Смекни!
smekni.com

Гены и судьба (генетико-философские аспекты) (стр. 3 из 4)

Естественно, что не всех “умных” такое общество подвергало остракизму. Хоть немногих, униженных и оскорбленных, но все-таки использовали в отдельных отраслях государственной деятельности. Однако и здесь не обошлось без судьбы, без предопределенности.

Суть в том, что не все гениальности могли реализоваться, а только те, что имели широкую норму реакции генотипа на социальные условия. Они могли при всех своих талантах представиться “серыми”. Немногим дано в одночасье плакать и смеяться. А кому дано, то это уже великие артисты. Это значит, что имеется широкое генетическое обеспечение этих свойств. Опять же судьба. Уже известный нам заяц беляк летом серый, а зимой белый, что обеспечивает ему в этот период большую выживаемость. Это и есть широкая норма реакции генотипа на условия среды. И не его вина, если он побелел раньше, чем выпал снег и стал более заметен, чем в сером одеянии. Из за этого добавились проблемы с выживанием. Но это уже не его судьба, а его автобиография.

Идеальным примером широты нормы реакции генотипа является наш знаменитый Т.Г.Шевченко. Его выкупили как перспективного художника. Обучали этому искусству в академии. Учредили ему звание академика художественной академии. А известен он в мире и в Украине как поэт с могучим талантом. У него были заложены генетические программы: художника и поэта. Последняя оказалась обеспечена генами полнее. К тому же для её реализации оказалось ненужным заканчивать литературные институты, академии. Достаточно было знать азбуку, язык и иметь, опять же таки генетически обеспеченное, желание совершенствоваться в нем и писать.

Судьба как объективная предопределенность прекрасно просматривается у однояйцовых близнецов. Они зарождаются с одинаковым генотипом, поэтому имеют одинаковые признаки, свойства, Вот несколько примеров. Марк и Райнес из Германии приводят в изумление медиков. У мальчиков всегда одинаковая температура тела и состав крови. Операцию по удалению аппендикса пришлось делать им с разницей в четыре часа. Одновременно заболели ангиной, и при лечении антибиотиками у обоих наступила аллергия. И это не единственный случай. Вера и Надежда Васильевы заболели в один день, несмотря на то, что одна жила под Ленинградом, а другая под Брянском. Или такой случай. Два близнеца из финской деревушки Раахе, которым было уже за 70, когда пробил урочный час. Еще бодрые не по годам старички в тот мартовский день решили прокатиться по делам на велосипедах. Сказано — сделано, сели — поехали. В разные стороны. А в 9 часов 20 минут утра сельский констебль уже составлял протокол на месте происшествия — тяжелый грузовик сбил одного из близнецов на скользкой весенней дороге. Не успели о трагическом происшествии известить родственников, как спустя 2 часа 17 минут второго близнеца на той же дороге сбил другой грузовик. Дональд Кейт из США почувствовал резкую боль в паху. Он позвонил своему брату близнецу, жившему в другом городе. И какое же было его удивление, когда он узнал, что тот недавно получил травму в области паха.

Знаменитые российские певицы сестры Зайцевы рассказывали, что когда одна рожала, у другой сестры болела матка. При этом одна рожала в Москве, а другая находилась в Австрии. Подобных историй наука знает множество. Все они говорят о предопределенности признаков и поступков тоже. В 1996 году в Москве был арестован маньяк Косарев Олег, который совершил 108 изнасилований. Однако преступления продолжались. Почерк был сходный. Когда был арестован и этот преступник Деев Валерий, обнаружилось большое сходство этих личностей. И не только внешними признаками, но и нервной деятельностью. Это говорит о том, что генотип этих людей во многом сходен и именно он определил их преступную деятельность.

Философия не дает четкого ответа и на вопрос о свободе воли. Это категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм. В последнем случае воля рассматривается как самостоятельная автономная сила.

Сегодня можно категорически утверждать, что в таком понимании свободы воли - ни у животного, ни у человека её не существует. Все действия живого организма генетически запрограммировано, в том числе и воля. Она тоже реализуется в пределах нормы реакции генотипа на условия среды. От любви до суицида. Галилео Галилей смог отказаться от своих идей, а Коперник – нет. В период гонений на генетику в СССР, многие генетики отказались от своих идей, а Н.И.Вавилов умер за них под своим девизом “на костер пойдем, но от своих идей не откажемся”. Воля – это тоже генетически детерминированное свойство человека и реализуется в зависимости от генотипа. А он, как известно, индивидуальный. Отсюда воля имеет определенную степень выраженности, т.е. свою индивидуальность.

