания», «Пугачевцы», «Предания о крещении».

Из фольклорных жанров в «Мордовском этнографическом сборнике» достаточно полно представлены песни, содержащие богатый материал по народному быту, жизненному укладу, характеристике мировоззрения жителей мордовской деревни. Впервые в книге были опубликованы сказки саратовской мордвы, большинство из которых, по словам ученого, известны и в русском сказочном репертуаре. На основе собранного материала А. А. Шахматов подготовил краткую морфологию сухокарбулакского и оркинского говоров.

В предисловии к своему труду академик писал о том, что разобраться в некоторых вопросах фонетики ему помогла книга X. Паасонена «^o^v^s^e lautlehre» (^bingfe^, 1903) [см.: Коплан, с. 85]. Работа А. А. Шахматова получила большой резонанс в научном мире. Отклики последовали сразу же после ее выхода в свет. Положительная оценка была дана в рецензии Д. К. Зеленина, опубликованной в журнале «Живая старина» (1910, вып. 4). В ней отмечалось, что «книга А. А. Шахматова представляет собой редкое и выдающееся явление в русской этнографической литературе» [цит. по: Рогачев, с. 43]. Автор рецензии выделил и другую особенность книги: «“Мордовский сборник” — одна из лучших работ, образец объективного краеведческого метода изучения народного быта, народной мифологии, народного словотворчества. Описания быта, обрядов мордовского населения изложены собственными словами этого населения» [Коплан, с. 83]. По словам рецензента, он «интересен не только для спе- циалистов-финнологов, но в неменьшей степени и для исследователей, работающих в области русской этнографии, для историков юго-восточного угла Европы. Исследователю в области русских обычаев и обрядов, русских языческих верований и праздников, а также и многих черт внешнего быта — почти всегда приходится обращаться к соответствующим сторонам в жизни мордвы и находить там весьма ценные параллели...» [Там же]. Б. М. Соколов еще точнее определил суть этого труда, назвав сборник «драгоценным этнографическим трудом» по Саратовскому краю, а также «единственным по своей строгой научности и обстоятельности» [цит. по: Там же, с. 85].

Значение материалов сборника огромно. Они не только дали представление об истории и культуре мордвы, но и оказали влияние на формирование литературных норм наречий мордовского языка — мокши и эрзи.

А. А. Шахматов способствовал формированию Макара Евсевьевича Евсевьева (1864—1931) как ученого-просветителя, языковеда, этнографа, фольклориста, научная деятельность которого началась со второй половины 1880-х гг. М. Е. Евсевьев принимал участие в исследованиях финских ученых А. Гейкеля и X. Паасонена. Работая в их экспедициях, он приобрел бесценные навыки сбора этнографического, фольклорного, лингвистического материала.

М. Е. Евсевьев написал очерки о жизни мордвы, которые называл историк о-э тнографическими исследованиями. К ним относятся «Бат- ратчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», «Мордва Татреспублики».

Очерк «Батратчины и другие религиозные обряды мордвы» рисует картины дореволюционной мордовской деревни. Образы крестьян, их настроения, нравственный облик, религиозные верования, взаимоотношения между людьми — все это отражено в его работе. В этом произведении ученый описал, как веками создавался крестьянский мир, проанализировал психологию мордвы. Автор исследовал национальный характер народа в развитии, обратил внимание на коллективизм, спаянность крестьянской общины, высокий нравственный уровень мордовской деревни, определяющийся заботами «о Боге, семье и хлебе насущном». В очерке М. Е. Евсевьева мордва предстает талантливым и добросердечным народом, с кротким нравом и религиозной добродетелью [см.: Рогачев, с. 56].

Незаурядным ученым М. Е. Евсевьев проявил себя в публикации материалов по мордовской свадьбе. К их сбору и изучению он приступил, еще обучаясь в Казанской учительской семинарии. До 1891 г. ему удалось записать свадебные причитания в двух губерниях — Симбирской и Нижегородской, где наиболее полно сохранился национальный быт. Через традиционный свадебный обряд им были обобщены многие особенности народной жизни, традиции и обычаи, он показал тяжелое, безрадостное положение женщины в обществе, раскрыл стремление человека к счастливой жизни. В свадебной поэзии показаны душа мордовского народа, его жизненная философия, семейно-нравственные ценности, поэтическое мировосприятие. «Мордовская свадьба» раскрывает национальный характер мордовского народа, психологию, этику поведения и взаимоотношения с другими этническими группами [см.: Там же, с. 59].

