Смекни!
smekni.com

Автоматизированные обучающие системы (стр. 3 из 3)

Эта АОС включает в себя целый пакет компьютерных программ; имеет информационный и контрольно-обучающий модули.

В структурном отношении она состоит из информационной и справочной частей и банка заданий, содержащего вопросы проблемного xapактера. Данная АОС «умеет» работать в четырех режимах. А именно. Она включает в себя два теста уровня знаний («входной» и «выходной»), т.н. «теорию» (особым образом сформулированное краткое содержание учебного курса); блоки обучения и контроля знаний.

В программной части этой АОС реализованы следующие авторские решения: время «прохождения» теста и контроля учащимся ограничено, а вопросы задаются с помощью датчика случайных чисел, но с равнозначной выборкой по каждой теме, что исключает их дублирование. При этом, когда студент работает с содержательной частью AOС, он не ограничен во времени. Вместо этого компьютер «устанавливает» определенное количество попыток ответить на вопрос (от 2 до 18 в зависимости от уровня сложности).

АОС Е.Н.Балыкиной обеспечивает «линейный» режим обучения студента, т.е. алгоритм прохождения каждой программы построен таким образом, что обучаемый вынужден отрабатывать тему до тех пор, пока не дает верные ответы на все вопросы. При этом он может получать необходимые справки, помощь или подсказки; студент может предлагать в свободно-конструированные ответы. В этой АОС предусмотрена диагностика типовых ошибок и неполных ответов. В случае отказа от ответа обучаемый получает правильный ответ. По итогам работы в каждом режиме АОС формирует т.н. «протокол», включающий в себя следующие сведения (рассмотрим их по графам): фамилия, имя, отчество студента; дата работы; темы обсуждения; время работы на ЭВМ; номер выполненных заданий; их количество; соотношение верных и неверных ответов; их содержание; оценка.

В целом нужно отметить, что построение комплексных АОС чаще всего используется при сознании и автоматизированных учебных курсов (АУК, а также «компьютерных учебников»).

§ 5 Зачем нужны АОС?

Это вопрос отнюдь не праздный. Многие гуманитарии сомневаются в целесообразности использования АОС в процессе обучения.

Что же. Давайте обратимся к фактам. В Белорусском госуниверситете был проведен широкомасштабный многолетний эксперимент, имеющий целью определение, эффективности использования АОС при обучении дисциплинам гуманитарного цикла.

В эксперименте приняли участие более 600 студентов старших и младших курсов естественных и гуманитарных факультетов вузов. Апробации подверглись более двух десятков различных АОС (по философии, истории, историографии, проч.).

В целях обеспечения чистоты эксперимента студенческие группы были разделены на два разряда: контрольные (т.е. те, в которых компьютер не использовался) и экспериментальные. При подведении итогов учитывались такие обстоятельства: несменяемость преподавателей, единый характер заданий; равная численность студентов в группах, одинаковые средний балл успеваемости и количество студентов по его категориям, единое расписание занятий и т.д.

Все студенты были обеспечены единообразным методическим материалом. Контрольным группам была выдана инструкция с перечнем вопросов, обсуждаемых в экспериментальных группах и обязательной методикой их отработки. Контрольные замеры осуществлялись традиционным образом, т.е. путем письменного опроса по выполненным заданиям с одинаковой продолжительностью контроля. При сравнении его результатов учитывались такие ответы: абсолютно верные; частично верные; неполные е указанием степени полноты; с небольшими ошибками.

Что же показал эксперимент? Смотрите:

По качеству знаний - количество ошибок в экспериментальных группах в 2,1 - 8,3 раза меньше, чем в контрольных;

по прочности знаний – потеря информации по истечении летних месяцев в экспериментальных группах - 20%, в контрольных – 60%;

- по уровню освоения материала – в экспериментальных группах он повысился в среднем с 2,7 баллов до 4,95 к исходу работы на ЭВМ по четырехбалльной шкале от 2 до 5 баллов.

Результаты говорят сами за себя[11].


[1]См., напр.: Ennals J.K. Artifical Intelligence applications to logical reasoning & historical research. EllisHolliwood. 1985.

[2]Балыкина Е.Н. Компьютеризация обучения истории в вузе((История и компьютер. Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. М. Геттинген. 1993. С.234-235.

[3]Здесь имеется в виду прежде всего ограниченность объемов экрана, но возможность использования диалогового режима, динамической графики, проч.

[4]Так, например, можно накапливать учебный материал в декартовых системах координат: на одной оси обозначить виды философского знания (гносеология, онтология, проч.), на другой - буквы в алфавитном порядке; на третьей - хронологию; затем использовать созданную таким образом «энциклопедию-матрицу» при построении АОС.

[5]Кстати, при создании игровой АОС вовсе не обязательно вникать во все тонкости программирования. Возьмите, например, книгу «Персональные компьютеры в играх и задачах» (М.1988). В ней Вы найдете листинги (т.е. тексты) 63 программ. Наполните их нужным содержанием и, пожалуйста, эффективные АОС у Вас в руках.

[6]Правильный ответ можно угадать по внешним признакам заданного, объекта или по его качественным характеристикам, нередко напоминающим и дополняющим сведения, имеющиеся в учебных пособиях; а также путем угадывания от одной до шести букв в требуемом слове.

[7]Для этoгo на каждом занятии нужно вводить фамилии студентов в компьютер.

[8]Это особенно важно для студентов-гуманитариев, нередко впервые сталкивающихся с ЭВМ.

[9]Т.е. таких средств, которые будут способствовать расслаблению учащегося, работающего на компьютере.

[10]Комплексная АОС выбирает как тематику, так и «кадры» шуток при помощи датчика случайных расстановок.

[11]Подробнее об этом эксперименте см.: Балыкина Е.Н. Компьютеризация обучения истории в вузе ((История и компьютер. Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании… - С.236.