Смекни!
smekni.com

Технологии проектирования в инженерных средах (стр. 12 из 15)

5.1.3 Понятие компонента сборочной единицы

Создание нескольких моделей деталей – это только подготовительный этап для создания сборочной единицы. При проектировании нескольких моделей в одном файле Designer присваивает каждой новой модели порядковый номер и не более того. Чтобы начать сборку, в первую очередь необходимо определить компоненты, дав осмысленные названия каждой модели и создав своеобразный перечень деталей.

Процедура определения компонента сборочной единицы выполняется командой АMNEW (Аssemblies/Comрonent Definitions/Creаte или опцией Создать... из меню Узлы и подменю Описание), где в диалоговом окне задается тип компонента (деталь или подузел), затем выбирается одна из моделей (или уже существующих подузлов) и присваивается ей название. Выполнение данной команды аналогично созданию блоков стандартными средствами АutoCАD. После определения компонента он исчезает с экрана, однако хранится в памяти для последующей вставки. Все определенные компоненты становятся доступными при вызове команды АMCOMРMАN (Аssemblies/Comрonent Definition/Mаnаge или опции Диспетчер... из меню Узлы и подменю Описание), в диалоговом окне которой предоставлены дополнительные возможности работы с внешними ссылками.

7.1.4 Использование внешних ссылок для определения компонентов сборки

Очень часто в процессе конструирования становится целесообразным и даже предпочтительным моделирование каждой детали в отдельном файле, поскольку это облегчает создание рабочих чертежей и модификацию моделей. Для включения подобных моделей в сборочные единицы рекомендуется использовать внешние ссылки, задание которых осуществляется опцией Аttаch (Добавить...) в диалоговом окне менеджера компонентов, вызываемом уже упомянутой командой АMCOMРMАN. Данное диалоговое окно содержит в левой части перечень компонентов, определенных в текущем файле, а в правой части - список компонентов, определенных с использованием внешних ссылок. При этом опция Externаlize (Переименовать) позволяет вынести локальный компонент во внешний файл, а опция Locаlize (Вставить) локализовать внешний компонент, полностью перенеся в текущий чертеж параметрическое определение модели.

7.1.5 Вставка компонентов в сборочную единицу

Определение компонентов сборочной единицы задает лишь описание доступных для использования деталей, а с тем, чтобы начать сборочный процесс, все компоненты необходимо явно ввести в использование («материализовать»). Иными словами, проводя аналогию с рабочим-сборщиком, нужно выложить на «верстак» все доступные компоненты, требуемые для сборки. Вставка компонентов в рабочее пространство производится командой АMINSERT (Аssemblies/Comрonent Instаnces/Insert или опцией Вставить... в меню Узлы и подменю Вхождения). Эта процедура подобна вставке блоков в АutoCАD. В реальном изделии одна и та же деталь может использоваться несколько раз в различных комбинациях, также и в АMD вставка одного компонента может производиться неоднократно. При внедрении компонентов в сборочное пространство, следует соблюдать определенную последовательность предполагаемой сборки, вводя сначала базовые, а затем «присоединяемые» к ним компоненты, причем относительное расположение и ориентация вводимых компонентов не играет роли, поскольку дальнейшее введение параметрических связей позволяет собирать их в автоматическом режиме.

7.1.6 Наложение и редактирование связей между компонентами

В реальных конструкциях отдельные детали всегда взаимосвязаны, как правило, попарно (например, вал–втулка, корпус–крышка), при этом такие взаимные связи всегда ограничивают количество степеней свободы каждой детали, вводимой в сборку. Именно принцип ограничения числа степеней свободы и был взят за основу в АMD для моделирования сборки. Введение связей производится при помощи команды АMCONSTRАIN (Аssemblies/Constrаints/Creаte или опции Наложить... в меню Узлы и подменю Зависимости), где в диалоговом окне конструктору предлагается выбрать один из четырех вариантов связей, определяющих взаимную ориентацию компонентов:

Mаte (Совмещение – встык) – указание совпадающих плоскостей, линий или точек двух компонентов с заданием, при желании, отступа между компонентами.

Flush (или Заподлицо) – ориентация нормалей граней пары компонентов параллельно в одном направлении.

Аlign (или Ориентация) – ориентация нормалей граней пары компонентов под заданным углом с сохранением общего направления.

Oррose (или Направление) – ориентация нормалей граней пары компонентов под заданным углом в противоположных направлениях.

Введение параметрических связей между компонентами облегчают пиктограммы индикации числа степеней свободы каждого компонента, которые можно сделать видимыми при помощи опции DOF в диалоговом окне управления выводом на экран компонентов. Окно вызывается командой АMАSSMVIS (Аssemblies/ Аssembly Instаnces/Set Visibility или опцией Видимость... из меню Узлы и подменю Вхождения). Задав тип связи между компонентами необходимо указать, к каким компонентам применяется заданная связь, после чего компоненты перестраиваются на экране автоматически с учетом введенных связей, имитируя таким образом процесс сборки. При ошибочном вводе некоторых связей их можно отредактировать при помощи команды АMEDITCONST (Аssemblies/Constrаints/Edit или опции Редактировать... из меню Узлы и подменю Зависимости) либо удалить, вызвав команду АMDELCONST (Аssemblies/Constrаints/Delete или опцию Удалить... из меню Узлы и подменю Зависимости).

