Смекни!
smekni.com

Особенности современной аудитории телевидения (стр. 5 из 5)

В нашей стране - примерно поровну представлены новости и традиционная тележурналистика (общественно-политической или гуманитарной направленности) - 9-11%. [13]

В целом соотношение «легких» развлекательных жанров(кинофильмы и телесериалы, развлекательные передачи, спорт) и «серьезных» (информационных, публицистических, просветительских) — примерно 75:25, что неудивительно, поскольку практически все наше телевидение, даже государственный канал «Россия», функционирует как коммерческое, существуя за счет рекламы («Культура» — единственное исключение, но один канал с аудиторией в полтора процента населения не может изменить общую ситуацию). Это значит, что все каналы ориентируются на массовую аудиторию и формируют свой эфир, опираясь на рейтинговые показатели, дающие ориентиры о степени востребованности у зрителей программ определенных жанров. А наиболее востребованными у зрителей, как известно, являются развлекательные программы. Если попытаться обозначить основные сдвиги на нашем ТВ, то они в основном связаны с развлечением, с телевидением без запретов, делающим ставку на отражение реальной жизни и юмор. Именно такое телевидение удерживает максимальное число телезрителей у своего экрана.

В большинстве европейских стран, которые раньше нас прошли этап коммерциализации ТВ, сложились смешанные модели телевещания. Разрешив развиваться коммерческому телевидению, эти страны сохраняют и общественное телевидение, которое выступает в качестве «противовеса» коммерческому и поддерживает сбалансированность телевизионного предложения. К примеру, во Франции наряду с коммерческим (телеканалы TF1, Мб) и платным ТВ (Canal+ и др.) существует мощное общественное телевидение (France 2, France 3, TVS) и культурно-просветительский канал АКТЕ. Эта смешанная модель создает иное телевизионное предложение. Жанровое наполнение эфира общедоступных бесплатных каналов во Франции очень отличается от телеменю наших телеканалов. Здесь мало кинофильмов, меньше развлекательных программ, но больше, например, объем детского вещания. А самую большую долю телеэфира (33 процента) занимает группа жанров, которую французы называют «MagazinesDoc». Это разнообразные телевизионные журналы и передачи социальной и гуманитарной направленности, традиционная тележурналистика, которые у нас набирают в совокупности не более 10 процентов. Обращает на себя внимание также высокий интерес французов к новостным программам, которые на основных каналах выходят всего два раза в день (в 13.00 и 20.00), а в потреблении занимают значительную долю, так как их регулярно смотрит большинство французов. Надо сказать, что эти программы отличаются от наших выпусков новостей, прежде всего, меньшей политизированностью, «катастрофичностью» и тревожностью, более человечной интонацией и позитивным настроем.

Заключение

Сегодня в постсоветской России складывается новое телевидение. Процесс этот еще далеко не закончен. Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные элементы прежней, той прошлой, печати. Одновременно в нее внедрились элементы западных буржуазных средств массовой информации. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобретет свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных средств массовой информации. Отдельные черты этого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность средств информации привела к существенным изменениям в типологии отечественного телевидения. Появились многочисленные каналы разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и содержанием, и формой. Теперь каждый учредитель имеет право создавать собственный канал в соответствии со своими устремлениями, целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплении законности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее время к различным нарушениям закона как со стороны средств массовой информации, так и со стороны властных структур.

Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, с аудиторией. Нередко их выпуски программ носят дестабилизирующий характер и вызывают напряженность в обществе, что не способствует улучшению в нем социально-психологической атмосферы и жизни народа в целом.


Список источников

1. Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций» СПб-М, 2001г., С.232-236.

2.В. Л. Музыкант «Реклама в действии: история, аудитория, приемы» СПб, 2006г., С.94-115.

3. Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В Мочалова « Психология телевизионной коммуникации» М, 2004г., С.233-244.

4. Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В Мочалова « Психология телевизионной коммуникации» М, 2004г., С. 41-54.

5. Т.З. Адамьянц «Проектировании информационной среды» М., 1998г.

6. Elliot P. Intellectuals and the Information Society. // Collins R., Curran J. (eds.) Media, Culture and Society.A Critical Reader. L - Beverly Hills - Newbury Park. 1986. P. 107.

7.О. И. Маховская. Телемания: болезнь или страсть. М., 2007г.

8.Юцкова Е.М. Средства массовой информации М., 2000, с. 49.

9. http://www.whitedot.org

10. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. — М.: Питер, 2003.

11.Шариков А. Отечественное телевидение в период обострения кризиса//Независимые медиаизмерения. -1998. - Ноябрь. - С. 7-12.

12.(Бажендва31.М., СобкинB.C., Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества// Телевидение и школа. - М. - С. 38-52.)

13.Аналитический центр «Видео Интернешнл» / ВЦИОМ, социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей», ноябрь — декабрь 2003.