В начале среднеанглийского периода полностью разрушается система склонения причастий. Причастие утрачивает способность передавать грамматические категории рода, числа и падежа, что было характерно для него в предыдущий период развития. Исчезновение такого важного для именных частей речи признака, как система склонения, дает толчок к интенсивному развитию у причастия глагольных черт. [8,с.68]
Причастия больше не согласуются с существительным.
aloveliladiinlynnenyclothed «красивая дама, одетая в одежды»;
The holy blisful martyr for to seke,
2.2. Развитие форм перфекта в среднеанглийском периоде.
Уже с начала среднеанглийского периода перфект прочно входит в систему глагола, получив категориальное значение, характерное для него и в современном языке. Правда, в среднеанглийском употребление перфекта еще не было нормализовано, мы находим перфект в таких случаях, где в современном языке он невозможен. Так, например, в среднеанглийском форма настоящего времени перфекта ( Present Perfect ) легко сочеталась с наречиями прошедшего времени. Однако принципиального различия в значении самой формы по сравнению с современным языком, по-видимому, не было.
С возникновением аналитического перфекта появляется новая плоскость рассмотрения действия — сопоставление действия с некоторой данной ситуацией или другим действием с точки зрения их временной последовательности.
Быстрому развитию аналитической формы перфекта способствовало, по всей вероятности, влияние скандинавских языков, в которых перфект сложился очень рано.
В течение среднеанглийского периода происходит окончательная грамматизация перфектных форм.
Этот процесс следует представлять себе следующим образом:
1. Вследствие многократного употребления глаголов beon , habban , sculan , willan в сочетании с различными другими глаголами происходит постепенное выветривание лексического значения этих глаголов. Этот процесс завершился в XIII , XIV веках. Например, в предложении ... The droughte of Marche hath perced to the roote - "... засуху марта пронзил до
корня..." глагол hath полностью утратил свое лексическое значение
«имеет».
2. Причастие II , являющееся вторым компонентом конструкций с глаголами beon и habban , в связи с общей редукцией окончаний утрачивает формы согласования в роде, числе и падеже и, тем самым, полностью входит в состав сложной глагольной формы. [3, с. 49]
Так, глагол have и глагол be в сочетании с причастием II смыслового глагола приобретают грамматическое значение перфекта. При этом, если они употреблены в форме настоящего времени, они служат для образования форм Present Perfect , а в форме прошедшего времени - для образования формы Past Perfect .
В течение среднеанглийского периода формы перфекта образовывались двояким путем: с глаголами движения и состояния в качестве вспомогательного глагола использовался глагол ben > be - быть; с переходными глаголами и непереходными глаголами, не обозначающими движение и состояние, в качестве вспомогательного глагола использовался глагол have - иметь.
Однако в начале новоанглийского периода происходит постепенное вытеснение форм перфекта с глаголом to be формами перфекта с глаголом to have . Этот процесс мог возникнуть как стремление разграничить формы перфекта и формы пассива. [10, с.75]
Например: is written - пишется (его пишут), is taken - берется (его берут).
Совершенно аналогично образовывались в то время формы перфекта глаголов движения.
Например: is come - пришел, is gone - ушел.
Подобное сходство морфологических признаков двух различных форм и явилось, видимо, причиной того, что формы перфекта от глаголов движения и состояния стали постепенно принимать в качестве вспомогательного глагола глагол to have , а глагол to be окончательно закрепился за формами пассива. Однако указанная дифференциация форм завершилась лишь в течение новоанглийского периода.
В течение среднеанглийского периода еще не установился твердый порядок составных частей названных глагольных форм, т.е. вспомогательный глагол мог стоять непосредственно перед основным глаголом, как, например: ... that hem hath holpen - "...который им помог", или после основного глагола, как, например: In alle mine live the ich iliued
habbe . - "В течение всей своей жизни, которую я прожил...", и, наконец, вспомогательный глагол мог быть отделен от главного различными членами предложения, как, например: ... and the yonge sonne ... hath in the
Ram his halve cours ironne ... - "...и юное солнце в знаке Овна половину
пути своего пробежало...". [1, с.148]
Окончательное становление твердого порядка составных частей этих форм произошло лишь в новоанглийский период.
Аналогичный процесс грамматизации прошел с глаголами shall и will , которые постепенно утратили свои модальные значения в сочетании с формами инфинитива смыслового глагола и превратились в грамматические показатели будущего времени.
