Смекни!
smekni.com

Философские аспекты программирования (стр. 2 из 3)

Компьютерная программа это такое создание человеческого разума, которое впитывает в себя красоту как языка, так и механизма. Внешнее графическое проявление программ воплощается в понятие “компьютерная графика”. Сейчас компьютерная графика заняла достойное место среди таких направлений искусства, как живопись, киноискусство, мультипликация. Человек получил в свои руки инструмент, позволяющий воплотить в реальные картины свои фантазии и показать их широкой аудитории зрителей. Техническая сторона компьютерной графики достигла таких высот, что создаваемые в реальном времени электронно-вычислительной машиной картины человеческий мозг не может отличить от реальных. Однако за каждой картиной, созданной компьютером стоит ее истинный создатель-человек. Компьютер является линзой, которая увеличивает и предает широкой огласке идеи и образы, рождающиеся глубоко в человеческом сознании. Компьютер можно сравнить с мольбертом художника или кинокамерой режиссера.

Однако нельзя забывать, что не любые стихи являются произведение искусства и не каждый художественный фильм приносит эстетическое удовлетворение. Впечатление сильно зависит от личности создателя, от его мастерства и способности вложить душу в работу. И только когда программа, как и любая другая вещь, выполнена с душой, с полной самоотдачей, когда в работу вложены все чувства, опыт и разум создателя, только тогда программа уходит из разряда простых поделок, а ее создатель из разряда ремесленников.

Воплощение индивидуума в программе.

Известно философское понятие - отражение человеческого “Я” в деятельности индивидуума. Как и в любой деятельности, программист вкладывает свои знания, опыт, а хороший программист и душу в создаваемую программу. Каждый индивидуум, приобретя какой-то предыдущий опыт, вкладывает его в создаваемые им вещи. И программист не исключение. В программе воплощается его миропонимание и мироощущение. Компьютер становится как бы продолжением человеческого разума. Действуя по заложенной человеком программе компьютер “говорит” вложенными в него человеком словами и на определенные ситуации отвечает так, как ответил бы человек, его программировавший. Написание программы чем-то сродни воспитанию ребенка. Только воспитание проходит всю жизнь, а программирование все-таки имеет ограниченный срок. Также как маленькому ребенку программист объясняет, что компьютер должен делать в той или иной ситуации. Какие будут последствия на его действия и что нужно будет предпринять для изменения таких последствий. И как воспитание ребенка зависит от личности и примера родителей, так и программа зависит от личности программиста. Хороший человек будет вкладывать в компьютер набор действий, которые будут помогать людям в работе, учебе или отдыхе. Безответственный человек будет “учить” компьютер ломать, крушить, разрушать созданные другими людьми знания. Характерным примером может служить неиссякаемый поток так называемых компьютерных вирусов, программ, которые, копируя себя с компьютера на компьютер, разрушающе воздействуют на компьютерные системы, выполняя заложенный в них разрушающий алгоритм.

Влияние программы на личность.

У человека глубоко развито чувство следования авторитетам, следование за лидером. Эта черта развивается с детства, когда лидером для маленького человека являлся каждый взрослый. Все, что говорили взрослые было непреложной истиной, не подвергающейся сомнению. Взрослея, человек начинает критически относиться к окружающему миру и мнениям других людей. Однако этот критический подход во многом зависит от мировоззрения человека, его образования и жизненного опыта. Просматривается определенная закономерность, что к печатному слову человек относится менее критично, чем к живому. Это обусловлено развитием системы образования человека. Большинство научных знаний индивидуум получает через печатные издания. И по большому счету мировоззрение человека формируется именно в процессе учебы. Именно в эти годы закладывается понимание мира и места личности в нем. Формируется система ценностей и авторитетов. Именно в это время глубоко в подсознание закладывается отношение к печатному слову, как к непреложному авторитету. Можно вспомнить еще недавние времена социалистической цензуры, когда вся информация, выдаваемая через печатные издания, была тщательно отфильтрована и причесана для воспитания так называемого “коммунистического мировоззрения”.

Сейчас авторитет печатных изданий во многом утрачен. Учебники истории переписываются с завидной периодичностью. Газеты и журналы печатают такую информацию, которую в некоторых случаях можно смело отнести в разряд мифов и легенд. Однако авторитет утраченный печатными изданиями был тут же подхвачен электронными изданиями. А с развитием глобальной сети Internet перекочевал в нее. Сейчас услышать фразу “я прочитал в Интернете...” можно услышать чаще, чем “я был в библиотеке...”. Мне лично знакомы люди, обычно старшего поколения, безоговорочно верящего всему, что “сказал” компьютер. Этим широко пользуются недобросовестные торговцы. Еще недавно в самом центре Москвы можно было встретить бизнесмена с переносным компьютером, который за некоторую сумму “спрашивал” у вычислительной машины астрологический прогноз или что-нибудь в этом роде. И выдавал отпечатанные тут же прогнозы. А если присмотреться к рекламным роликам, которые крутятся на телевидении, то трудно не заметить, что в каждом втором из них компьютер играет роль советчика в использовании той или иной вещи. Образ человека в белом халате, нажимающего кнопку компьютера, на экране которого какие-то графики, просто кочует из ролика в ролик.

