Смекни!
smekni.com

Системные особенности современного радиовещания (стр. 9 из 9)

В работе представлены значимые теоретические положения относительно методологии типологического исследования радиовещания; анализируются те изменения системы радиовещания, которые она претерпевает в условиях демонополизации эфира и формирования радиорынка. Практическая значимость работы определяется наличием в ней системы типологических признаков для радиовещания, позволяющей осуществлять классификацию и теоретико-типологический анализ радиостанций.

Специфической особенностью современного радио следует назвать и его масштабность. Во-первых, радио всюду может быть принято; во-вторых, в отличие от Интернета и спутникового телевидения оно доступно самым широким слоям населения. «Территорию» радиовещания значительно расширили транзисторные приемники и Интернет, они отвоевали для него огромные массивы пространства и времени: на планете практически нет таких мест, где не могли бы приниматься радиовещательные станции. Радио давно уже стало органической частью жизни людей: по нему мы сверяем часы (каждая уважающая себя радиостанция дает сигналы точного времени), оно помогает скоротать время во время езды, удовлетворяет наши музыкальные пристрастия, сообщает о погоде и т.п. Все это повысило требования к нему как к мобильному средству массовой информации.

Материалом для исследования составили выбранные различные труды ученых в области типологии средств массовой информации и системного подхода в изучении масс-медиа за разные периоды времени. Анализ практики современных радиоструктур показал, что станции, особенно негосударственные, обладают примерно одинаковой технической базой, одинаковым творческим потенциалом, имеют равные возможности для создания качественного эфирного продукта. Но почему-то у одних высокий рейтинг, у других – нет. По моему мнению, все дело в стиле. У одних радиостанций есть свой стиль, другие выступают как безликие образования. Под стилем, по моему разумению, следует понимать критерии, которыми руководствуется творческий состав станции, работая с оформлением эфира, программами, организуя акции и т.д., то, что позволяет ему проявлять свою индивидуальность.

Одним словом, современное радио должно быть мобильным, динамичным, информационно насыщенным, многозвучным, привлекательным для слушателей.

Анализ структуры современного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

1. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрог­раммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов;

2. Определилась и консолидировалась аудитория различных стан­ций;

3. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши,
своего формата программ, своей аудитории — важные направле­ния развития вещания.

4. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спек­тра источников информации, новейших технологий.

5. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.

6. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлека­тельных, игровых программ, что в значительной степени объясня­ется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурент­ной борьбой с телевидением.

7. Главное действующее лицо современного радиовещания — ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.

8. Прямой эфир и как его следствие — интерактивность радиове­щательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосред­ственно включается в процесс создания передачи как его участник.

9. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программ­ного потока.

10. Жесткое форматное программирование заключается в верст­ке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализа­ции коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.

Вообщем в новый век современное радио входит как сложившаяся си­стема общенациональных (федеральных), региональных и мест­ных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собствен­ности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.


Список литературы

1. Радиожурналистика. Учебник под ред. А.А. Шереля. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 304 с;

2. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. Учебник. 5-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 640 с;

3. Барабаш Н.С., Дебабова А.А и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб.ст.М., 1998;

4. Беляев С., Коробицын В.Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 2002 г;

5.Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001 г;

6. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио: Учеб. пособ. СПб., 1999 г;

7. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. – М., 1999 г;

8. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 186с;

9. Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. – 109 с;

10. Колодкин В.А. Радио в Интернете, 2007. – Сер. Филология. Журналистика. – №1 – С. 103-110;
11. Сухов П.В. Интернет-СМИ : системные характеристики радиовещания. канд. филол. наук: 10.01.10. – М., 2007. – 1999 с;

12. Журнал.Broadcasting. Телевидение и радиовещание"

13.Журнал «625» — это периодическое издание, посвященное всем техническим и технологическим аспектам телевизионного производства и вещания.

14. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с;

15. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288с;

16. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Канд. филолог, наук. / В.А. Колодкин. - Воронеж. 2005. - 183 с;

17. Российский FM: музыка в эфире: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Пынина. - М.: МГУ, 2003. - 72 с;

18. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с;

19. Предпочтения радиослушателями различных типов передач и ожидания аудитории по размещению радиопрограмм (результаты социологического опроса) / А.В. Шариков. - М.: ВГТРК, 1997. - 67 с;

20. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию: Учебное пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 155 с;


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Коммерческие радиостанции по охвату аудитории в целевой группе 14 – 39 лет

1.1 Среднесуточная аудитория в тыс. чел


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2. Популярность коммерческих радиостанций среди мужчин и женщин

3. Популярность коммерческих радиостанций среди подгрупп по сфере занятости

3.1 Сфера бизнеса


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

3.2 Рабочие


3.3 Служащие


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

3.4 Сфера услуг


[1] Радиожурналистика. Шерель А.А – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 367 с.

[2] Радиожурналистика. Шерель А.А – 2-е изд.стр 374

[3] Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с;

[4] Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 186с

[5]Беляев С., Коробицын В.Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 2002 г.

[6]Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 186с;

[7]Беляев С., Коробицын В.Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 2002 г, стр 309.

[8] Радиожурналистика. Шерель А.А, изд «Высшая школа», стр 318.

[9] Колодкин В.А. Радио в Интернете, 2007. – Сер. Филология. Журналистика. – №1 – С. 103-110.