Как известно, в настоящее время наиболеераспространенными алгоритмическими языками являются Паскаль и Си. Именно этиязыки используются практически на всех действующих вычислительных системах- отсупер-ЭВМ до персональных компьютеров. Что касается ПЭВМ, то лидером семействаязыков Паскаль для них, без сомнения, является Турбо Паскаль 7.0, разработанныйфирмой Borland. Эта последняяверсия позволила объединить в рамках единой системы мощный алгоритмическийпотенциал языка, методы объектно-ориентированного программирования, современнуюграфику, удобные средства тестирования и отладки программ, а также обеспечитьдружественный интерфейс с пользователями.[1]Поэтому я выбрал этот язык программирования как основу для создания тестовогоредактора.
Я решил создать тестовый редактор, потомучто именно тесты в последнее время завоевывают все большую популярность. Онипозволяют быстро и довольно точно проверить уровень знаний по тому или иномупредмету, узнать ту или иную информацию о тестирующемся. Конечно, тест безтруда можно составить вручную, но потребуется много времени, чтобы егоразмножить. Кроме того, можно в любой момент протестироваться и мгновенноузнать результаты.
Разрабатывая программу шаг за шагом, явыделил основные функции, присутствующие в любом редакторе и, конечно, в моем,а именно:
создание новогофайла теста
открытие тестаи тестирование
редактированиетеста
просмотррезультатов
печать файла
выход изпрограммы.
В процессе создания редактора я выделилосновные этапы моей работы, возникающие в связи с этим задачи и их решение.Надеюсь, прочитав мою работу, вы учтете мой опыт и продолжите начатыеисследования в области редакторов. Программа может быть использована учебнымизаведениями в качестве пособия для создания тестов.
Начнем исследование со статьи оконструировании программ.
Конструированиепрограмм.
Конструирование программ - один изважнейших разделов современной информатики. Бурное развитиепрограммно-аппаратных средств, появление новых стилей и технологийпрограммирования, как ни парадоксально, не снижают, а повышают уровеньтребований к массовой алгоритмической культуре. Практически все диалоговыесистемы являются программируемыми. Методика конструирования программ легкопереносится на другие процедурные языки программирования, в том числе иобъектно-ориентированные.[2]
В соответствии с технологиейконструирования программ построена программа тестового редактора. Я разделил еена этапы:
Созданиеструктурной программы, во многом неудобной в использовании из-за отсутствиядиалога, упорядоченного ввода и вывода информации и многого другого. Исходнаяпрограмма имела лишь основные функции. Она была «ядром», осуществлявшим все процессы и функции редактора. Вследующей главе в точности приведен текст структурной программы.
Разбиениесплошного текста программы на процедуры. Таким образом, текст стал занимать нетак много места, исчез оператор варианта, многие метки, ссылки и т. п. Надосказать, многие программисты предпочитают вводить процедуры в программу. Этозначительно упрощает ее.
Введениеоконной системы с помощью доступных возможностей языка (оператор Window). Это позволило значительно упроститьработу, создать диалог пользователя с программой, уменьшить количествоинформации, поступающей к пользователю и количество ее «потоков».
Введениеобъекта- панели управления. Вы можете видеть ее внизу экрана. Она взяла на себяуправление функциями редактора. Причем введение объекта значительно упростилопрограмму. Методы работы с объектами вы можете прочитать в главе «Объектноепрограммирование».
Структурное программирование- этопрограммирование, технология которого предполагает использование суперпозициитрех базовых алгоритмических структур: линейной, разветвленной и циклической.Но для создания сложных программ используются более сложные принципы. ПринципСуперпозиции- сочетание структур со взаимным вложением (сложением).Предусматривает взаимное включение структур.
Турбо Паскаль способствует внедрениюсовременной технологии программирования, основанной на принципах структурногопрограммирования и пошаговом методе проектирования программ. Основные операторыязыка являются хорошей иллюстрацией базовых управляющих конструкцийструктурного программирования. Их использование позволяет записывать сложныеалгоритмы обработки данных в компактной форме.[3]
Хотя Бейсик не является полностьюструктурным языком, в нем отражены основные концепции структурногопрограммирования. рассмотрим их подробнее.
Бейсик- языкпрограммирования ПЭВМ.
Бейсик - диалоговый язык высокого уровня,ориентированный на пользователей ПЭВМ, непрофессионалов в областивычислительной техники. Бейсик - преимущественно интерпретирующая программа,позволяющая производить построчную отладку текстов программ. Данный способгораздо удобнее для начинающих программистов, нежели компилирование (компиляторпроизводит отладку только целой программы, а не по частям), и широкоиспользуется в Паскале. Отличительной чертой структурных языков являютсякраткие однозначные операторы (в отличие от длиннейших команд объектногопрограммирования)*.
В некоторых версиях Бейсика имеетсявстроенный редактор программ, позволяющий работать с текстом программы изкомандного окна. Работа с программой осуществляется в трех различных режимах:
Непосредственноеобщение
Ввод программ
Вычисление повведенной в ОЗУ программе
В основном, Паскаль выполняет те же функциичто и Бейсик. Однако Паскаль имеет больший потенциал в областяхпрограмимирования, работы с «компьютерным железом», создания собственныхмодулей и систем.
Первым этапом разработки программы сталонаписание текста структурной программы. Структурная программа-последовательность простых команд, операторов, реализующая ядро, то естьдействие программы. Уже на этом этапе программа работает с текстовыми файлами.Для осуществления связей между отдельными частями программы, реализующимифункции редактора, я использовал оператор безусловного перехода GoTo.