При этом распределение форм shall и will по лицам в том виде, как
мы их употребляем в современном языке, произошло лишь в новоанглийский период.
Т.А.Расторгуева в своих исследованиях развития перфектной формы в английском языке сопоставляет употребление глагольных форм в переводах одних и тех же предложений из Библии в разные века:
Forsothe when Jhesus hadde comen doun fro the hil, many
XIVв. |cumpanyes folewiden hym.
Sothely when he hadde entride in to Capharnauv, centurion neigde
to hym, preyinge hym.
When Jesus was come downe from the mountain moch people followed
XVIв. him.
When Jesus was entered into Capernaum, there cam vnto him a
certayne Centurion, besechyng him.
В приведенных предложениях видно, что в XIV веке, в отличие от X, переводчик предпочел перфектную форму, чтобы обозначить завершенное, предшествующее действие, и употребил вспомогательный глагол haven. В переводе XVI века have заменен глаголом be, казалось бы, вопреки общей тенденции к его устранению в перфекте. Это произошло, по-видимому, потому, что перфект с глаголом be стал принадлежностью более высокого стиля и приобрел оттенок архаичности, торжественности.
2.3.Категории временной отнесенности.
Очень проблематичной представляется проблема перфектных форм английского глагола. Различные взгляды ученых по этому поводу можно разделить на 3 группы:
1. Перфект является частью грамматической категории вида;
2. Перфект принадлежит к грамматической категории времени;
3. Перфект представляет собой особую грамматическую категорию, отличную и от категории времени и от категории вида.
Среди сторонников теории о принадлежности перфекта к категории вида следует выделить Б.А.Ильиша и Г.Н.Воронцову, которые различают категории вида и времени, но считают их обязательно сопутствующими друг другу. Б.А. Ильиш выводит наличие вида в неопределенных формах. Таким образом, теория «общего вида» основывается не на реальном видовом содержании формы, а на противопоставлении ее другой глагольной форме, имеющей видовое содержание Теория о принадлежности перфектных форм к категории времени широко распространена в зарубежных научных кругах. Из отечественных лингвистов ее поддерживают, помимо прочих, М.Ганшина и Н.Василевская. И.П.Иванова рассматривает перфект как видовременную форму, которая может иметь и часто временное значение. Основным видовым значением перфекта настоящего времени она считает завершенность действия к моменту речи.
Третья точка зрения принадлежит профессору А.И.Смирницкому, который, отрицая принадлежность перфектных форм к какой либо из вышеперечисленных категорий, выделил их в отдельную категорию, названную им категорией временной отнесенности.
Профессор Смирницкий под перфектом понимает всю систему глагольных форм, заключающих в себе непосредственное сочетание причастия прошедшего времени с какой-либо формой глагола « have » - иметь, или представляющих собой это причастие само по себе с тем же грамматическим значением, которое характерно для непосредственного сочетания с глаголом « have ». Под этим подразумевается не контактное положение по отношению к форме этого глагола, а такая связь, которая осуществляется без участия какого-либо третьего звена. А.И.Смирницкий ставит вопрос о том, какую грамматическую категорию представляет собой перфект. По его мнению перфектные формы могут быть как общего, так и длительного вида и вместе с тем различаться по грамматическим временам совершенно так же, как и неперфектные формы, а кроме того, быть и вневременными (с точки зрения грамматической категории времени), это показывает, что перфект представляет собой особую грамматическую категорию.
Краткие выводы по главе II.
1. В начале среднеанглийского периода полностью разрушается система склонения причастий. Причастие утрачивает способность передавать грамматические категории рода, числа и падежа, что было характерно для него в предыдущий период развития. Исчезновение такого важного для именных частей речи признака, как система склонения, дает толчок к интенсивному развитию у причастия глагольных черт.
2. Новым в этот период является становление у причастия обстоятельственной функции. Причастные обороты с причастием I и причастием II или одиночные причастия могут выступать в среднеанглийском в обстоятельственных функциях (обстоятельства времени, причины, условия и образа действия).
3. Причастие II , являющееся вторым компонентом конструкций с
глаголами beon и habban , в связи с общей редукцией окончаний утра-
чивает формы согласования в роде, числе и падеже и, тем самым, полностью входит в состав сложной глагольной формы. Глагол have и глагол be в сочетании с причастием II смыслового глагола приобретают грамматическое значение перфекта.
4. Очень острой является проблема перфектных форм английского глагола. Различные взгляды ученых по этому поводу можно разделить на 3 группы: