Смекни!
smekni.com

Журнал “Книжный вестник” Ю. М. Богушевича: истории издания, структуре, роли и месту в истории (стр. 1 из 4)

.

Введение

Данная курсовая работа посвящена анализу журнала “Книжный вестник” Ю. М. Богушевича: истории издания, структуре, роли и месту в истории.

Основанный за год до отмены крепостного права -1860г., и прекративший свое существование в 1867 г., через год после запрещения “Современника” и “Русского слова”, “Книжный вестник занял весьма значительное место в истории библиографии. Мы остановимся здесь на начальном этапе существования журнала, 1860-61гг. - периоде редакции его Ю. М. Богушевичем.

Стремление представителей различных общественных течений продвинуть литературу определенного направления получило в эти годы яркое выражение.

Со времени появления первого в России библиографи-ческого журнала (1772) до 1856 года можно насчитать 7 библио-графических журналов, а с 1856 по 1869 их выходило более 10. Большинство этих журналов было недолговечно. Продолжавший «Русскую библиографию» (1856-1857) «Русский библиографическтй листок» просуществовал всего лишь год. «Московское обозрение» также - 1859год. Библиографические записки» - 1858, 1859, 1861. «Книжник» А.Ф. Черенина - 1856-1866гг., «Библиораф» - 1869. Пример сравнитель-ного долголетия библиографического журнала дал «Книжный вестник». Отметим, что «Книжный вестник», основанный в 1860 году Ю.М. Богушевичем, имел последовательно три редакции:

Ю.М. Богушевич, Н.А. Сеньковский, В.С. Курочкин -и просуществовал до 1867 года.

Библиографические журналы 60-х гг., по мысли Е.Н. Винер, могут быть подразделены на несколько групп. Они были либо книгопродавческими: журналы М.О. Вольфа и Павленкова, “Русская библиография” Смирдина; либо посвятившими свои страницы исключительно регистрации вновь выходящей литературы: “Библиографические листки “Отечественных записок”, наконец критико-библиографическими: “Московское обозрение”, ”Книжный вестник”, “Книжник”, “Библиограф”, отчасти “Русский библиографический листок”.

То есть Е.Н. Винер относит исследуемый журнал к критико-библиографическим. В то время, как Р. Тумановский в своей статье “Первый книготорговый журнал” (журнал “Советская книжная торговля”, № 9 за 1963 год) называет “Книжный вестник” “первым отечественным журналом, посвященным книжной торговле, “изданием, способствующем книготорговле, хотя в нем систематически печатались статьи по различным вопросам книговедения”- , ссылаясь на многочисленные статьи, посвященные книжной торговле, перечни книготорговых заведений, особый характер аанотаций в библиографической части. “Несомненный “книготорговый дух” присутствует во многих аннотациях на книги. Так в одной из аннотаций (№4 за 1861 год) читаем: “В числе многих сотен различных изданий почтенного нашего книгопродавца и издателя М. О. Вольфа есть немало и таких книг, которые служат исключительно для обогащения издателя, но приносят большую или меньшую пользу и покупателям.

Ко многим изданиям редакция дает предостерегающие аннотации, дабы читатели не попались на удочку издателей. Например, в № 23 за 1860 год, к книге Афанасьева “Новый повар из поваров или искусство приготовлять всякого рода кушанья” редакция дает пояснения: “Вздорная книга, как и все поваренные издания, не исключая и кухни, к несчастью похваленной в № 22 “Книжного вестника” 1860 г., оказавшейся, при ближайшем с нею знакомстве, тоже дребеденью”. К роману М. Стеблицкого “ Некуда” дана ехидная аннтоция: “ Пресловутый роман, помещавшийся в “Библиотеке для чтения” прошлого года. В объявлении сказано, что это оттиски из названного журнала, но что отдельного издания не будет. Утешение это или угроза читателям?” Таким образом, редакция предостерегает интересы читателей от покупки никчемной книги”- .

Две точки зрения, два видения журнала совершенно полярные.

На наш взгляд, “Книжный вестник” справедливо было бы определить, как журнал критико-библиографический и книготорговый. Соединивший на своих страницах текущую библиографическую регистрацию книг и и периодических изданий, с критическими обзорами, рецензиями, и материалы по книжному делу, книжной торговле в частности. Такого же мнения, следует заметить, придерживается и Н. В. Здобнов в своей работе “История русской библиографии до начала ХХ века” (“В течение всего периода своего существования “Книжный вестник” был не только книготорговым, но и критико- библиографическим журналом”1 ).“Объединяя журналы под вывеской “ критико- библиографические”, мы не должны забывать, что библиографы середины прошлого века вкладывали в этот термин несколько иное содержание. В 60-е годы еще не завершилась четкая дифференциация наук, взаимосвязанных с библиографией (литературоведение, книговедение, текстология, археография и т.д.). Так что в журналах, обещавших быть “чисто библиографическими”, мы можем найти материалы, относящиеся по современным меркам к разным областям знания. Особенно тесно переплелись в те годы библиография и критика. Н. Г. Чернышевский даже говорил, что современная ему критика” обратилась в чисто библиографию””, -писал в статье “Книжный вестник” на рубеже идей” (№ 10 за 1985 год) А. Суетнов.

