Хлорофитум (Chlorophytum comosum). При пересадке этого растения по краям земляного кома хорошо видны белые утолщенные корни (диаметром от 1 до 3 см). На родине этого растения, в глинистых пустынях, короткий сезон дождей сменяется долгой засухой, во время которой растение очень экономно расходует воду, запасенную в утолщенных корнях. Это приспособление оказалось нелишним и в комнатных условиях - даже при очень нерегулярном уходе растение не только выживает, но и размножается - в темных помещениях только вегетативно, образуя дочерние розетки, а на светлом окне на той же стрелке с розетками расцветают маленькие белые цветы с шестью узкими лепестками.
Монстера (Monstera deliciosa) образует длинные воздушные корни даже там, откуда им никогда не дотянуться до земли. Эти корни могут добывать воду из влажного воздуха. А если позволить им “пить” из емкости с водой, листья растения начинают “плакать”. Но знайте - это слезы радости: наконец-то воды вдоволь! Ведь во влажных тропических лесах, откуда попала к нам монстера, влажность воздуха близка к 100%. И способность выделять лишнюю влагу через специальные “устройства” в листьях - гидатоды - приспособление к условиям, где почти ничего не удается испарить в насыщенный водяными парами воздух. Воздушные корни нужны там, где приходится далеко тянуться к свету. Растение торопится скорее пробиться сквозь кроны деревьев, длинный тонкий стебель вырастает в год на несколько метров, и корни уже не успевают снабжать растение питательным раствором из почвы. Кроме того, тонкий стебель может случайно оборвать животное, продираясь сквозь заросли, поэтому основную корневую систему “подстраховывают” многочисленные придаточные корни, которые свисают из-под каждого черешка листа. Найдя подходящий субстрат - а в тропическом лесу это не проблема: и углубления между толстыми ветвями деревьев, заполненные перегнившими листьями, и трещины коры, и щели во влажных камнях, поросших мхом, - корень внедряется туда, разветвляется и начинает кормить лиану, стремящуюся все выше и выше.
Многие видели вечнозеленый плющ (Hedera helix), ползущий по каменной стене, и уж наверняка все читали про стены старинного замка, увитые плющом. Со старинными замками все просто - трещин в каменной кладке столько, что грех не зацепиться корнями - здесь растут не только плющ, а и самые обыкновенные березки и сосенки. Но плющ, оказывается, может карабкаться не только по старой растрескавшейся, а и по совершенно новой гладкой стене и даже по каменному монолиту. Помогают ему в этом корни-присоски. Найдя твердую опору, корень разрастается, но не в длину, как у монстеры, а в ширину, на конце его получается “капелька”. А в “капельке” вырабатываются органические кислоты, растворяющие камень. Гладкая поверхность камня становится шероховатой, на ней появляются трещины и канавки, в которые забираются выросты корня-присоски. Оторвать такой корень от стены почти невозможно - легче выломать кусок камня! Коснувшись земли или мягкой коры, корень-присоска вырастает в обычный придаточный корень.
Где листья у кактусов? Корни есть, стебли - толстые, зеленые - тоже есть, есть даже цветы и плоды - вкусные ягоды. А листьев нет? Есть. Только не сразу и поймешь, что это листья - тонкие острые колючки. Одна колючка - самая длинная - центральная жилка, поменьше - боковые, еще поменьше - прилистники. Там, где надо экономить воду, но зато в избытке солнечный свет, листья не нужны. Поверхности стебля вполне хватает для фотосинтеза. А для уменьшения испарения, листья превратились в колючки. Клетки колючки живые только пока она молодая и растет, а потом некоторые из них отмирают, а оболочки других утолщаются и совсем перестают пропускать воду. А есть кактусы, у которых от листьев не осталось даже колючек. Такие кактусы (например, Opuntia sp.) специально разводят как кормовые растения.
На южных окошках часто выращивают растения с толстыми мясистыми листьями - суккуленты. Это всевозможные очитки (Sedum sp.), денежное дерево (Crassula crassifolia), каланхое (Kalanchoe sp.), алое (Aloe sp.) и другие. Клетки их листьев, заполненные липким слизистым соком, быстро набирают воду и удерживают ее, отдавая небольшими порциями. Если алое долго не поливать, листья его станут тонкими и свернутся в трубочку, но растение еще долго не завянет и будет терпеливо ждать, когда о нем наконец вспомнят и польют. На следующий день после полива листья снова станут толстыми и развернутся. У очитков и толстянок листья так долго хранят запас воды, что отломанный лист успевает дать корни и вырастить побег - так размножаются многие комнатные суккуленты семейства толстянковых (у растений этого семейства толстые листья держатся на тоненьком коротком черешке и легко отламываются). Случайно упавшие на подоконник листья часто прорастают прямо здесь, без всякой земли - вот сколько воды запасено в листе!
Лист зеленый. Зеленая трава, зеленые деревья. Если лист желтый или красный, значит, он уже прожил свой срок и вот-вот опадет, кружась на осеннем ветру. Но так бывает не всегда. Ведь в листьях есть не только зеленый пигмент - хлорофилл, но и другие - желтый ксантофил, оранжевый или красный каротин, розовый или фиолетовый антоциан. Если хлорофилла много, другие пигменты не видны - лист кажется зеленым. В крайнем случае чуть красноватым или желтоватым. А если на каком-то участке листа в клетках нет хлорофилла? Так часто бывает у тропических растений, которые привыкли жить при очень низкой освещенности и вдруг попали на свет - выбрались из-под крон деревьев или переселились на светлое окошко. Или произошла мутация, и при вегетативном размножении признак распространился. На листьях многих видов - сциндапсусов (Scindapsus), золотого дерева (Aucuba japonica), филлодендрона (Phillodendron), хлорофитума (Chlorophytum), традесканции (Tradescantia) - появляются светлые пятна, клетки которых лишены хлорофилла. Если других пигментов мало, пятна белые. Если много - цветные. Пестролистные сорта декоративных растений выводят, изменяя размер и форму пятен, варьируя окраску. При содержании пестролистного растения в комнате следует учитывать, что ему требуется больше света, чем тому же виду без пятен, - ведь у пестролистной формы фотосинтез происходит только на части площади листа! На ярком свету и пятна будут яркими, многочисленными, крупными, а в тени на тех листьях, что уже развернулись, пятна побледнеют, а молодые листья могут и вовсе стать зелеными.
У многих комнатных растений - фиалки (Saitpaulia hybrida), молодила (Sempervirens sp.) - листья как будто растут прямо из земли. А если еще вспомнить, что оторванный лист фиалки способен развиться в новое растение, то придешь к выводу, что стеблей у этих растений нет. Но это не так. Стебель у них есть, только он очень короткий, спрятан среди оснований черешков листьев. Доказать, что стебель есть, например, у молодила, очень просто: при недостатке света растение вытягивается, и стебель становится хорошо заметен. Попав снова на свет, растение возвращается к нормальному состоянию, но уже выросшие междоузлия укоротиться не могут, и на верхушке длинного стебля с мелкими редкими листочками появляется розетка с крупными, близко расположенными листьями.