Смекни!
smekni.com

О врановых (стр. 2 из 6)

Как известно, приручить врановых не трудно. Птенцы ворона и вороны быстро становятся ручными, и многое перенимают в обществе человека. Они легко обучаются забавным штукам – снимать шляпу с вошедшего гостя, заботливо поправлять прическу хозяйки дома и многим другим. Их можно приучить вылетать из дому и возвращаться обратно. Известны ручные вороны, научившиеся без посторонней помощи зажигать спички. Они подносили горящую спичку под крылья и нежились в тепле пламени и дыму. Делали они это довольно ловко, поэтому перья во время процедуры не опалялись. Врановые способны быстро обучаться, отчетливо говорить слова и даже их разумно применять. И вообще вороны часто показывает понятливость во многих своих поведенческих проявлениях.

Издавна известно, что ворона можно дрессировать как собаку. Он не всегда проявляет миролюбивый характер. Однако с собаками, лошадьми и рогатым скотом ворон зачастую дружит и оказывает им всяческие услуги, начиная от поиска блох и кончая самоотверженной защитой. Известно, что ворон даже способен проявлять особые чувства, например, тоску по пропавшему куда-то псу.

Из всех врановых чаще всего держат в неволе галку за ее веселый нрав, ловкость, понятливость и привязанность к хозяину. Воспитанными молодыми, галки осенью не бросают хозяина, а если их выпустить, то на будущую весну снова к нему возвращаются. Сороки, взятые из гнезда молодыми, тоже быстро становятся ручными; они привыкают к дому, учатся разным фокусам, насвистывать песни и выговаривать слова.

Способность к элементарной рассудочной деятельности

Еще недавно полагали, что у птиц дальше инстинкта дело пойти не может, так как думать-то им вроде бы и нечем – кора головного мозга неразвита. Но вот уже более полстолетия пернатые, и в особенности врановые, вызывают особый интерес у натуралистов и ученых в связи со своей способностью к научению, целесообразной пластичности поведения и высокому уровню рассудочной деятельности. Причем свои удивительные качества они проявляют как в естественной среде обитания, так и в экспериментальных условиях. Стало, наконец, понятным - предубеждение против птиц возникло в результате того, что исключительно большое значение, особенно с середины Х1Х века придавалось данным анатомии и слишком мало внимания уделялось поведению. Теперь же относительно птиц существует совершенно противоположное мнение: по всем вышеуказанным характеристикам врановые не уступают так называемым «высшим» млекопитающим. Рассмотрим некоторые примеры.

Эксперименты по открытию банок. Обычным городским воронам предложили следующую задачу. Они должны были придумать, как добыть пищу из металлических банок. Подготовка их велась на глазах ворон – жестяные банки наполняли через узкую дырочку сосисками и хлебом. Затем эти контейнеры с едой были выложены на траву, и вороны стали их обследовать, пытаясь достать лакомство через маленькое отверстие. Когда это не удалось, птицы опробовали различные методы: пытались расширить клювом отверстие, разбить банку, поднимая ее вверх, смочить ее водой. После тщетных попыток группа ворон улетела, а самые настойчивые продолжали индивидуальные обследования банок. Но вот одна ворона выкатила свою банку на дорогу прямо под колеса автомобилей. Банка была раздавлена, и ее содержимое стало доступно вороне. После этой удачи вороны поступили с остальными контейнерами таким же образом.

Проведенные эксперименты, показавшие сообразительность ворон, были дополнены еще и тем фактом, что этому приему добывания пищи от них научились окрестные вороны. Причем они на долгое время сохранили приобретенный навык.

Способность ворон к ассоциациям. Черные вороны достаточно быстро приучаются ассоциировать яичную скорлупу с наличием яиц. В экспериментах было показано, что сначала они не обращают внимания на отдельно лежащую битую яичную скорлупу. Затем воронам предложили вариант, когда скорлупа находилась с яйцами чайки, некоторые из которых они похитили. И тогда, когда яичную скорлупу вновь выкладывали отдельно, вороны уделяли ей особое внимание, тщательно обследуя все по близости. Результаты экспериментов достаточно убедительно показали способность ворон к ассоциациям.

Птицы способны решать задачи на экстраполяцию. Основываясь на наблюдениях за поведением животных, в том числе птиц, в естественных условиях, была разработана схема эксперимента, оценивающего уровень их способностей к экстраполяции. Этим термином обозначается способность животного правильно предугадывать ход какого-нибудь события на основе ознакомления с предыдущими этапами его развития. А поскольку предвидение событий не может быть непосредственно воспринято органами чувств, то экстраполяция является элементом мышления.

