Смекни!
smekni.com

Когнитивно-лингвокультурологический анализ картины мира казахско-русских билингвов (стр. 40 из 46)

(мужчина женится на сестрах; позднее выражается в том, что вдовец женится на сестре умершей жены). Левират предполагает обратное: вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата (близкого родственника) умершего мужа.

Брак при матриархате заключался по инициативе женщины. Во главе материнской семьи стояла старшая женщина, руководившая всей трудовой деятельностью семьи. С развитием матриархата старшая обретает большую власть, играя немаловажную роль в заключении браков. Предпочтение отдается девочкам. Материнские семьи образуют материнскую родовую общину, совокупность которых, сохраняя деление на фратрии, образует племя, которое при развитом матриархате иногда также возглавляется женщиной. Материнский род сохранялся с большой прочностью. Когда женщины в связи с замужеством уходили в другую семью, в материнской семье оставались мужчины этого рода. Дети, родившись в семье своего отца, также со временем уходили в род своей матери. Как подчеркивает М.О. Косвен, семья в этот переходный период была весьма оригинальной: состояла из мужчин и их жен, но не детей, которые уходили к своим дядям по матери, но зато возвращались дети замужних женщин - племянники и племянницы. Эту семью возглавлял старший мужчина. Однако и женщина, вышедшая замуж, в первые годы не отрывается от своей семьи, время от времени возвращаясь на некоторый срок в свою семью. Пережиточные формы матриархата находят выражение и в так называемом авункулате (лат. аvunculus - “дядя по матери”) - комплексе “особых отношений между дядями и племянниками, состоящих в том, что дядя является ближайшим защитником своих племянников, а племянники - помощниками своего дяди; племянник имеет право на имущество своего дяди” и пр. [Косвен 1957:33].

С развитием производительных сил, которое выразилось в переходе от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству, мужчина, бывший преимущественно охотником, начал втягиваться в земледельческое производство; изменилась социальная роль мужчины и женщины. “Та самая причина, которая обеспечивала женщине ее господство в доме - ограничение ее труда работой по дому, - эта самая причина теперь утверждала господство мужчины в доме: домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, ее работа - незначительным придатком”, писал по этому поводу Ф.Энгельс [Маркс, Энгельс 1937: 137138]. В целом, эта перемена была вызвана ростом производительных сил вообще, независимо от отрасли хозяйственной деятельности, хотя преимущественное развитие патриархального уклада наблюдается в скотоводческих обществах. Появляются патрилокальные поселения (мужчина берет жену в свою семью). Недолговечный парный брак с развитием домашнего хозяйства переходит к моногамному браку - прочному соединению мужчины и женщины вместе с их потомством. Семья преобразуется в новую общественную ячейку - большую патриархальную семью.

Конечно, это сложный и длительный процесс, растянувшийся на тысячелетия; достаточно отметить, что пережитки и матриархата, и патриархата сохранились у многих народов вплоть до последнего времени, о чем более подробно будет сказано ниже.

Первой исторической формой моногамной семьи считается патриархальная семья, управляемая отцом. В соответствии с марксистской точкой зрения, главная причина возникновения моногамии (единобрачия) заключалась в потребности сохранить и передать по наследству частную собственность. Она стала возможной благодаря закрепощению женщин (уменьшение экономической роли, моногамия только для женщин). “Перед мужчинами развитие рабства открывало новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция)” [Социология 1994: 184]. Различные модификации патриархальной семьи, существовавшей в классическом виде на первых этапах рабовладения, сохранились и при феодализме.

Капиталистическая индустриализация разрушает характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством, а из всех экономических функций оставляет у многих семей лишь функцию организации быта. Поэтому при капитализме “отпадает необходимость в больших ‘неразделенных’ семьях и их патриархальной структуре, большинство семей начинают состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобретают менее иерархический и авторитарный характер” [Социология 1994: 185].

Функции семьи, этапы ее развития в марксизме строго детерминируются господствующей формой собственности. Западные социологи определяют тенденции в развитии семьи иными причинами (Т. Парсонс, Р. Хилл, У. Огборн, М. Элмер, У. Гуд, К. Лоренц и др.). Так, У. Гуд причиной распада расширенной семьи, превращения ее в нуклеарную, ослабления родственных связей считает индустриализацию и урбанизацию общества. Создается новая система ценностей; происхождение, связи с родственниками ценятся ниже, чем достижения, общественный статус. У. Огборн считает, что причиной изменений является техническая революция. Семья утрачивает производственную и экономическую функцию, однако вместе с тем усиливается ее воспитательная функция и функция упорядочения супружеской жизни.

Немецкий социолог К. Лоренц отмечает ослабление связей между родителями и детьми в современном обществе, отсутствие ранговой структуры (авторитета старших), что, в целом, ослабляет роль семьи, причем не только как социального института, но и социальной группы, “закрытой системы взаимодействия”, призванной сохранять психологическую стабильность, психологическое единство. Т.Парсонс, рассматривая семью как относительно простую социальную систему (орган социализации и стабилизации личности), обращает особое внимание на функциальную устойчивость семьи, которая достигается тем, что отец выполняет инструментальную роль, мать — экспрессивную. Статус семьи определяется и профессиональной ролью отца. Инструментальная роль определяет отношения семьи как системы к другим общественным системам (т.е. это внешние отношения). Экспрессивная область касается внутренних отношений семьи. М.Элмер подчеркивает возрастание психологической и эмоциональной функций семьи. Кроме того, семья — основная единица социального контроля.

В целом, ученые-социологи сходятся на том, что урбанизация, развитие техники и транспорта и прочие факторы современной жизни способствуют ослаблению родственных связей. Ослаблению семьи способствует и анонимность городской жизни, в то время как в сельской местности еще достаточно высок социальный контроль.

Таким образом, семейные отношения и семейная организация детерминированы социально-историческими и социально-экономическими причинами. И если семья является важнейшей формой воспроизводства населения, то речь идет не только о физическом, но и духовном воссоздании; не только о рождении ребенка, но и о его воспитании в соответствии с нормами того общества, в которое включена семья.

Характер семейной структуры “определяется в конечном счете социально-историческими условиями: состояние общественных отношений порождает соответствующие тенденции в семейных отношениях и т.д. <...> Семейная власть может основываться на экономическом преобладании или моральном авторитете, <...> сосредоточиваться в одних руках или распределяться между несколькими взрослыми членами семьи <...> разнообразны и формы проявления семейной власти - от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом” [Социология 1994: 193].

Что касается социальных функций женщины, то общеизвестно, что при матриархате женское начало превалировало во всем. По словам А.К. Бычко, ученые поразному объясняют причины появления материнского рода (одни, например, П.П.Ефименко, связывают культ женщины с признанием значения матери-прародительницы, другие (С.А.Токарев) больше склоняются к “социальной трактовке вопроса, усматривая в этом культе возвеличивание женщиныорганизатора, охранительницы домашнего очага”. Символика “женщина - мать жизни” проходит практически через все творчество древних (орнаментальная живопись, сказки, древняя скульптура и пр.) Как полагает А.К.Бычко, культ женщиныматери длился очень долго - 100-40 тыс. лет до н.э. “в его природно-биологическом понимании” и 5-4 тыс. лет, когда в культе матери превалирует организаторская функция (период присваивающего производства и примитивного земледелия) [Бычно 1988: 22-23].