5. Формы построения зон первичных документов
Зоны первичных документов: титульная ( название предприятия, индекс формы документа, код по дежурному классификатору управленческой документации, название документа), содержательная ( названия строк, граф и их значения), оформительная ( подпись ответственных лиц, дата, печать).
Формы построения первичных информационных сообщений: линейная- выделение для каждого атрибута двух клеток ( название, значение), анкетная- размещение атрибутов в вертикальной последовательности, табличная.
6. Документы: перфокарные документы, гибридные документы ( оптический способ, магнитный способ, со специальными шрифтами, машинописными знаками, графическими пометками, штриховыми знаками), документы заполняемые периферийными способами и с одновременной записью на машинный носитель.
7. Этапы проектирования входных сообщений:
составление и утверждение ТЗ и методики унификации документов, разработка проектов унифицированной системы документации, исследовательская проверка или исследовательская эксплуатация проекта системы унифицированной документации, разработка окончательной документации согласования и утверждения.
Методы проектирования оригинальных документов: установление содержания каждого документа ( на основе экономических показателей предметной области, определяются постоянные атрибуты и те которые будут переноситься на машинный носитель), размещение атрибутов на поле документа по выбранной форме построения, проектирование макетно-машинного носителя, изготовление документа.
Этапы прохождения документов: до обработки, в процессе обработки, после обработки.
9. Проектирование связи пользователь-ЭВМ.
1. Составные части связи
Связь (интерфейс)- совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.
Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическая согласованность, синтаксическая согласованность, семантическая согласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательской связи.
Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоение системы и дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя, позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандартизировать их.
Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт, психологический климата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая эргономика ( умственный комфорт, качество разработки программного обеспечения).
Основные эргонометрические характеристики: конструктивные особенности оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежность системы, чувствительность системы.
Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек и ЭВМ обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработки данных человеком.
Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам.
При разработке диалога необходимо: тщательно проанализировать входные и выходные данные, определить возможности аппаратных и программных средств, быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработки диалога, понимать задачу и пользователя.
Оценка диалога: простота освоения и запоминания операций системы, скорость достижения целей диалога, объективная удовлетворенность при эксплуатации системы.
Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим навыкам.
Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога, который связывает между собой процессы обработки в одну систему- механизм обмена информацией, который включает все процессы, которые входят в систему по выполнению назначенных заданий и можем рассматривать как оболочку информационной системы ( задача процесса диалога: определение заданий которые пользователь закладывает в систему, прием логически связанных входных данных от пользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем формате, вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов обработки в соответствующем для пользователя формате; типы сообщений диалога: данные для пользователя, подсказки, состояние системы, ошибки, сообщения; типы диалога: который управляется системой- процесс жестко задает какие задания можно выбрать и какие данные вводить, который управляется пользователем- инициатива у пользователя); 2) набор процессов ввода-вывода.
2. Процесс ввода вывода
Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) ввод текстового сообщения (с использованием стандартных процедур ввода, в режиме посылочного ввода, в режиме использования специальных символов), 2) ввод сообщения типа указать или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных в каком-либо месте, ввод графического сообщения), 3) вывод текстового сообщения (в текущую позицию, в заданную позицию, с указанием конкретного формата сообщения), 4) вывод графического сообщения.
Формат с помощью которого пользователь вводит сообщения называется- графикой диалога (состав: коды, цепочка ключевых символов; ограниченная украинская, русская, английская и другие языки; натуральная у. р. а. и др. языки.
Объекты вывода информации на экране:
1
2
3
Характеристика объектов: 1) содержание, 2) поле или область, 3) множество атрибутов которые описывают объект.
Способы вывода объекта на экране: абсолютный, относительный.