Сущность эксперимента заключается в следующем. Птицам предлагали отыскать одну из двух кормушек, одна из которых пустая, которые разъезжаются в разные стороны и исчезают из поля зрения птиц за ширмой. Чтобы решить задачу на экстраполяцию птицы должны помнить, в какой из кормушек был корм, и представить себе направление ее движения. Затем им нужно обойти ширму с той стороны, где из-за ширмы появится продемонстрированный пищевой стимул.

Исследования с курами, голубями и воронами показали, что куры и голуби, подобно рыбам, амфибиям и большинству грызунов, производили хаотичные движения и обходили ширму случайно. А врановые, так же как дельфины и известные своими «умственными способностями» крысы-пасюки, справлялись с этой логической задачей просто блестяще. Они при первом же ее предъявлении сразу направлялись в нужную сторону, то есть безошибочно экстраполировали направление движения кормушки. При этом на основании восприятия видимой вначале части траектории врановые использовали один из эмпирических законов – «неисчезаемость предметов». Наследственные знания «подсказали» птицам, что хотя кормушка и скрылась за укрытием, но продолжает существовать. Благодаря своей прекрасной памяти вороны сохраняют образ скрывшегося из поля их зрения пищевого стимула и осуществляют его поиск в правильном направлении даже по истечении некоторого времени (в тесте на отсроченную реакцию).

Следующие эксперименты показали, что вороны и попугаи, могут оперировать «законом о неисчезаемости» предметов при активном поиске корма, который накрыли непрозрачным стаканом. В отличие от них этим законом практически не оперируют голуби и куры. В большинстве случаев они перестают искать корм, когда он исчезает из их поля зрения.

Птицы успешно оперируют эмпирической размерностью фигур. Такие геометрические свойства предметов, как форма, наличие или отсутствие симметрии, размерность, относятся к пространственным признакам. Птицы, как и все другие животные, не только сталкиваются с ними во многих ситуациях своей среды обитания, но и умеют анализировать пространственные свойства предметов для использования для своих целей. Учеными было проведено тестирование животных, в том числе птиц, для оценки одной из форм их пространственного мышления – способности при нахождении пищевого стимула сопоставлять предметы разной размерности: трехмерные (объемные) и двумерные (плоские). Суть теста на «размерность» состоит в том, что объемная приманка не может быть спрятана в плоскую фигуру. Оказалось, что голуби не сумели сделать свой выбор, а врановые птицы успешно решали предложенные задачи. С первого же предъявления они выбирали объемную фигуру. А ведь задача эта не столь проста, как кажется. Для того чтобы ее решить, птицы должны, во-первых, мысленно представить, что ставшая недоступной для их восприятия приманка на самом деле не исчезает (закон «неисчезаемости»), а может быть помещена в объемный предмет; во-вторых, оценить пространственные характеристики объектов; в-третьих, извлечь из памяти образ исчезнувшей приманки и, пользуясь им как эталоном, мысленно сопоставить объекты между собой. А затем решить, в каком из них может быть спрятан пищевой стимул, сбросить объемную фигуру и завладеть приманкой.

Особое удивление ученых вызвал факт сходства в решении этого теста у птиц семейства врановых и, как считается, наиболее организованных животных – обезьян, дельфинов, а также медведей. В это же время большинство других хищных млекопитающих с таким тестом не справляются.

На основании проведенных экспериментов ученые, наконец, по достоинству оценили высокий уровень рассудочной деятельности птиц. Они установили, что, несмотря на различие в строении мозга млекопитающих и птиц (у последних отсутствует так называемая «новая кора»), представители обоих классов достигают сходных, достаточно высоких результатов при решении логических задач.

Математические способности врановых

Орнитологам давно известно, что птицы умеют оценивать количество яиц в гнезде. Видно это из следующего простого эксперимента. Пернатые каждого вида откладывают определенное количество яиц, и когда самочка снесет последнее яичко, его можно убрать. Пропажа будет обязательно обнаружена, и птица старается сразу же восполнить потерю, отложив еще одно. А если убрать и его, то она снесет новое. При многократном повторении опыта хозяйка гнезда будет настойчиво обеспечивать полноту кладки. Эти эксперименты вызвали у ученых горячие споры. Одни оценивали умение птиц замечать пропажу яиц как способность к счету. Другие утверждали, что птицы в связи со строгим постоянством размеров гнезда просто замечают наличие в нем свободного места. Для установления истины были проведены тысячи специально поставленных экспериментов, многие из которых осуществляли автоматическими киносъемочными аппаратами, чтобы полностью исключить возможность влияния человека на результаты. На основании этих опытов были сделаны выводы, что птицы на самом деле способны считать, но, несомненно, до определенного предела.