Смекни!
smekni.com

Подведомственность гражданско-правовых споров (стр. 2 из 7)

Расширение подведомственности дел судам происходило по трем основным направлениям:

1) по характеру дел, переданных в ведение судов;

2) по кругу органов и должностных лиц, акты которых стало возможным обжаловать в суде;

3) по характеру актов этих органов и должностных лиц, дела об обжаловании которых стали подведомственны суду.

В ведение судов передавались принципиально новые по характеру категории дел: пенсионные, налоговые, земель­ные, о защите прав на занятие предпринимательской, обще­ственной, политической деятельностью, на свободу совести, слова, получение и распространение информации и др.

В суде стало возможным обжаловать не только действия должностных лиц, но и действия коллегиальных органов, включая действия органов государственной власти.

Кроме того, стало возможным обжалование в суде не только индивидуальных актов, но и правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц, что представляется исключитель­но важным. Можно выделить четыре вида таких актов:

1) нормативные акты;

2) акты общественных объединений, имеющие обязатель­ное значение для членов этих объединений (уставы, положе­ния, постановления и т.п.);

3) локальные акты, т.е. акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для самих организаций, так и для всех их работников (уставы или положения об ор­ганизациях, учредительные и коллективные договоры, долж­ностные инструкции и т.п.);

4) распорядительные акты, порождающие различные пос­ледствия, в том числе и юридические, для множества лиц, индивидуализировать которых в этих актах невозможно (на­пример, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и нарушающее по этой при­чине права граждан, проживающих в данной местности, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья; ре­шение о выпуске в продажу недоброкачественной продук­ции, которая может причинить вред населению).

С передачей в подведомственность судов дел о признании незаконными таких правовых актов суды стали осуществля­ть новую и очень важную функцию — судебный контроль за нормативными и другими правовыми актами, касающими­ся неопределенного круга лиц. С появлением этой судебной функции изменяется характеристика юридических дел, под­ведомственных судам, как дел только индивидуального зна­чения: судам становятся подведомственны и дела, имеющие общее значение. Степень их значения зависит от пределов действия правового акта: от локального (для работников кон­кретной организации), к местному (для жителей определенной местности) и далее — к региональному и общегосударст­венному, когда судам стали подконтрольны правовые акты как субъектов РФ, так и самой Российской Федерации.

Основным правоприменителем в сфере разрешения споров о праве теперь становится суд, поскольку именно на него ст. 18 Конституции РФ возлагает задачу по обеспечению (в случае возникновения споров) защиты прав и свобод челове­ка и гражданина. Исходя из этого, все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны теперь рассматриваться только как органы их предваритель­ного, досудебного разрешения, решение которых по заявле­ниям не согласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; ре­шения же судов никаким другим несудебным органам не­подконтрольны и могут быть в установленной законом про­цедуре пересмотрены только вышестоящими судами.

Полная компетенция суда по самостоятельному разре­шению всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела и необязательность для него решений несудебных орга­нов, в которых содержатся выводы об этих фактах (заключе­ния различных комиссий, решения органов исполнительной власти, постановления следственных органов и др.), основа­на на положениях ст.46 Конституции РФ, в силу которой все несудебные решения, нарушающие права человека и граж­данина, могут быть обжалованы в суд. Поэтому теперь суд не связан выводами несудебных органов по вопросам фак­тов, имеющим значение для дела, и самостоятельно разре­шает их с учетом доводов и возражений сторон и представ­ленных ими доказательств.

На основании вышесказанного в эволюции института подведомственности следует выделить несколько значитель­ных периодов:

1) до 1 января 1988г. судам были подведомственны те дела, которые были прямо предусмотрены законодательством;

2) с 1 января 1988г. до 1 июля 1990г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме слу­чаев, когда законодательством (в том числе и подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

3) с 1 июля 1990г. до 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кро­ме случаев, когда законами (но не подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

4) с 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, без ограничения.

Таким образом, законодательство СССР и РСФСР в своем развитии прошло путь от установления довольно узкой су­дебной подведомственности — отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел индивидуального значе­ния при возможности произвольного (по усмотрению зако­нодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов, которая сохранилась по­чти на всем протяжении его истории, к установлению (на последнем этапе развития) широкой подведомственности — отнесению к ведению судов всех дел о защите прав и охраня­емых законом интересов индивидуального значения, не допуская никаких изъятий из нее, и дел общего значения.

Так как же понимается подведомственность в настоящее время?

Глава 1. Теоретические аспекты

1.1. Понятие подведомственности

Существует несколько точек зрения относительно определения понятия «подведомственность». В основном различие заключается в том, что одни авторы считают подведомственность материально-правовым институтом, другие – гражданско-процессуальным.

Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»[3], что «нормы подведомственности» не являются процессуальными, поскольку они «устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов».[4] Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как «свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или охраняемого законом интереса»[5].

Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что подведомственность – это процессуальный институт[6] и есть ни что иное как «…предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных юридических дел»[7].

Наиболее предпочтительным представляется определение, которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:

Подве­домственность — это «относимость нуждающихся в государствен­но-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов»[8].

Она определяет круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов сме­шанного характера.

1.2. Виды подведомственности

Данный вопрос также является дискуссионным.

Не вызывает сомнения делить подведомственность общую и специальную. В отношении дальнейшего деления мнения авторов расходятся.

В первую очередь обращает на себя внимание классификация, предложенная Ю.К. Осиповым. Специальную подведомственность он делит на множественную и единичную (в зависимости от количества органов которые полномочны решить спор), множественную – на альтернативную, договорную, императивную, условную и смешанную[9].

Классификация судебной подведомственности гражданских дел проводится и в учебной литературе. Так, в учебнике «Советский гражданский процесс» выделяются четыре вида судебной подведомственности: исключительная (Ю. К. Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону требуется обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в претензионном порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К. Оси­пов называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и договорной подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности гражданских дел перечислены в дру­гом учебнике «Советский гражданский процесс», за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а также вкла­дывается иное содержание в понятие условной подведомственности. В частности, в качестве этого вида подведомственности указывает­ся на установленный законом порядок взыскания различных видов задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Но в тех случаях, когда утрачивается возмож­ность взыскания указанных сумм по исполнительной надписи но­тариальных органов, подобные требования становятся подведомст­венными суду[10].

Наиболее обоснованной представляется классификация, предложенная П.С. Дружковым[11].

Он также делит подведомственность на общую и специальную.