Смекни!
smekni.com

Защитные способности организма (стр. 1 из 3)

Жданова Т. Д.

Насекомые большинства видов служат добычей для многих животных, поэтому способность избегать хищников и защищаться чрезвычайно важна для сохранения жизни особей и выживания популяции в целом. Несмотря на малые размеры, слабосилие насекомых, множество врагов и потери этот класс активно живет, занимая на Земле свои устойчивые экологические ниши. Вызвано это тем, что насекомые, как и любые живые существа, наследственно обеспечены всем необходимым для сохранения жизни. Это и целесообразное строение организма, и оборонительное (защитное) поведение, обеспечивающее безопасность, и устранение угрозы жизни особей. Такое поведение включает пассивно-оборонительные реакции и активную защиту себя, своего жилища и территории. К основным защитным устройствам и процессам относятся различные типы защитной окраски и формы живого существа, производство ядовитых веществ и пигментов и органы их выделения. Среди многообразных средств защиты от врагов особенно часто встречаются бег (например, у жужелиц даже личинки с бегательными ногами), прыжки (земляные блошки), быстрый взлет (скакуны, златки), падение с растений с подогнутыми конечностями и способность притворяться мертвыми (божьи коровки), а также маскировочная окраска, взбрызгивание едкой или пахучей жидкости. Многие насекомые используют все данные им возможности для комбинированной защиты от хищников.

Маскировка и демонстрация

Различают три типа защитной окраски и формы тела: маскировку, мимикрию и демонстрацию. Насекомые, как и многие животные, не только укрываются от хищников в убежищах, но и маскируются, скрываясь от их глаз с помощью покровительственной окраски. Она делает их менее заметными в местах обитания, позволяя слиться с фоном. Или, наоборот, яркость цвета и специфичность рисунка служат предупреждением врага о ядовитости насекомого. Одним из типов защитной окраски является и мимикрия.

Окраска и форма тела насекомого преимущественно соответствуют особенностям его местообитания. Биологические, морфологические и физиологические характеристики вида, которые находятся в соответствии с окружающей средой, называют жизненной формой. Например, жизненные формы саранчовых объединены в два класса: обитатели растений (фитофилы) и жители открытых участков на поверхности почвы (геофилы). Так, живущие среди зелени особи – зеленые, и окраска их способна удивительным образом меняться вплоть до желтой по мере высыхания растительности.

Окраска и форма тела гусениц тесно связаны с их образом жизни. Покровительственная окраска зачастую дана тем гусеницам, которые ведут открытый образ жизни. Она прекрасно гармонирует с окружающим фоном. Причем эффективность такой окраски повышается благодаря специфичности рисунка. Например, у гусениц бражника по зеленому или серому фону проложены косые полоски. Они как бы делят тело гусеницы на отрезки, что делает ее еще менее заметной на пестрой зелени. Сходство с частями растений, на которых обитает гусеница, увеличивается сочетанием покровительственной окраски с характерной формой тела. Так, гусеница пяденицы походит на сухие сучки.

Насекомые, обеспеченные покровительственной окраской и формой тела, сходными с листьями, веточками или даже птичьим пометом, зачастую сочетают это с особым инстинктивным поведением. Они способны оценивать ситуацию и в соответствии с ней располагаться по отношению к окружающим объектам, принимая различные маскировочные позы. Так, напоминающий лист кузнечик в целях защиты от хищников либо сидит неподвижно с плотно сжатыми крыльями, имитируя стебель, либо держит крылья расправленными, становясь похожим на лист. Покровительственная окраска и маскировочные позы могут способствовать как пассивному сохранению жизни насекомых, так и лучшим возможностям для охоты. Например, как было показано выше, богомол – хищник, и благодаря эффекту маскировки может долго сидеть неподвижно, поджидая свою жертву. Кроме того, он способен хорошо замаскироваться с защитной целью.

Насекомые некоторых видов наделены пестрой демонстрационной (угрожающей) окраской. Она является сигналом для их врагов: «Не трогай! Опасно для твоей жизни!». Например, птица, отведав несъедобную божью коровку или жалящее насекомое, хорошо запоминает неприятный урок и яркую окраску насекомого. Предупреждающая окраска может быть у особи постоянной, как у жалящих насекомых, или появляется в опасный момент, «вспыхивая», когда насекомое принимает позу угрозы. Многие гусеницы тоже наделены демонстрационной окраской тела, свидетельствующей об их несъедобности. А например, у античной волнянки эффект такой окраски зависит еще и от цвета волосяного покрова. Эта гусеница имеет причудливый вид – с яркими красными и черными пятнами по светлому фону и с пучками черных и желтых волосков различной длины.

