Взаимоотношения молодых супругов во многом регулируются свекровью. Считается, что мудрая свекровь всегда, хотя бы номинально, поддерживает молодую невестку. В первый год совместной жизни, особенно в период беременности молодую жену балуют, стараются избегать замечаний в ее адрес. Вместе с тем приличия требуют, чтобы молодые супруги не демонстрировали нежных отношений при родственниках, особенно, при свекре и деверьях старше мужа.
Как правило, молодые супруги первое время живут с родителями мужа, «отделяясь» либо с женитьбой следующего сына, либо через год-два. Младший сын (кенже), а также единственный сын обязаны жить с родителями и содержать их на старости.
Современные молодые женщины, как правило, не ограничиваются домашними заботами и успешно сочетают их его службой. Однако это не освобождает их от функций хозяйки, которая не только занимается домашними хлопотами, но и несет на себе груз обязанностей, связанных со свадьбами, празднествами, похоронами и др. ритуалами у родственников, соседей и знакомых. Особенный характер казахского гостеприимства, исторически обусловленный кочевым укладом жизни, требует от хозяйки большого терпения и сноровки, т.к. институт гостеприимства и в современном казахском обществе сохраняет функцию регулирования социальных взаимоотношений.
В соответствии с нормами морали казахов считается, что от невестки в целом зависит атмосфера, которая складывается в семье: приветливая, хозяйственная невестка, у которой дело спорится в руках, которая умеет сочетать службу с домашними заботами и соблюдает обычаи, часто становится главной причиной, по которой старые люди остаются жить с сыном.
БЛОК ІІ
Мать в зрелые годы 1. Мать является родительницей а. Родительница любит ребенка. б. Родительница ухаживает за ребенком. в. Родительница воспитывает дочь. г. Родительница воспитывает сына. д. Дети любят мать. е. Дети уважают мать. | |
2. Мать является женой а. Жена и муж любят друг друга. б. Жена и муж уважают друг друга. в. Жена ухаживает за мужем. | |
3. Мать является снохой (невесткой) а. Сноха чтит старших родственников мужа. б. Младшие родственники мужа уважают сноху. в. Невестка подчиняется свекрови и ее старшим невесткам номинально. | |
4. Мать является хозяйкой а. Хозяйка распоряжается ведением домашнего хозяйства. б. Хозяйка регулирует финансовые расходы семьи. в. Хозяйка привечает гостей. г. Хозяйка организует женскую часть работы во время торжеств и похоронных ритуалов. | |
5. Мать является свекровью а. Свекровь живет с сыном и невесткой. б. Свекровь обучает невестку женским премудростям. в. Свекровь регулирует отношения молодых супругов. | |
6. Мать является тещей | |
а. Мать не живет с дочерью и зятем. б. Теща и зять уважают друг друга. в. Теща не вмешивается в жизнь дочери и зятя. | |
7. | Мать является сватьей а. Сватья пользуется почетом и уважением. |
8. | Мать является бабушкой а. Бабушка любит внуков. б. Бабушка воспитывает внуков – детей сына. в. Бабушка отдает предпочтение первенцу сына. г. Бабушка помогает в воспитании внуков – детей дочери. |
9. | Мать является труженицей а. Труженица выполняет служебные обязанности. б. Труженица зарабатывает деньги. в. Труженица отдыхает. |
Этот возрастной этап в жизни матери связан с воспитанием взрослых детей, свадьбой, после которой мать осваивает роль свекрови, тещи, сватьи, а затем – бабушки.
Он характеризуется как изменением социального статуса женщины, так и упрочением ее положения в семье. Женщинамать в этот период, как правило, добивается известных профессиональных высот, набирается опыта и мудрости. Определенная устойчивость характеризует ее отношения с мужем, детьми, родственниками мужа. Если у ее мужа есть младшие братья, то это означает, что женщина имеет опыт руководства младшими невестками в качестве абысын и т.д.
В воспитании детей матери отводится большая роль, ибо на ней выполнение так называемых экспрессивных функций, в то время как отец выполняет инструментальную функцию (внешнюю, в том числе материальное обеспечение семьи). В современной казахской семье мать отвечает не только за воспитание девочек, но и за поведение мальчиков. Во многих современных семьях мать чаще отца бывает в школе, на родительских собраниях, регулирует повседневное поведение детей. Авторитет отца в казахских семьях непререкаем.
