Смекни!
smekni.com

«Азы» программирования и обучающие программы (стр. 4 из 5)

Концепцию о соединении мирового тела и мировой души.

Учение о самых общих законах человеческого существования?

Не знаю».

Заметим, что мы решились предложить варианты ответа, опираясь

на сочинения Платона. То есть в диалоге «Тимей» подробно приведены (и в тех же терминах, что крайне важно с методической точки зрения) те варианты ответов, которые мы предложили студенту. Таким образом, содержательная часть нашей программы - свободна от упреков в вольном толковании теории Платона. Рекомендуем запомнить это несложное правило: Ваши вопросы и варианты ответов должны быть валидны и корректны.

Однако перейдем к репликам на различные варианты. Первый вариант неправильный. Поэтому реплика будет следующей:

«Ваш ответ неточен. Учение о Времени и его органах входит в общий, но не в специальный очерк учения Платона о космических функциях ума. Попробуйте сравнить содержания разделов 31-37с и 37с-39е диалога Платона Тимей. Затем перечитайте разделы 29е-47е названного произведения и попытайтесь ответить еще раз».

(Последнее требование необходимо для того, чтобы студент мог представить место названных доктрин Платона в контексте его учения о функциях космического ума).

После чего мы возвращаем студента к вопросу «Г». Если он предпочтет ответ «2» (неверный), то реплика будет такой:

«Подумайте еще раз. Советую перечитать разделы 31-37с и 39e-40d диалога Платона Тимей. Затем прочтите разделы 29е-47е и попытайтесь ответить снова».

И опять возвращаем студента к вопросу «Г». В том случае, если студент признает правильным ответ «3», он не ошибется. Мы отметим его успех, подкрепим его мыслью Платона и переведем к вопросу «Д»: «Вы правы, и я рад, что Вы справились и на этот раз (собственно я от Вас и не ожидал другого»).

(Здесь, как и раньше имело бы смысл привести содержание разделов 31в-37с диалога Платона Тимей).

Нажав на клавишу «4», студент получит разъясняющую реплику, и ему вновь будет предъявлен вопрос «г». Реплика будет выглядеть таким образом:

«Вы ошиблись. Сравните содержание разделов 31в-37 и 41a-d диалога Платона Тимей. Перечитайте также разделы 29е-47е названного произведения. Пожалуйста, попытайтесь ответить еще раз».

В том случае, если студент попытался отговориться незнанием, наша задача дать ему это знание, поэтому мы выдадим ему такую реплику:

«Познакомитесь с содержанием разделов 36 - 37с диалога Платона Тимей».

(Еще лучше, если здесь будет приведено содержание этих paзделов и указана литература, ознакомившись с которой студент сумеет правильно ответить на заданный вопрос).

Затем мы опять предложим студенту тот же вопрос, чтобы, вооружившись новым знанием, он смог на него правильно ответить и закрепить таким образом полученную информацию.

Д) Пятый вопрос снова будет не такой, как предыдущие. Здесь студенту будет предоставлена возможность либо узнать о композиции Диалога Платона «Тимей», либо вернуться к началу и повторить все заново, либо, если он считает, что все усвоил и сведения о композиции диалога «Тимей» ему неинтересны, закончить работу с программой, Итак пятый вопрос:

Мы с Вами поговорили о содержании диалога Платона Тимей. Теперь, если хотите, можете вернуться в начало программы и предложить другие ответы (если Вам любопытен какой-нибудь вариант возражения на Ваш ответ). Кроме того, Вы можете ознакомиться с композицией диалога Платона Тимей или же закончить работу с программой.

Возврат к началу программы.

Сведения о композиции диалога Платона Тимей.

Конец».

В случае, если обучаемый нажмет клавишу «1», то мы, сообразно его желанию, вернем его к вопросу «А», и он сможет поработать с программой заново (возможно ему будет интересно, какие возражения он получит, нажав на какую-нибудь другую клавишу). Если студент нажмет на клавишу «3» , то работа программы будет прекращена.

Если обучаемый проявит интерес к композиции диалога Платона «Тимей», то на дисплее появится следующее: «Композиция диалога Платона Тимей такова:

1) Вступление 2) Функция космического ума (разделы 29е-47е)

3) Функции первичной материи как необходимости (разделы 47е-69а).

4) Совокупное действие ума и материи в образовании человеческого организма (разделы 69-92в). 5) Заключение (раздел 92с).

1) Возврат к началу программы.

2) Конец».

И здесь мы тоже предлагаем обучаемому сделать выбор: хочет ли он продолжить работу с программой (клавиша «1») или прекратить (клавиша «2»).