3. Структуры типов диалога:
1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообщений не больше 40 символов, и занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответов цветом, шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сообщения, в) контроль вероятности ответа; подходит: там где диапазон входных величин слишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе языка команд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2) типа меню (отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать один из них; состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод мнемонических кодов, просмотр списка на экране, прямое указание на экране; типы меню: в виде блока данных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего меню; состав меню: необязательный заголовок, основной текст меню, пояснения к тексту, необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов не большой и все они могут быть явно отображены, там где пользователю необходимо видеть все возможные варианты ответов); 3) экранные формы ( ставятся несколько вопросов и ответы на предыдущие не влияют на последующие; этапы построения: форма отображается полностью, вопросы повторяются до тех пор пока окончиться заполнение формы; используется: там где можно предвидеть стандартную последовательность ввода данных); 4) на основе языка команд ( строиться на основе языка программирования или операционной системы; используется там где: количество значений для ввода не велико и их можно запомнить, где количество ответов достаточно чтобы идентифицировать необходимую задачу и данные).
Критерии структуры диалога: 1) натуральность- те которые не требуют пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведение диалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не письменный; следует избегать чрезмерной пышности и фамильярности; фразы не должны требовать дополнительных пояснений; жаргон допустим, но только понятный; порядок вопроса такой, в котором пользователь привычно обрабатывает информацию), 2) последовательность- гарантирует, что пользователь который освоил одну часть системы легко разберется с особенностями другой ( последовательность в построении фраз, последовательность в использовании форматов данных, последовательность в размещении данных на экране), 3) сжатость диалога- требует ввод только минимума информации, которая необходима для работы системы (чем меньше количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количеством ошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получить автоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию которая необходима пользователю в виде понятному для восприятия), 4) поддержка пользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю при его работе в системе ( количество и качество инструкций которые есть, характер сообщений про ошибки, подтверждение действий системы), 5) гибкость- мера того насколько хорошо диалог отвечает уровню подготовки и продуктивности труда пользователя.
4. Размещение данных на экране
Этапы процесса размещения данных на экране: решить какая информация должна появиться, определить главный формат информации, определить где она должна появиться, определить средства для выделения полей, разработать проект размещения данных на экране, оценить эффективность размещения.
Принципы: 1) информация должна размещаться так, чтобы пользователь мог просматривать информацию в логической последовательности; 2) идентифицировать связанные группы информации; 3) отличать исключительные ситуации; 4) определять необходимые действия.
Основные этапы: 1) на основе исследования определить какая информация нужна пользователю и какая должна сейчас находиться на экране; 2) разработчик должен определить размер областей вывода и атрибуты каждого поля; 3) определяется место рационального распределения информации на экране ( информация размещается в иерархической последовательности: экран, видео кадр, окно, панель, поле; сформированное изображение для одновременного показа информации на экране; типы окон: первичное, вторичное, всплывающее; размещение информации на видео кадре: заголовок, инструкция по способу работы с информацией, предметная область, инструкция по тому что делать дальше, область сообщений, область ввода команд, область функциональных клавиш; общие принципы размещения информации на экране: оставить свободной половину экрана, оставить пустым строку после каждой пятой строки, оставить 4-5 пропусков между столбцами, текст размещается так чтобы просмотр перемещался в нужном направлении, содержание полей должно размещаться и выравниваться около горизонтальный и вертикальных осей, размещение данных слева направо и сверху вниз); 4) определение атрибутов которые привлекают внимание к некоторой части экрана или действию ( атрибуты: цвет символов, мерцание, звук, уровень яркости, цвет фона; правила пользования цветом: использовать минимальное количество цветов, для больших панелей использовать цвет фона, для данных использовать более яркий цвет, для выделения двух областей использовать черный и белый, цвет нужно использовать в соответствии с представлениями пользователя, экспериментировать с разными оттенками); 5) разработка проекта экранной формы; 6) методы оценки размещения информации ( прямоугольников- информация разбивается на логические группы и выделяется прямоугольниками, экран разделяется вертикальными и горизонтальными осями и число и размер прямоугольников оцениваются относительно выделенных осей, выделенных точек- позволяет выделить область экрана к которой обращается внимание пользователя).