Следующая стадия - перцептивная психика. Отражаются предметы как совокупность свойств, возникает способность анализировать и обобщать, возникают образы отдельных предметов и вещей. Такой психикой обладают низшие позвоночные (змеи, лягушки, рыбы и т.д.).
Наибольший интерес представляет третья стадия развития психики - мышление. Биологически процесс мышления связан с корой головного мозга, в особенности лобными долями коры. Наибольшее развитие лобные доли получили у обезьян, особенно у человека, а также китов, дельфинов. Высшая стадия развития психики характеризуется способностями к проведению аналогий, к отражению не только свойств и целых предметов, но и ситуаций, отношений, связей и взаимодействия между объектами, умением моделировать ситуации, т.е. заменять ситуацию похожей, находить решение и переносить его на исходную ситуацию.
В реальности столь четкое разграничение стадий выполнить нельзя. Способность к моделированию ситуации имеют волки, лисы, да и многие другие млекопитающие, а также птицы. В результате многочисленных исследований были получены данные о наличии у обезьян способности к аналогиям, обобщениям, логическому мышлению, и даже к абстрактному. Обезьяна, если не может решить задачу сразу, прекращает попытки и отвлекается на что-нибудь другое. Через некоторое время она находит решение. Так же ведет себя и человек. Изучение дельфинов проводить сложнее из-за различия в среде обитания, отсутствия у дельфинов конечностей и, соответственно, отсутствия у них возможности осуществлять какие-либо действия. Главная проблема на сегодня - изучение и расшифровка их языка. Это, пожалуй, единственная возможность найти с ними общий язык и проникнуть в их тайны.
Наличие у животных высших типов мышления позволяет предположить, что развитие разума шло постепенно и переход от разума животных к разуму человека плавный, без больших скачков, и ничто не мешает разуму развиваться в нескольких направлениях и, таким образом, нельзя исключать существования на Земле не менее высокого разума, чем у человека, и, кто знает, может быть даже еще более высокоразвитого.
Пока остаются открытыми два главных вопроса, имеющих огромное, не только естественнонаучное, но и философское значение:
1) Что такое "мысль"? Какие процессы сопутствуют мышлению, вызывают его, управляют им, материальна мысль или нет? Что это - излучение каких-то волн, образование новых веществ, или еще другое?
2) Закономерно ли появление разума? Является он целью развития природы, ее побочным продуктом, или промежуточным? Имеет ли он границы своего развития и если да, то чем они определяются?
Элементарная сенсорная психика появилась после появления нервной клетки, т.е. клетки, специализирующейся именно на сборе и обработке информации, а также дальнейшем ее использовании. Фактически нервная система - это управленческий аппарат организма, а отдельная клетка - чиновник. Так как все чиновники высокие специалисты и работают в полную силу, то, вопреки жизни социальной, в данном случае чем больше чиновников - тем лучше, тем выше возможности системы. Но даже отдельная нервная клетка - это качественный скачок, это возможность пусть очень примитивно, но мыслить. И в этом смысле не имеет значения, сколько таких клеток имеет организм - одну, десять или миллиарды, этим определяется только уровень мышления, но наличие мышления определяется существованием даже одной клетки и принципиальное отличие существует не между человеком и собакой или даже рыбой, а между человеком и березой, грибом, амебой, губкой и т.п., ибо даже примитивные черви поддаются обучению, так как у них есть нервные клетки.
Что касается второго главного вопроса, то здесь пока еще больше неясного, ответ предстоит искать долго. Конечно, если будет найден другой разум во Вселенной, или если удастся опытным путем доказать существование на Земле разума, равного человеческому или превосходящего человеческий по возможностям, то мы приблизимся к ответу на этот вопрос. Человечество очень хочет найти ответ. Что ж, подождем!