Эта вера людей в непогрешимость вычислительной машины основана также на внутреннем страхе перед непонятным. Ведь все что делает компьютер скрыто от посторонних глаз где-то глубоко в темных переплетениях жгутов проводов и пауков микросхем с непонятными надписями. И только на экране неожиданно возникают надписи, советы, готовые рецепты на все случаи жизни. Люди боятся своего непонимания, всей этой сложной конструкции и по этому верят в ее непогрешимость.

В последнее время в полной мере заявила о себе проблема непонимания истинной ценности вещей и истинных последствий своих действий. А компьютерные программы наряду с низкопробными фильмами, которые нельзя даже назвать художественными, вносят в эту проблему свой не самый маленький вклад. Особенно сильно влияние “электронного гуру” на неокрепшие души подростков. Огромное количество компьютерных программ пропагандируют насилие. Игры, где подростки управляют кровавой битвой все чаще переносятся в действительность. Подросток еще не может понять, что в компьютерной игре можно с размаха ударить противника ногой без всяких последствий, но тоже действие перенесенное в реальную жизнь может привести к трагедии. Подростки не понимают реальных последствий своих действий, они переносятся в виртуальный мир, где все не настоящее, они получают опыт, который нельзя применить на практике, у них формируется искривленное понимание окружающего мира. И чем более реалистично выполнена “виртуальная реальность”, тем тяжелее вернуться в реальный мир, с его реальными проблемами и объективными законами, не перевернутыми электронной техникой. В среде подростков существует такой термин “зависнуть”, который применим в том числе и к игрокам в компьютерные игры. В этом контексте он означает, что человек настолько погружается в “виртуальный” мир, что перестает ощущать объективную реальность, и не может оторваться от монитора, пока не “пройдет” всю игру до конца.

Это состояние сродни запою у взрослых. Ощущение то же. Человек погружается в сюрреалистический мир фантазий и вывести его оттуда довольно трудно.

Часто человек теряет понимание истинных ценностей и перестает адекватно воспринимать окружающую действительность в связи с этим. Примером такой потери ценностей может служить получившие широкое распространение в настоящее время так называемые “тамагочи” - электронные зверьки. “Тамагочи” представляет собой небольшой электронный брелок с экраном и несколькими кнопками, посредством которых можно управлять заложенной в это устройство программой. Программа сделана по такому алгоритму, что при ее работе создается впечатление, что это устройство живое. Его нужно электронным образом “кормить”, играть с ним, “лечить” и т.п. при правильной последовательности обращения “тамагочи” “растет” и “счастлив”, при неправильной последовательности он может “заболеть” или “умереть”. Таким образом программа не прекращает свой работы ни днем ни ночью, создавая впечатление что “тамагочи” живет. Взрослые с уже устоявшимися взглядами понимают, что это не более чем электронная игрушка, но дети еще не могут отличить живые существа от электронной модели. Это приходит с жизненным опытом. Ведь известно, что при развитии ребенка существует период одухотворения неживых вещей, который с возрастом проходит[7]. Но такая электронная игрушка “ведет” себя как живая, что затрудняет правильную оценку ребенком ее одухотворенности. Известен случай, когда ребенок ударил своего младшего брата, за то, что он “убил” “тамагочи”, причем такие случаи не единичны. Таким образом изначально казалось бы неплохая идея прививать ребенку чувство заботы о ближнем, вырастает в конечном итоге в перекос взглядов и смещение жизненных ценностей. В конечном итоге, я бы не подменял живое существо, о котором можно заботиться и воспитывать в детях любовь к ближнему, на электронный суррогат.

В рассказе Рея Брэдбери “Вельд”[5] живо обыграна именно такая ситуация. Еще до изобретения такого типа электронных игрушек гениальный писатель изобразил последствия подмены истинных ценностей на электронную модель. В этом произведении дети жестоко расправились со своими родителями только за то, что они “убили” голографическое изображение, выключив питание экрана. Здесь я не призываю полностью отказаться от электронных вещей и программ и перейти в каменный век, но к этим вещам необходимо подходить достаточно серьезно, чтобы не допустить пагубного влияния программ на неокрепшую психику.