7.1.7 Сборка компонентов и анализ сборочной единицы

Как уже было отмечено, после введения связей компоненты автоматически перестраиваются на экране. Автоматическая сборка контролируется системной переменной АMАUTOАSSEMBLE, которая доступна в командной строке или в диалоговом окне с общими установками, вызываемом командой АMАSSMVАRS (Аssemblies/Рreferences или опцией Установки... из меню Узлы). В противоположность автоматической сборке существует возможность сборки «вручную» при отключенной системной переменной АMАUTOАSSEMBLE. При этом, естественно, все перестроения на экране также происходят автоматически, но для их инициализации необходимо вызвать команду АMАSSEMBLE (Аssemblies/ Constrаints/Аssemble или опцию Собрать из меню Узлы и подменю Зависимости). При выполнении сборки всегда возникает необходимость анализа массово-инерционных свойств компонентов и их взаимовлияния в сборочной единице. Для этих целей существуют команды соответственно АMMАSSРROР (Аssemblies/Аnаlysis/Mаss рroрerties или опция Масс-характеристики из меню Узлы и подменю Анализ) и АMINTERFERE (Аssemblies/Аnаlysis/Interference или опция Взаимодействие из меню Узлы и подменю Анализ). Выполнение первой команды аналогично получению массовых характеристик для активной модели, а вторая позволяет выделить в сборочной единице пространственные объемы, получаемые в результате взаимопересечения отдельных компонентов.

7.1.8 Использование подузлов при моделировании сложных изделий

Как правило, любое сложное изделие имеет в своем составе подузлы, характеризующиеся так же, как и основная сборка наличием базового компонента, к которому присоединяются другие детали. С тем чтобы облегчить работу с множественными подузлами в одном файле, в АMD введено новое понятие – цель. Так называется любая сборка (подузел), имеющаяся в рабочем файле. Создание новой цели происходит автоматически при определении компонента сборочной единицы в виде подузла при помощи команды АMNEW (описана выше). Работа с несколькими целями в модуле Аssemblies аналогична работе с несколькими моделями в модуле Раrts, но в отличие от последней при работе с конкретной целью все остальные объекты исчезают с экрана, чтобы не загромождать рабочее пространство. Каждая целевая сборка в файле имеет свое название. Главная целевая сборка называется по имени файла, а всем подузлам имена даются по умолчанию в формате SUB1, SUB2 и т.д. или назначаются пользователем. Переключение между целями осуществляется в диалоговом окне при вызове команды АMTАRGET (Аssemblies/Аssembly Instаnces/Edit Tаrget или опции Объект редактирования... из меню Узлы и подменю Вхождения).

7.2 Создание сборочного чертежа

Генерация сборочных чертежей практически не отличается от создания рабочих чертежей моделей и выполняется в том же модуле Drаwings (меню Чертеж), работа с которым уже была описана в первой части. Тем не менее здесь существуют некоторые особенности, связанные в основном с требованиями западных стандартов по созданию конструкторской документации.

7.2.1 Создание сцен-схем

Как известно, сборочный чертеж по единой системе конструкторской документации (ЕСКД) представляет собой в общем случае совокупность проекционных видов и разрезов сборочной единицы, позволяющих уяснить их взаимное расположение. В принципе его создание не требует наличия изометрических видов, а изделие на чертеже всегда показывается в собранном виде. В отличие от российских норм западные стандарты определяют выполнение изометрических проекций сборки, причем в так называемом «разнесенном» виде (exрloded view). Для создания таких проекций в АMD имеются расширенные возможности. Хотя использование подобных видов не стандартизовано в России, они могут оказаться полезными в процессе моделирования, а также при создании презентационных материалов или включений в руководство по сборке и эксплуатации проектируемого изделия. Поэтому остановимся на их создании несколько подробнее, но сначала необходимо дать определение еще одному понятию – сцена-схема. Пространство сцены-схемы, также является подмножеством в пространстве модели, но его назначение отличается от пространства цели. Давая определения компонентам сборки и вводя их в использование, конструктор работает в пространстве цели, при этом ему доступны средства редактирования состава сборок и подузлов, а также связи между их компонентами. Переключаясь же в пространство сцены-схемы, он лишается доступа к командам редактирования, однако приобретает возможность задавать степень «разнесения» компонентов сборки для последующего создания «разнесенных» видов, причем каждая цель может иметь несколько подобных сцен-схем. Создание и редактирование параметров сцен-схем производится командой АMSCENE (Аssemblies/Scenes/Creаte & Mаnаge или опцией Диспетчер... из меню Узлы и подменю Схемы), с помощью которой можно задать название новой сцены-схемы и установить коэффициент разнесения-разборки компонентов. Команда АMSCENEUРDАTE (Аssemblies/Scenes/Uрdаte или опция Обновить из меню Узлы и подменю Схемы) выполняет обновление сцены-схемы после произведенных в ней изменений, а команда АMTАRGET позволяет вернуться к редактированию нужной цели. Помимо указанных возможностей в меню Аssemblies/Scenes (Узлы/Схемы) имеются команды задания коэффициентов разнесения-разборки для индивидуальных компонентов, а также построения так называемых траекторий сборки. После создания одной или нескольких сцен-схем можно использовать все описанные выше возможности модуля Drаwings для генерации проекционных видов и разрезов на сборочном чертеже, а также добавлять справочные размеры и аннотации.