§ 5. Построение блок-схемы

В предыдущем разделе мы показали, как нужно ставить задачу и прорабатывать ее до мельчайших деталей - последнее называется - составлять алгоритм программы. Дело это вполне посильное даже тем, кто никогда не сталкивался с программированием. Единственное условие -это хорошо знать предметную область (то есть разбираться в содержательной части). Впрочем, есть, еще одно - способность мыслить логически, чтобы различные части программы не противоречили друг другу. Но мы полагаем, априори, что этa способность у Вас есть.

Но всегда ли удобно так расписывать программы? Не удобнее ли представить ее графически? Мы интуитивно чувствуем, да и знаем из опыта, что все то, что можно охватить как единый информационный образ, воспринимается лучше. Есть этому и объяснение.

Данные современной археологии говорят о том, что если мы соотнесем на временной шкале расстояние от появления человека вида «хомо сапиенс» до создания им письменности с расстоянием от времени создания письменности до наших дней, то мы увидим, что первое относится ко второму как 99 к 1 (да и то в лучшем случае). Другими словами, человечество имеет намного больший опыт работы с информационными образами материальных объектов, чем с абстрактными чисто информационными образами (счет, письменность и т.д.).

«Этот исторический факт, - пишет известный специалист в области информатики Г.Р.Громов[11] - в значительной степени объясняет выигрыш в эффективности решения абстрактных информационных задач, который дают в настоящее время средства машинной графики. Графический дисплей по существу «материализует» абстрактные информационные образы и позволяет, таким образом, включить в процесс решения задачи наиболее мощные области человеческой интуиции (которые были развиты за первые 99% времени развития человеческого интеллекта). Диалоговые системы машинной графики сникают субъективную сложность решаемой задачи, переводя ее из абстрактного мира информационных образов в конкретный, осязаемый мир реальных материальных объектов. На экране дисплея исследователь имеет возможность различать пространственное расположение отдельных компонентов исследуемого информационного образа, причем эти компоненты могут дополнительно различаться по яркости, цвету и так далее. Для процессов, исследуемых в динамике, дополнительные возможности интуитивного анализа появляются от «звукового сопровождения» пространственных эволюции графической модели. В связи с этим большая часть известных типов персональных компьютеров имеет встроенные средства (или возможности) для подключения программно-управляемых синтезаторов».

Может быть, и нам попробовать представить нашу программу в виде рисунка? Давайте с Вами условимся, что начало и конец программы мы будем обозначать в виде овала, текст, который должен появиться на дисплее, будем помещать в прямоугольник. В ромб мы заключим условие типа: если введена цифра «1», то на дисплее должен появиться такой-то текст, если «2», то другой и так далее. А стрелками будем обозначать, в какой последовательности одна порция информации должна сменяться другой.

Поскольку мы уже разработали нашу программу по шагам, построить такой рисунок нам будет довольно просто. Кстати, давайте запомним его название. Он называется блок-схема. То есть вся программа разбита на блоки, которые логически непротиворечиво соединены между собой.

Чтобы было понятно, какой именно блок где находится, мы, помимо тех обозначений, которых мы придерживались при описании создаваемой программы (вопрос «А», вопрос «Б») поместим внутрь изображенных фигур начало текста из вопроса или реплики.

И, наконец, последнее. Цифрами, которые будут стоять рядом со стрелками, мы будем обозначать, к какому блоку переходит программа в случае выбора студентом варианта, соответствующего этой цифре.

§ 6. Написание программы

Имея готовую блок-схему, написать программу не так уж и трудно. Давайте попробуем это сделать. Мы будем использовать как знакомые нам операторы, так и некоторые другие. Но неизвестных пока еще нам команд будет немного.

Перечислим их. CLS (clearscreen) - означает «очистить экран», употребляется тогда, когда мы хотим, чтобы предыдущий текст исчез и не мешал восприятию нового.

Команда REM- это ремарка. Это неисполняемая команда. Она нужна для того, чтобы удобнее было читать сам текст программы, она поясняет, что это за программа, или зачем нужен тот или иной оператор в этой программе. Вы можете употреблять его, а можете и нет. Тут все зависит от Вашего желания. Для функционирования самой программы этот оператор не нужен.

Команда INKEY- это команда приостановки работы программы на заданное количество миллисекунд. Иx количество помещается в скобках. Назначение ее в том, чтобы реплика на неверный или верный ответ продержалась какое-то время на дисплее, а затем Вам был предложен другой вопрос. Следует сказать, что эта команда присутствует не во всех диалектах BASIС. В некоторых она имеет вид PAUSE+.

Команда END - прозрачна по своему значению, она обозначает конец программы.

Нy, и последняя оговорка. Пустые команды PRINT предназначены для того, чтобы пропускать строчку. Мы их используем сразу два раза подряд, чтобы вопрос появлялся не в самом верху, а чуть пониже.

Итак, за дело. Сейчас Вы увидите, как с помощью незначительного количества команд можно создать довольно симпатичную программу.

10 REM«Диалоговая программа по истории философии»