Глава 3. Разум и общество
Все живые существа живут сообществами. Никто в природе не может быть изолирован от окружающего живого мира, от представителей различных видов животных, в том числе и собственного вида. Совокупность животных одного вида, живущая на определенной территории относительно изолированно от аналогичных образований, называется популяцией. Члены популяций могут жить изолированно друг от друга, имея свой охотничий участок, свою охраняемую территорию обитания (медведи), а могут жить стаями (или стадами), например, олени, зубры. Животные, живущие стаями, естественно, очень тесно общаются между собой, для чего необходимо существование языка, т.е. известных всем членам стаи сигналов, обозначающих различные объекты, ситуации и т.д. Обычно в пределах вида эти сигналы одинаковы, но бывают и исключения, тогда животные одной популяции не поймут животных другой популяции. У животных, живущих группами, обязательно есть иерархия. Во главе стада стоит вожак, у многих видов животных есть "приближенные", есть стоящие в самом низу. Чем выше уровень развития данного вида, тем большую роль в выборе вожака играют такие его качества, как хитрость, сообразительность, наличие большого опыта, в то время как у низко стоящих решающую роль играет физическая сила. Конечно, у животных отсутствуют выборы по округам, животное становится вожаком "само по себе", естественным путем, если оно пользуется уважением у всех членов стаи. Такой способ "выборов" позволяет встать во главе стада действительно самому достойному, что, к сожалению, не всегда встречается у людей. Члены одной стаи ведут совместную "хозяйственную деятельность", т.е. вместе охотятся, вместе защищаются от врагов, вместе меняют место жительства (кочуют). У многих видов стая (стадо) неоднородна, между ее членами существует разделение труда. Пока стадо пасется, несколько животных обозревают окрестности, чтобы вовремя предупредить всех о приближении врага. У некоторых видов существуют "детские сады", где одна или несколько самок воспитывают всех имеющихся в стае детенышей.
Все это позволяет говорить о том, что социальная структура общества присуща не только человеку, но и животным. Происхождение человека, согласно общепринятым взглядам, является следствием трудовой деятельности. Предками человека были обезьяны, спустившиеся с деревьев на землю. На земле они стали постепенно ходить на двух ногах, что позволило освободить руки для трудовой деятельности. Вначале эта деятельность заключалась только в кидании камней или добывании плодов, но постепенно обезьяны стали сами создавать орудия труда - примитивные заточенные камни, топоры. Здесь уже нельзя назвать их просто обезьянами, хотя, как свидетельствуют опыты, шимпанзе могут при необходимости создавать примитивные орудия труда. Процесс стал цепным, совершенствовались орудия - развивались руки и мозг, что позволило еще больше совершенствовать орудия. Вместе с развитием конечностей, мозга, скелета и т.п. шло и развитие языка, поскольку все усложняющаяся деятельность требовала все более подробного описания и, соответственно, более высокого уровня обмена информацией. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг" [1,с.8].
Возникает вопрос: а если бы не было изготовления орудий труда, если бы тот далекий предок остался на дереве - были бы сейчас люди на Земле? И еще вопрос: может ли существовать разум другого вида, например, пауки, осьминоги - могут ли они дойти до тех же пределов, что и человек? У них есть конечности и даже много, что, естественно, расширяет их возможности в сфере труда. Но ни пауки, ни осьминоги не пошли по этому пути, по пути производственной деятельности. Однако означает ли это, что они не могли бы подняться к вершинам разума? И, как другие виды животных, тоже остались на низком уровне из-за невозможности заниматься активным трудом? Но ведь выше уже говорилось, что у животных есть не только свои сообщества, которые можно назвать государствами (конечно, приближенно), но и трудовая деятельность, причем зачастую довольно сложная. Однако, например, труд муравьев не сделал их особенно разумными.
Если же брать таких животных, как киты и дельфины, то у них нет конечностей и поэтому они вообще не могут что-либо делать, т.е. хоть как-то менять окружающую среду, что-то изготавливать и т.п. Значит, разума у них быть не может? Но необходимо вспомнить, что кроме производственной деятельности человеку свойственна и духовная. И если в древности коллективы людей образовывались по "производственному принципу", т.е. для совместной охоты, строительства, защиты и т.п., то сейчас большая доля коллективов образуется по "духовному принципу", т.е. по общим интересам. Это не только всевозможные клубы, но и просто компании друзей, которых объединяют не только, или даже не столько общие интересы, но и просто взгляды, убеждения, чувства и т.п. И вполне можно предположить, что развитие разума может идти по этому пути, не по производственному, а по духовному, хотя бы у китов, дельфинов. Они ведь много поют, много играют, у них очень богатые и разнообразные чувства и способы их выражения. Не исключено, что на суше природа избрала производственный тип развития, который привел к вершине разума - человеку, а в море избрала духовный принцип, который привел к другой вершине - дельфинам.
В результате, поглощенный производством, человек запустил духовное развитие, которое стало сильно отставать от технического, стал портить природу, губить и травить ее, стал воевать сам с собой за право владеть лучшими техническими средствами, за богатство. А что же в море? А в море - полная гармония, никаких войн между дельфинами не бывает, они наслаждаются жизнью, наслаждаются неведомым нам духовным богатством, создают мелодии и танцы. Только человек все больше мешает им, уничтожая и их самих, и среду их обитания. И они уходят от вооруженного человека, но всегда приходят, когда он попадает в беду. Они дают нам уроки гуманизма, которые мы, к сожалению, очень плохо усваиваем.