Смекни!
smekni.com

Формирование познавательных учебных действий средствами дидактической игры (стр. 7 из 7)

Гусли, Цветики и Тюбики друзья творче­ских дел. Организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, верни­сажей, концертов своих одноклассников, вы­пускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в ко­торых участвуют товарищи по классу.

Медуницы друзья природы. Заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ве­дут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.

Шпунтики и Винтики друзья труда. За­ботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.

Торопыжки друзья спорта. Придумы­вают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, пра­здники.

Контрольный эксперимент.

Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Содержание эксперимента:

Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных»:

«Елка

Вечером большую пушистую елку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама внесла коробки с игрушками. На верхушке елки заблестела большая красная звезда. Красиво закачались бусы, хлопушки, звездочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет елка. На уроках труда мы делали игрушки для елки. Шили костюмы и маски для выступления на школьном празднике елки».

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования

Таблица 2.1.1 Результаты экспериментов.

Класс/отметка 2 класс (до эксперимента) 2 класс (после эксперимента)
Количество учащихся 15 15
Получили отметку 5 4 5
Получили отметку 4 4 7
Получили отметку 3 7 3
Получили отметку 2 0 0
Средний балл 3,8 4,1

Форма и требования к проведению контрольного среза совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.

Таблица 2.1.2 Результаты констатирующего эксперимента во 2-м классе

Вывод.

В ходе проведения эксперимента было установлено:

- В выбранных классах качество усвоения темы "Падежные окончания имен существительных" находится приблизительно на одном уровне;

- Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов;

- Разброс подготовленности учащихся вокруг средней достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.

Таблица 2.1.3 Результаты контрольного эксперимента во 2 - ом классе

Я пришла к выводу, что усвоенные во время игры знания намного лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».


Заключение

Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для развития учебных познавательных действий во 2 классах, я провела опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.

Методики, использованные мною на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.

Я рекомендую использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.

Также рекомендую литературу, использованную мною при проведении данной работы и указанную в списке литературы.


Список литературы

1. Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке.: Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.

2. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.

3. Дик Н. Ф. Раз - словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.

5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов.- М.: ВАКО, 2006.

6. Мищенкова Л. В. Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

7. Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс–минус. – 2000. – № 10 – С 3 – 12.

8. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. – 2006. – № 7 – С.20 – 29.

9. Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. / Д. Татьяченко // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 115 – 126.

10. Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6. –С.128 – 135.