W = { w1, w2, ... , wn4 } (10)
Теперь синтезированная задача определения рационального состава средств ВТ и базового программного обеспечения сводится к обычной задаче линейного программирования и имеет вид:
F6t (E,H,Д) ————> min (11)
t {t’e}
——————
c ограничениями (9), где Wj = {Wi, Wn4} є W, j є 1...n4.
То есть выбор оптимального решения возможен для различных вариантов учета показателей. В полном случае учитываются все показатели, в частном случае - часть только наиболее важных.
Представление свободы выбора в вариантности решений, объективно говоря, позволяет определять выбор конкретной комбинации средств ВТ и базового программного обеспечения в условиях частичного отсутствия знаний о них, и кроме этого позволяет снижать размерность задачи, используемой для решения модели в целях повышения эффективности использования средств ВТ.
Рассмотрим теперь экономико-организационные резервы пр-ва программных средств АРМ.
Современные масштабы работ по производству программных средств (ПС) вычислительной техники, как продукции производственно - технического назначения, требуют незамедлительного решения одного из важных вопросов в данной области: резкого повышения производительности труда персонала, занятого в разработке ПС. Это обусловлено тем, что за последние десятилетия производительность труда работников, связанных с программированием возросла примерно в 2-3 раза, тогда как производительность ВТ повысилась ориентировочно на два порядка. С другой стороны, в ближайшее время можно ожидать скачка в росте спроса на заимствуемые ПС, особенно пакеты прикладных программ (ППП), связанного с широким внедрением в народном хозяйстве автоматизированных рабочих мест, в том числе на основе персональных ЭВМ. Анализ предлагаемых решений по устранению складывающейся диспропорции показывает, что их можно объединить в два направления:
экстенсивное, связанное с расширением сети организаций по разработке, производству и поставке ПС;
интенсивное, но затрагивающее лишь вопросы роста роста производительности труда разработчиков ПС за счет тех источников, которые по аналогии с другими отраслями можно отнести к техническим факторам: применение современной технологии программирования и автоматизированных инструментальных средств разработки программ.
Не занимая важности работ в отмеченных направлениях, можно заметить, что формирование отрасли народного хозяйства по производству ПС ставит вопрос об использовании организационно-экономических факторов повышения производительности труда работников отрасли. По видимому, в создании ПС эти факторы могут иметь значение едва ли не большее , чем в других отраслях. Это обусловлено как характером производства , так и специфической потребительной формой программного продукта, в создании которого ограничения по материалам и основным производственным фондам имеют гораздо меньшее значение, нежели в других отраслях народного хозяйства, и основным лимитирующим фактором является, как отмечено выше, производительность труда разработчика.
Однако организационно-экономические резервы производства ПС в современной литературе затронуты весьма недостаточно и эти работы в основном связаны с учетом затрат на производство ПС, но не с вопросом их снижения, повышении производительности труда разработчиков ПС и их эаинтересованности в качестве результатов. Вместе с тем уже сегодня можно сделать некоторые выводы из существующего состояния дел и сформулировать на их основе ряд предложений.
Первым обращает на себя внимание то, что в качестве ближайшего отраслевого аналога для создания ПС избирается машиностроение. Основанием для этого принято считать то, что ПС рассматривается как специфицированное изделие. Опасность заключается в желании саму организацию работ по созданию ПС провести по образу и подобию прототипов из машиностроения. Причем предпочтение крупносерийному и серийному производству, тогда как преобладающая серийность тиражирования ПС в десятках, редко сотнях или тысячах экземпляров скорее подсказывает необходимость подойти к ним как к изделиям мелкосерийного, если не единичного производства. Но главным, на что следует обратить внимание в первую очередь, являются различия в характере труда работников машиностроения и разработчиков ПС, которые существуют в настоящий момент и скорее всего сохранятся в будущем. Преобладающее в машиностроении пооперационное разделение труда по стадиям техпроцесса с организацией подразделений по этим стадиям в создании пс не проходит проверку широкой практикой, так как умственный труд по программированию гораздо сложнее разбить на последовательность формализуемых операций, нормирование которых достаточно достоверно учитывает и характеристику персонала, и специфику объекта внедрения норм. Если ставить вопрос об аналогах, то гораздо ближе к разработке ПС по характеру труда научно-исследовательские работы и работы опытно-конструкторского характера (НИОКР). С учетом сложности выделения, формализации и нормирования отбельных операций по созданию ПС наиболее целесообразной с точки зрения установления хозрасчетных отношений и стимулирования труда разработчиков ПС следует признать организацию их работы на основе заказ-нарядов с расчетами за полностью сданную программную продукцию. Основной организационной единицей в таком случае может являться бригада, специализированная на выполнении цикла работ по выпуску либо готового изделия в объеме ППП среднего размера, либо отдельного компонента сложного программного комплекса. Судя по литературе, за рубежом существует достаточно большой положительный опыт бригадной разработки ПС, однако, к сожалению, экономические аспекты деятельности таких бригад не рассматриваются. Учитывая объективную слабость пооперационной нормативной базы программирования, следует признать весьма привлекательной аккордную форму оплаты труда бригад, тем более, что в настоящее время уже складывается достаточно достоверная нормативная база по укрупненным работам создания ПС.