Таким образом, свободу воли можно определить как степень реализации генетически предопределенных параметров индивидуума в определенных условиях. Поэтому воля это не философская категория, а генетическое качество. В этом случае философия избавляется от изобретенной ею, когда-то проблемы. Но при этом прибавляется проблема у общества, поскольку теперь нельзя считать проступки человека как его недостатки, ибо это его несчастье предопределенное генотипом. Клептоманами рождаются. Это их генотип, предопределивший желание воровать. И никакая правовая система не сможет остановить его от этого желания. Возникает процессуальная проблема наказания. С одной стороны человек не виновен в наличии у него неадекватного обществу генотипа, поскольку он никого не просил пускать его на этот свет и, тем более, не выбирал себе гены. С другой стороны, общество не может не реагировать на нарушение законов, традиций, обычаев. По-видимому, слово “наказание” придется заменить словом “изоляция”. Само собой разумеется, что речь идет не о простой замене слов, а о изменении юридической констатации подобных проступков. И к изучению этого вопроса юристы должны приступить уже сейчас. Тем более, что генотипы маньяков и им подобных неисправимы, а их поведение нельзя изменить, перевоспитать. Отдельно стоят проблемы предвидения и изменения судьбы. В первом случае, зная судьбу можно реализовать её во всей полноте в течение жизни, во втором случае – поменять плохое на лучшее.

Вначале остановимся на предвидении. Как научное явление, оно известно давно. В технике, биологии, общественной жизни предвидение базируется на известных объективных законах. Что же касается судьбы, то современной философией она не воспринимается возможной. Хотя известно много случаев предсказания судьбы, а точнее автобиографии многим выдающимся личностям, которые сбылись. Все, что было предсказано А. Пушкину, М. Лермонтову, Б. Наполеону, Н. Бухарину исполнилось. Это факты и их в истории общества огромная масса. Поскольку это неопровержимые факты, то вопрос о невозможности провидения отпадает. Однако возникает вопрос: как это происходит? В настоящее время этого не знает никто, в том числе и сами провидцы. Одно лишь можно с полной уверенностью сказать – таков их генотип. Отсюда следует, что и такие особенности человека дарованы ему генами, а в общем генетической информацией, которая маловероятна, но её осуществление возможно при большом числе людей. Но это пока не вопрос науки. Возможно, в будущем она и займется этим.

В наше время генетика обладает методами провидения, а точнее методами анализа генетической информации у детей задолго до их рождения, т.е. в эмбриональном периоде, когда еще можно говорить об аборте. Методы интенсивно совершенствуются и обновляются. Речь идет об амниоцентезе. Это медико-генетический метод, когда на 8-12 неделе беременности берут околоплодные воды, а вместе с ними и клетки эмбриона. После этого их изучают на предмет нормальности кариотипа (совоукупности хромосом). В случае наличия отклонений от нормы, об этом говорят родителям. А дальше их проблемы, что делать с зародышем. Необходимо лишь отметить, что подобные исследования в развитых странах резко уменьшили рождение детей с различными отклонениями.

В настоящее время имеются и более глубокие генетические методы. Можно определять наличие или отсутствие отдельных генов, а также их нормальность. Предполагается, что у человека имеется около 35 тысяч генов. На сегодня их известно более трех тысяч. И не просто известно, но ведомо, на какой хромосоме они расположены и где именно. С каждым годом это число увеличивается. Но уже сегодня можно определить нормальные ли гены там находятся или мутантные. Известно много генов определяющих различные заболевания. Так, например, известны гены рака груди, нейробластомы, гемолитической анемии и многие другие. Их тоже можно установить у эмбриона. Наступит время, когда задолго до рождения можно будет знать у эмбриона весь набор генов. А значит – свойства, особенности, таланты, естественно, и условия для их реализации. Это и есть научное предсказание судьбы. На свет будут рождаться здоровые в физическом и психическом отношении люди. И наперед будут знать не только свой онтогенез, но и его социальную реализацию. Но в этой бочке меда имеется и ложка дегтя. Может и не одна.

Во-первых. Каждому родителю хочется иметь талантливого ребенка. А где его взять, если это большая редкость. Зарождается значительно больше обыкновенных нормальных людей. Они не хватают звезд с неба, но обеспечиваю эту возможность для тех, кто это сможет сделать. Так кто же будет их родить? Во-вторых. Полная известность зародившейся генетической информации, предоставляет возможность знать день и час своей смерти. Это уже этическая проблема и к тому очень большая. Пока человечество к этому не готово. Несколько слов об изменении судьбы. По этому поводу можно говорить, в том случае если судьба признаётся как объективное явление. В других случаях разговор об этом некорректен. Невзирая на это в философии оба вопроса обсуждаются наравне.