I. История издания журнала

4 ноября 1859 года Юрий Михайлович Богушевич, «желая способствовать распространению полезных сведений о вновь выходящих книгах», подал в Санкт -Петербургский цензурный комитет прошение о разрешении ему издавать журнал «Книжный вестник». 2

Богушевич (1835-1901) в начале 1859 окончил факультет восточных языков Петербургского университета со званием кандидата, был причислен к Министерству народного просвещения и командирован в комитет по делам печати.

К 1860 г. у Богушевича был уже некоторый издательский опыт. В 1857 и 1860 гг. Вышли два выпуска «Сборника, издаваемого студентами императорского Санкт-Петербургского университета» Сборник, как указывал В.И. Межов, был «основан по мысли и первоначальным заботам студента Ю. Богушевича». В 1858 г. Богушевич совместно с Н.Бенардики издал 5 выпусков «Указателя статей серьезного содержания, помещенных в русских журналах прежних лет , а именно: «Сыне отечества», «Библиотеке для чтения», «Финском вестнике», «Северном обозрении», «Репертуаре», «Пантеоне» и «Московском телеграфе». 3

Программа «Книжного вестника», приложенная к прошению, гласила :

1. «Книжный вестник» заключает в себе три отдела: библиографию, критику, смесь..

а) В первом отделе перечислять систематически, по предметам наук, все выходящие в России книги и брошюры по библиографической части с кратким, сжатым изложением содержания их. Из книг, изданных в России на иностранных языках, упоминать только замечательнейшие. То же самое соблюдать и в отношении журнальных статей. Впрочем, редакция будет в этом случае сообразовываться со своими средствами. В первом же отделе указывать журнальные критические статьи о вышедших книгах, с обозначением их содержания.

б) Во втором отделе помещать критические статьи, заключающие в себе разборы и отзывы о тех произведениях литературы, которые заслуживают особенного внимания по своему отношению к науке или жизни. Статьи этого отдела составлять преимущественно на основании мнений, уже высказанных печатью, представляя из них общий вывод - конечно настолько, насколько мнения эти будут беспристрастны и согласны с истиной; такого рода статьи, впрочем не должны исключать статей самостоятельных.

в) В состав третьего отдела войдут различные заметки и сведения, касающиеся книжно-литературного движения: о деятельности и характере различных наших журналов, о новых литературных предприятиях, о библиотеках, о типографиях и т.п.

Кроме того, не бесполезно будет дать место в журнале объявлениям от авторов, издателей, типографщиков и тому подобных лиц, по делу книжно-литературному.

2. Из вышеприведенных трех отделов только первый должен непременно заключаться в каждом номере издания, помещение же остальных будет зависеть от усмотрения редакции.

3. «Книжный вестник» будет выходить 2 раза в месяц 15 и 30 числа, т.е. в год выйдет 24 номера

Т.к. наперед нельзя определить с точностью будущего количественного и качественного богатства нашей литературы, а редакция не должна прибегать к какой-либо натяжке для дополнения или округления нумеров, то -

4. Подписная цена изданию назначается не за годовой период, а за 24 листа, который может выйти в свет период более короткий или более долгий, чем один год, и составить менее или более 24 номеров, смотря по обстоятельству, упомянутому перед сим. За 24 листа цена назначается: без пересылки более 2р.45 к., с пересылкою - 3 р. При благоприятных для издания обстоятельствах цена может быть понижена.

5. Для желающих иметь только 1-й отдел «Книжного вестника», заключающего в себе более общие краткие и полные (по количеству) сведения о вышедших книгах, - открыть подписку на один этот отдел, по той же цене за то же количество листов; для таких подписчиков этот отдел и печатать отдельно».4

Ходатайствуя об открытии подписки также только на 1-й отдел «Книжного вестника», Богушевич, возможно, полагал, что на этот отдел пожелает подписаться большое число книготорговцев.

28 ноября 1859 г. Главное управление цензуры разрешило издание журнала по представленной программе, с «исключением предполагаемой в оной особой подписки на 1-й отдел и с подведением подписки на весь журнал под общие правила, т.е. с назначением определенных сроков».5

8 декабря Богушевич представляет программу журнала , переделанную в соответствии с этим требованиями . В ней после пункта третьего следует: «Подписка принимается на год , полгода и четверть года на общих правилах».6

Программы этой «Книжный вестник» придерживался в общем во все время своего существования, при разных редакциях, расширяя или сокращая, а иногда вовсе устраняя то тот, то другой отдел.

Дата цензурного разрешения первой книжки журнала (№1-2) 22 апреля 1860.