Мимикрия

Мимикрия – это эффект подражательного сходства по форме и окраске тела представителей незащищенных видов насекомых с более защищенными. Либо это внешнее сходство животных с объектами окружающей среды. Мимикрия является еще одной из множества загадок непостижимой сложности и целесообразности устройства организмов и поведения особей. Многие ученые считают, что она не могла стать результатом проб и ошибок. Одним из примеров проявления такой мимикрии служит внешнее подобие бабочек белянок некоторых видов геликонидам, разновидностям южноамериканских булавоусых бабочек. Многие из геликонид обладают резким запахом и неприятны на вкус, благодаря чему их не трогают птицы. А бабочки белянки наделены целым комплексом подражательных возможностей, чтобы напоминать свои прототипы. Они держатся вблизи летающих или отдыхающих геликонид, имея не только подобную форму и окраску крыльев, но даже характер полета. В Южной Америке на одном кусте могут располагаться бабочки пяти видов практически одинаковой окраски. И хотя ядовиты представители только одного вида, птицы не трогают никого.

Кто посмеет напасть на перепончатокрылых? Одного раза будет достаточно, чтобы больше не захотелось. Под надежной охраной чужого устрашающего облика неуязвима бабочка-стеклянница. Она имеет желтое как у осы брюшко с полосками и прозрачные крылья, которые почти не несут чешуек, – ну точная копия осы. Мухи-журчалки тоже удивительно похожи на ос, а представители некоторых их видов – на шершней. Ильницы-пчеловидки напоминают пчел, шмелевидки – шмелей, а жука-восковика тоже не отличишь от шмеля. Безвредный европейский и южноамериканский шершневидный мотылек тоже защищен тем, что замаскирован под жалящего шершня.

Бабочки некоторых видов имеют на крыльях яркие пятна в виде глаз, отпугивающие хищников. Обычно крылья сидящей бабочки сложены, но при прикосновении к ней, они мгновенно раскрываются. Рисунок глаз отпугивает мелких птиц. А некоторые гусеницы имеют ложные глаза и наделены способностью также извиваться всем телом. Такое демонстрационное поведение гусеницы обычно отпугивает от нее мелких птиц и других хищников.

Вполне съедобный мотылек-медвежонок сохраняет жизнь благодаря ультразвуковой мимикрии. Этот мотылек наделен удивительной способностью «подражать» щелкающим высокочастотным звукам, которые издают для своей защиты тигровые ночные мотыльки. Ведь летучие мыши, которые охотятся по принципу эхолокации, избегают насекомых со щелкающими звуками. Их наследственные знания, иногда дополняемые приобретенным опытом, показывают что, как правило, «звучащая» добыча ядовита или имеет отвратительный вкус. Почему? Секрет прост – ядовитые насекомые используют предупреждающие ультразвуковые сигналы потому, что для летучих мышей, которые охотятся в ночное время, яркая окраска не имеет значение. Заодно летучие мыши не трогают вполне аппетитного мотылька, «подражающего» несъедобному.

Пассивно-оборонительные реакции

Чтобы избежать хищников, основными пассивно-оборонительными реакциями являются замирание, бегство, укрытие в убежищах и другие целесообразные поведенческие приемы.

Для того чтобы быстро уйти от врага и остаться невредимыми, многие насекомые обладают удивительно целесообразными устройствами. Среди них – органы движения, которые зачастую так совершенны и так гармонично связаны со всем организмом, что обеспечивают невероятные результаты. Так, жук-щелкун наделен сильными грудными мышцами и специальным механизмом на нижней стороне груди, благодаря чему в случае опасности он высоко подбрасывает себя в воздух. Жук длинной в 1 см подпрыгивает на высоту около 10 см. При этом он издает громкий щелчок, отпугивающий хищников. А расстояние, на которое прыгает в таких случаях блоха, в 350 раз превышает длину ее тела. В пересчете на рост человека – это прыжок на высоту 600 м!

Многие насекомые способны в случае опасности замирать или, как принято говорить, притворяться мертвыми. Например, если потревожить жучка яблоневого долгоносика, он мгновенно складывает ножки, падает с ветки на землю и некоторое время лежит там неподвижно. Этот рефлекс обмирания вызван важным для жизни жучка инстинктивным защитным механизмом. Падение с дерева обеспечивает более быстрое, чем передвижение с помощью лап, ускользание от врага. А серая окраска неподвижно лежащего со сложенными ножками маленького долгоносика, делает его неотличимым от комочков почвы. Существует даже семейство «жуков-притворяшек», которые обладают подобными защитными способностями, но отличаются особой быстротой проявления рефлекса обмирания.

Рефлекс обмирания характерен и для божьей коровки. И хотя она является активным охотником за тлями, регулируя количество вредителей растений, но при этом сама прекрасно защищена от посягательств любых хищников. Важным способом ее самозащиты является способность притворяться мертвой. Если этому жучку грозит опасность, он, прижимая к телу усики и ножки, падает на землю и лежит там недвижимо. Как только опасность миновала, жучок мгновенно оживает. Но если угроза остается, божья коровка выделяет желтоватую жидкость, неприятную на запах и вкус, которая отпугивает врага. И тогда ее пестрая окраска служит подтверждением того, что яркокрылый жучок ядовит и в пищу не годится.