Важным принципом в основе взаимоотношений людей в казахском обществе традиционно считается принцип старшинства, с разъяснения которого начинается основной момент социализации ребенка. Как отмечают этнографы, понятие сыйлау («уважение», «почтительное отношение») предполагает целую систему поведения, ожидаемого по отношению к старшим. Как и в старину, в соответствии с казахским этикетом, считается непозволительным грубить родителям, пререкаться с ними, перечить им. «По отношению к матери сохраняется требование доставлять ей только радость, поскольку <…> огорчения матери не окупаются никакой ценой» [Обычаи и обряды 2001: 287]. Вместе с тем система воспитания традиционно основывалась на принципе «До пятилетнего возраста относись к ребенку как к царю, с пяти до пятнадцати – как к рабу, после пятнадцати – как к другу». Поэтому отношение взрослых к маленьким детям ровное, мягкое, добросердечное. Телесные наказания, как правило, очень редки (см. в связи с этим наблюдения И. Букина, Р. Карутца) [Обычаи и обряды 2001: 288]. По традиции, детям никогда не делают замечаний в присутствии посторонних (в соответствии с этикетом гостеприимства). Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек сохраняется и сейчас. Различная форма приветствия, различные требования к личностным качествам мужчин и женщин определяют и целый ряд требований и запретов, с которыми детей знакомят с самого раннего детства. В первую очередь, родители стараются сформировать в девочке скромность, почтительность, трудолюбие, уважение к мужчине и т.д., а в мальчике – самостоятельность, независимость, храбрость, немногословие, сдержанность.
Краткая характеристика свадебного обряда дается нами с целью охарактеризовать функциональное поведение женщиныматери. В современном казахском обществе проведение свадебного торжества, обустройство быта молодоженов и прочие проблемы решаются чаще всего родителями мужа. Как отмечает Г.Б. Ойшибаева, основными этапами свадебной церемонии являются сватовство, подготовка к свадьбе, взаимное одаривание подарками, регистрация брака в ЗАГСе и торжественный вечер [Обычаи и обряды 2001: 263]. Надо подчеркнуть, что свадебная обрядность казахов до XX века была повсеместно идентичной в своей основе, сохранив культурно значимые характеристики и в последующем. Изменения в свадебных ритуалах были обусловлены
взаимодействием с другими народами, советской обрядностью, поэтому традиционные элементы в различных регионах претерпели определенную трансформацию, что и отмечено авторами коллективного труда «Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем».
Традиционные этапы бракосочетания могут варьироваться в зависимости от материального положения сторон, от степени их готовности к проведению свадьбы, от того, насколько одобряется близкими родственниками предполагаемый брак.
Сватовство сейчас осуществляется после предварительной договоренности молодых, поэтому, скорее, это чисто формальный акт, предполагающий знакомство будущих родственников. В сватовстве участвуют 3-4 человека: жених, близкие родственники, иногда возглавляемые отцом жениха. Женщины, тем более мать, в этом ритуале не участвуют (за редким исключением). Определяется день свадьбы, расходы и количество приглашенных гостей, взаимные подарки; иногда договариваются о совместной свадьбе, чтобы ограничить расходы и помочь молодоженам.
Специфика современных свадебных обычаев и обрядов в различных регионах Казахстана обрисована в указанном труде, поэтому мы не будем останавливаться на частных особенностях этих обрядов, отметим лишь, что наиболее полный вариант свадебной обрядности сохраняется в сельской местности, а также характерен для южного, юго-восточного регионов республики.
Сватам оказывается почетный прием, забивается скот, чаще всего овца. Традиционно жених угощается ритуальным блюдом төс (баранья грудинка), которое он должен разделить на части и поделиться с окружающими, а сваты – блюдом құйрық-бауыр (курдюк с печенью), символизирующим согласие родителей невесты. Сторона жениха, в свою очередь, одаривает родителей невесты подарками, определенной суммой денег. Все это по традиции преподносится в виде қоржын – сумки, сумы.