Группа VII: Отклонения от нормы положения столонов в колонии (рис. 9)
По опыту экспериментальной работы нам известно, что перерождение любых зачатков (верхушки роста побега, боковой ветви, гидранта) в столон — обычное явление для Dynamena pumila в том случае, если ее побеги по какой-то причине прижаты к субстрату. поэтому подобные морфогенетические реакции можно считать свойственными виду, а соответствующие аномалии — морфотипами вида.
VII—1 (17). Верхушка побега перерождается в столон. Столон, как правило, растет, плавно изгибаясь в одну сторону, что увеличивает вероятность его контакта с субстратом. Встречается редко.
VII—10. Столон растет от ствола побега. Чаще всего возникает на месте боковой ветви, т. е. от почки. Встречается редко.
Рис. 9. Отклонения от нормы положения столонов в колонии Dynamena pumila (группа VII)
VII—20( 10). Столон растет из гидротеки. На гидротеке видны ясные следы устья. Это означает, что в гидротеке был нормальный гидрант, который рассосался. При повторном росте зачатка образовался столон. Встречается периодически.
ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ АНОМАЛИЙ И МОРФОТИПОВ
Предложенная выше простейшая классификация аномалий. естественно, не является единственно приемлемой или даже лучшей. Всякая систематизация обретает свой смысл только относительно рассматриваемой задачи. В данном случае предполагается использовать в дальнейшем фототипические вариации строения побега Dynamena pumila для трех целей: 1) количественного анализа популяционной изменчивости вида; 2) изучения реакции вида на различные факторы среды; 3) поисков пределов морфогенетических возможностей вида.
Первые две задачи допускают достаточно формальную систематизацию аномалий, лишь бы классификация была не громоздкой. а кластеры были достаточно ясно разграничены между собой, чтобы легко можно было применять количественные методы сравнения, поэтому излишняя детализация для достижения данной цели противопоказана.
Для третьей задачи — анализа широты морфогенетических возможностей вида, напротив, целесообразнее скрупулезно выделить в спектре морфотипов все множество вариантов строения, а классификацию проводить в соответствии и с учетом предполагаемых механизмов морфогенеза. В этом случае количество описанных выше аномалий D. pumila должно быть увеличено примерно вдвое.
Мы выбрали первый вариант классификации, постарались ограничить разнообразие аномалий, ориентируясь на определяющие признаки, указанные в описании аномалий, поэтому при практическом использовании нашей классификации рекомендуется множество принципиально не различающихся разновидностей сводить к ключевому морфотипу, искусственно занижая, таким образом, морфогенетическую вариабельность.
Подразделение всей совокупности аномалий на семь разновеликих групп, выделенных достаточно условно, позволяет при необходимости, располагать в системе новые нахддки ближе к родственным аномалиям. Той же цели служит дробная нумерация (1...10...20...), в которой зарезервированы обозначения для еще не обнаруженных морфотипов.
Нумерация предшествующей классификации (Марфенин, 1975) также сохранена в виде числа в скобках. Это не только служит обеспечению преемственности: оказалось, что все наиболее часто встречаемые аномалии были представлены в прежней компактной системе. Редко встречаемые аномалии могут быть для решения многих задач сведены вместе или оставлены без рассмотрения как не достоверные для количественного сравнения, тогда удобнее пользоваться более простой старой классификацией, однако для обработки нового фактического материала правильнее применять предлагаемую усовершенствованную и существенно пополненную классификацию. Все предложения по дальнейшему совершенствованию системы морфотипов Dynamena риmila просим присылать по адресу: 119899, Москва, Московский государственный университет, биологический факультет, кафедра зоологии беспозвоночных, тел.: 939-36-56.
Список литературы
Марфенин Н. Н. Аномалии формы побега колонки Dynamena pumila (Hydrozoa, Leptolida). // Комплексные исследования природы океана, вып. 5.—М., 1975. С. 230—239.
Марфенин Н. Н. Морфологические аномалии — резерв адаптивной радиации (на примере колониальных гидроидов) // Следы жизнедеятельности и динамика среды в древних биотопах: Тр. XXX сессии Всесюзн. палеонтол. о-ва.— Киев, 1988. С. 149—156.