Ниже приведена схема структурной программытестового редактора, объясняющая соответствующий подход к программированию.Основной список операторов вырезан и заменен на .Конечный вид программы будет приведен в главе “Объектное программирование”объектов.
Program redactor;
uses crt,printer; {подключение модулей}
label l1,l2,l3,l4; {метки}
Vara,f,f1,a2:string; {раздел описаний}
b,k:char;
c,u,y,a1,b1:text;
d,e,i,j,p,z:integer;
c1:boolean;
Procedure oform; {процедура оформления начала программы}
Begin
End;
Begin
oform; {оформление начала программы}
Writeln('Новыйфайл(New),Открыть файл(Open),Редактирование(Redact),'); {вывод
альтернативныхфункций}
Writeln('Просмотррезультатов(Search),Выход(Any key)');
b:=readkey; {выбор нужной функции}
case b of {оператор варианта}
По нажатиюсоответствующей клавиши происходит выбор функции.
'n','в':Begin
l1: {выполнение функции}
End;
'o','й':Begin
l2: {выполнение функции}
End;
'r','Є':Begin
l3: {выполнение функции}
End;
's','ы':Begin
l4: {выполнение функции}
End;
End;
Writeln('Новый файл(New),)Открытьфайл(Open),Редактировать(Redact)'); {запрос о выборе перед
выходом}
Writeln('Просмотррезультатов(Search),Выход(Any key)');
b:=readkey; {выбор варианта}
case b of {оператор варианта}
'n','т':GoTo l1; {ссылка на метку}
'o','щ':GoTo l2;
'r','к':GoTo l3;
's','ы':GoTo l4;
End;
Набороператоров безусловного перехода для возвращения к той или иной функции.
End.
На экран выводится список возможных функцийпрограммы. Для выбора определенной функции необходимо нажать соответствующуюклавишу (указана в скобках заглавной буквой). Затем оператор варианта запускаетнужную функцию. Как видно, учтен случай непереключенного алфавита (буквы вводятсякак латинские, так и русские).
Перед выходом вновь выводится данный запрос(так как цикл неуместен) и в случае выбора определенной функции происходитссылка на функцию.
После отладки начальной программыпотребовалось ввести дополнительные функции. Помимо стандартной функциисоздания и открытия готового теста, появились такие как редактирование тестов,подсчет результатов и выставление оценки, таймер, составление отчета, защитатестов от просмотра. Но самое главное- это усовершенствование интерфейса,введение оконной диалоговой системы.
Рассмотрим перечисленные функции. Функцияподсчета результата записана так:
z:=p*100 div z; {расчет количества правильных ответов}
Writeln('количество правильных ответов:',p);
Write('оценка '); {выставление оценки}
If z>=90 ThenBegin
Writeln('5')
Writeln(b1,’5’);
End;
else Ifz>=70 Then Begin
Writeln('4')
Writeln(b1,’4’);
End;
else Ifz>=40 Then Begin
Writeln('3')
Writeln(b1,’3’);
End;
else Begin
Writeln('2')
Writeln(b1,’2’);
End;
Readln;
Write('Фамилия: '); {вписываниефамилии}
Readln(a);
d:=length(a); {выставление пробелов}
Write(b1,a); {запись в файл}
For i:=1 to 14-ddo Write(b1,' ');
Write('Имя: '); {вписывание имени, процедураповторяется}
Readln(a);
Write(b1,a);
d:=length(a);
Fori:=1 to 11-d do Write(b1,' ');
Write('Отчесчтво: '); {вписываниеотчества, процедура повторяется }
Readln(a);
Write(b1,a);
d:=length(a);
Fori:=1 to 17-d do Write(b1,' ');
Write(b1,f);
d:=length(f);
Fori:=1 to 8 do Write(b1,' ');
GetDate(g1,g2,g3,g4); {проставление даты}
Writeln(b1,g3,'.',g2,'.',g1);
close(b1);
Window(15,10,50,19);
TextBackGround(black);
clrscr;
Программа рассчитывает количествоправильных ответов по формуле, в соответствии с этим выставляет оценку,спрашивает ваши ФИО, записывает их в файл, проставляет название теста и датуего прохождения. При этом используется метод работы со строками:конкатенация(слияние) строк. Проблемой стало корректное вписывание в файлстроки, так как количество букв может быть разным, поэтому программапроставляет пробелы в файл между данными, используя данные о длине строкфамилии, имени, отчества и вычитая их из постоянного числа
Таймер,системное время.
Таймер был разработан для отсчета временина тест, время вводится предварительно составителем теста. Кроме того,параллельно с выводом времени на тест выводится текущее системное время.Действие таймера основано на переменной-счетчике, которая через определенныепромежутки времени уменьшает свое значение на 1(секунду). Системное времявыводится благодаря процедуре GetTime.
Repeat {цикл счетчика времени}
Window(60,20,70,21); {окно выводавремени}
TextBackGround(black);
clrscr;
z2:=z2-1; {обратный отсчет секунд}
If z22 Then Begin{проверка наличия в файле пароля}
Write('введите пароль ');
Readln(f); {ввод пароля}
If af Then Begin
Write('пароль неверный');
GoTo l1; {выход изпроцедуры}
End;
End
elseBegin
close(u);
Reset(u);
End;
Readln(c,f);
Writeln('тест по теме '',f,''');{вывод темы теста}
z2:=60;
repeat
Window(60,20,70,21); {закрытие окнапароля}
TextBackGround(black);
clrscr;
TextColor(yellow);
z2:=z2-1; {включение таймера}
Ifz2