Применение аккордной системы безусловно стимулирует сокращение затрат и сроков разработки ПС в гораздо большей степени, нежели преобладающая в настоящее время в этой области система должностных окладов.Оценку результатов работы обеспечивающих подразделений(ВЦ, ОНТИ, централизованного банка программных модулей, контроля и приемки ПС, системного обслуживания программного обеспечения. оформления, размножения и выпуска ПС и др.) можно в таком случае вести по объему предоставляемых услуг, а не процентом отчислений от суммы заказ-нарядов, что явно не стимулирует обеспечивающие подразделения на рост объемов и качества услуг. Планирование объемов и номенклатуры услуг должно вестись на основе внутренних планов-соглашений (договоров) между подразделениями основного и вспомогательного производства ПС. Таким же образом возможно провести оценку результатов использования одним подразделением-разработчиком ПС программной продукции другого подразделения (передача программных модулей). В основу оценки взаимосвязи подразделений следует, по-видимому, положить нормативные затраты времени (не пооперационные) на разработку программ и услуги. От этих затрат возможен в достаточной степени достоверный переход к стоимостным оценкам через заработную плату и систему коэффициентов в ней, учитывающую прочие расходы.
Введение таких отношений во всех организационных уровнях разработки ПС, включая и низовые, позволит мобилизовать противозатратный механизм в их производстве, что чрезвычайно важно при существующем порядке ценообразования на ПСВТ, когда цена цена (Ц) рассчитывается по формуле, близкой к традиционной:
Ц = С + Пн + Пд ,
где С - себестоимость разработки (разовых) и производства (тиражируемых) ПС;
Пн - нормативная прибыль, устанавливаемая централизованно, в процентах к С;
Пд - дополнительная прибыль, устанавливаемая в зависимости от величины экономического эффекта при эксплуатации ПС.
Таким образом, нельзя не заметить прямого стимулирования затрат в ценообразовании ПС, когда и разработчик и производитель заинтересованы в росте величины С, чего тем более не особенно сложно достигнуть при отсутствии общих нормативов в разработке ПС. Внедрение внутрипроизводственных отношений на уровне бригад (отделов, цехов) может играть роль в снижении величины С. Тогда предоставляемые им средства на разработку программ фиксированы, а требуемые затраты ресурсов (особенно трудовых и машинных) определяются этими единицами с предоставлением им большей части полученной экономии в стоимостном выражении, что близко к условиям аккордно-премиальной оплаты труда. Попутно заметим, что только тогда становится возможным формирование реальной нормативной базы на разработку ПС, так как нормативы должны формироваться путем анализа опыта труда персонала, заинтересованного в интенсивной работе, что в настоящее время существует в очень малой степени.
Решая вопросы повышения производительности труда разработчиков и сокращение затрат на создание ПС, нельзя не уделить внимания к повышению степени заинтересованности разработчика в улучшении качественных характеристик программного продукта, связанных с учетом интересов будущих пользователей. С сожалением надо отметить, что действующая система стимулирования труда разработчика ПС скорее вынуждает его обойтись минимумом тех возможностей, которые он обязан предоставить пользователю для эксплуатации программ в конкретных условиях.
Наилучшим образом стимулировать качество ПС можно через их цену, но эта возможность используется недостаточно. Правда в расчете цены участвует составляющая Пд, которая определяется величиной экономического эффекта от применения ПС. Но, во-первых, расчет эффекта в момент формирования цены при начале поставки их на рынок весьма недостоверен, во-вторых, для тиражируемых ПС величина экономического эффекта может значительно отличаться для различных пользователей по одному и тому же ПС, и, в-третьих, величина эффекта может во многом определяться в сфере управления объектом применения ПС, когда качественные характеристики программного продукта имеют косвенное значение. Все это затрудняет прямой учет качества труда разработчика ПС с точки зрения его результатов.