Материалы по мордовской свадьбе М. Е. Евсевьева представляют интерес для многих научных направлений. Этот труд ученого важен не только для филологов, но и для философов, семейных психологов, исследователей мифологии и истории мордовского народа. Музыкантов он привлекает мелодичностью песен. В книге даны переложения мелодий на ноты. Впервые «Мордовская свадьба» была опубликована в 1892 г. в одном из номеров журнала «Живая старина». За эту работу ученый в 1893 г. был награжден серебряной медалью Русского географического общества [см.: Просветители и педагоги., с. 87], а в 1912 г. был избран его членом [см.: Мокшин, с. 108].

Мордовская свадебная поэзия, собранная М. Е. Евсевьевым, по оценке специалистов, является народным эпосом. По мнению ученых-филологов, она обладает всеми основными элементами литературного произведения и является значительным памятником эстетической культуры мордовского народа. Исследователю удалось объединить вопросы народного поэтического творчества с проблемами языкознания, истории, этнографии. В этой работе автор проявил себя не только как талантливый ученый, но и как литератор.

К памятнику духовной культуры мордвы, составленному М. Е. Евсевьевым, относятся и сборник «Образцы мордовской народной словесности. Вып. 1. Мокшанские песни», опубликованный в 1896 г. в Казани. В нем были представлены лучшие образцы поэзии мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии [см.: Тингаева, с. 30], причем песни были снабжены русскими переводами. Эта работа также получила признание в научном мире.

М. Е. Евсевьев вошел в историю национальной культуры и как ученый, разработавший методологию отбора материалов устного поэтического творчества, методику их обработки и издания.

Из многочисленных естественно-научных объединений второй половины XIX в. своей исследовательской деятельностью по изучению народов России, в том числе мордвы, выделялось действовавшее с 1863 г. в Московском университете Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Результаты своих научных изысканий его члены публиковали в собственном печатном органе — «Известиях». Одним из крупных издательских начинаний этого объединения явился четырехтомный каталог антропологической выставки 1879 г., где были представлены археологические и этнографические материалы о мордве. Он содержал научное описание выставки и вышел в виде приложения к «Известиям» [см.: Книга в России, с. 125].

Публиковались работы о мордве и в другом журнале общества — «Этнографическом обозрении», основанном в 1889 г. Так, в 1892 г. в нем были напечатаны статьи Н. Н. Н -лова «Помочи у мордвы Пензенской губернии», А. Н. Минха «Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии» [см.: Мокшин, с. 229]. Интересная статья о мордовском народе была написана Д. Н. Анучиным — президентом общества — для «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефроном [Энциклопедический словарь, т. 19, с. 838—839].

Схожее научное направление было и у Общества естествоиспытателей при Казанском университете (основано в 1869 г.). Активной исследовательской деятельностью занимались его члены: В. А. Ауновс- кий — инспектор Симбирской гимназии, Н. М. Малиев — доцент кафедры нормальной анатомии Казанского университета, С. М. Чугунов — русский антрополог, а с 1878 г. член-сотрудник общества. Труды Н. М. Малиева («Общие сведения о мордве Самарской губернии, их антропологический характер, поздние браки и влияние их на крепость и сложение народа»), С. М. Чугунова («Результаты антропологической экскурсии к мордве Симбирской губернии в 1880 г.») и других ученых [см.: Мокшин, с. 125] были посвящены антропологическому исследованию мордвы.

На базе отдела антропологии и этнографии Общества естествоиспытателей в 1878 г. при Казанском университете было основано также Общество археологии, истории и этнографии, просуществовавшее до 1928 г. Научным печатным органом объединения были «Известия», в которых сотрудничали не только ученые России, но и исследователи Западной Европы.

Активно работал в обществе и М. Е. Евсевьев. В «Известиях» (1897—1898, т. 24) были опубликованы «Образцы мордовской народной словесности (мокшанские песни)», собранные этнографом в экспедиционных поездках, а в 1912 г. напечатана его работа «Языческие моления у мордвы Пензенской губернии». М. Е. Евсевьев принимал участие в заседаниях общества, выступал с этнографическими докладами и сообщениями. В 1898 г. он был избран членом-сотруд- ником данного научного сообщества, а в 1914 г. — действительным членом [Вопросы географии и этнографии, с. 34].