Прежде всего обрисуем общую схему возможностей пользователя, связанных с управлением процессами. Каждый процесс может образовать полностью идентичный подчиненный процесс с помощью системного вызова fork() и дожидаться окончания выполнения своих подчиненных процессов с помощью системного вызова wait. Каждый процесс в любой момент времени может полностью изменить содержимое своего образа памяти с помощью одной из разновидностей системного вызова exec (сменить образ памяти в соответствии с содержимым указанного файла, хранящего образ процесса (выполняемого файла)). Каждый процесс может установить свою собственную реакцию на "сигналы", производимые операционной системой в соответствие с внешними или внутренними событиями. Наконец, каждый процесс может повлиять на значение своего статического (а тем самым и динамического) приоритета с помощью системного вызова nice.
Для создания нового процесса используется системный вызов fork. В среде программирования нужно относиться к этому системному вызову как к вызову функции, возвращающей целое значение - идентификатор порожденного процесса, который затем может использоваться для управления (в ограниченном смысле) порожденным процессом. Реально, все процессы системы UNIX, кроме начального, запускаемого при раскрутке системы, образуются при помощи системного вызова fork.
Вот что делает ядро системы при выполнении системного вызова fork:
Понятно, что после создания процесса предок и потомок начинают жить своей собственной жизнью, произвольным образом изменяя свой контекст. В частности, и предок, и потомок могут выполнить какой-либо из вариантов системного вызова exec (см. ниже), приводящего к полному изменению контекста процесса.
Чтобы процесс-предок мог синхронизовать свое выполнение с выполнением своих процессов-потомков, существует системный вызов wait. Выполнение этого системного вызова приводит к приостановке выполнения процесса до тех пор, пока не завершится выполнение какого-либо из процессов, являющихся его потомками. В качестве прямого параметра системного вызова wait указывается адрес памяти (указатель), по которому должна быть возвращена информация, описывающая статус завершения очередного процесса-потомка, а ответным (возвратным) параметром является PID (идентификатор процесса) завершившегося процесса-потомка.
Сигнал - это способ информирования процесса со стороны ядра о происшествии некоторого события. Смысл термина "сигнал" состоит в том, что сколько бы однотипных событий в системе не произошло, по поводу каждой такой группы событий процессу будет подан ровно один сигнал. Т.е. сигнал означает, что определяемое им событие произошло, но не несет информации о том, сколько именно произошло однотипных событий.
Примерами сигналов (не исчерпывающими все возможности) являются следующие:
Для установки реакции на поступление определенного сигнала используется системный вызов
oldfunction = signal(signum, function),
где signum - это номер сигнала, на поступление которого устанавливается реакция (все возможные сигналы пронумерованы, каждому номеру соответствует собственное символическое имя; соответствующая информация содержится в документации к каждой конкретной системе UNIX), а function - адрес указываемой пользователем функции, которая должна быть вызвана системой при поступлении указанного сигнала данному процессу. Возвращаемое значение oldfunction - это адрес функции для реагирования на поступление сигнала signum, установленный в предыдущем вызове signal. Вместо адреса функции во входных параметрах можно задать 1 или 0. Задание единицы приводит к тому, что далее для данного процесса поступление сигнала с номером signum будет игнорироваться (это допускается не для всех сигналов). Если в качестве значения параметра function указан нуль, то после выполнения системного вызова signal первое же поступление данному процессу сигнала с номером signum приведет к завершению процесса (будет проинтерпретировано аналогично выполнению системного вызова exit, см. ниже).
Система предоставляет возможность для пользовательских процессов явно генерировать сигналы, направляемые другим процессам. Для этого используется системный вызов
kill(pid, signum)
(Этот системный вызов называется "kill", потому что наиболее часто применяется для того, чтобы принудительно закончить указанный процесс.) Параметр signum задает номер генерируемого сигнала (в системном вызове kill можно указывать не все номера сигналов). Параметр pid имеет следующие смысл:
Для завершения процесса по его собственной инициативе используется системный вызов
exit(status),
где status - это целое число, возвращаемое процессу-предку для его информирования о причинах завершения процесса-потомка (как описывалось выше, для получения информации о статусе завершившегося процесса-потомка в процессе-предке используется системный вызов wait). Системный вызов называется exit (т.е. "выход", поскольку считается, что любой пользовательский процесс запускается ядром системы (собственно, так оно и есть), и завершение пользовательского процесса - это окончательный выход из него в ядро.
Системный вызов exit может задаваться явно в любой точке процесса, но может быть и неявным. В частности, при программировании на языке Си возврат из функции main приводит к выполнению неявно содержащегося в программе системного вызова exit с некоторым предопределенным статусом. Кроме того, как отмечалось выше, можно установить такую реакцию на поступающие в процесс сигналы, когда приход определенного сигнала будет интерпретироваться как неявный вызов exit. В этом случае в качестве значения статуса указывается номер сигнала.
Возможности управления процессами, которые мы обсудили до этого момента, позволяют образовать новый процесс, являющийся полной копией процесса-предка (системный вызов fork); дожидаться завершения любого образованного таким образом процесса (системный вызов wait); порождать сигналы и реагировать на них (системные вызовы kill и signal); завершать процесс по его собственной инициативе (системный вызов exit). Однако пока остается непонятным, каким образом можно выполнить в образованном процессе произвольную программу. Понятно, что в принципе этого можно было бы добиться с помощью системного вызова fork, если образ памяти процесса-предка заранее построен так, что содержит все потенциально требуемые программы. Но, конечно, этот способ не является рациональным (хотя бы потому, что заведомо приводит к перерасходу памяти).
Для выполнения произвольной программы в текущем процессе используются системные вызовы семейства exec. Разные варианты exec слегка различаются способом задания параметров. Здесь мы не будем вдаваться в детали (за ними лучше обращаться к документации по конкретной реализации). Рассмотрим некоторый обобщенный случай системного вызова
exec(filename, argv, argc, envp)
Вот что происходит при выполнении этого системного вызова. Берется файл с именем filename (может быть указано полное или сокращенное имя файла). Этот файл должен быть выполняемым файлом, т.е. представлять собой законченный образ виртуальной памяти. Если это на самом деле так, то ядро ОС UNIX производит реорганизацию виртуальной памяти процесса, обратившегося к системному вызову exec, уничтожая в нем старые сегменты и образуя новые сегменты, в которые загружаются соответствующие разделы файла filename. После этого во вновь образованном пользовательском контексте вызывается функция main, которой, как и полагается, передаются параметры argv и argc, т.е. некоторый набор текстовых строк, заданных в качестве параметра системного вызова exec. Через параметр envp обновленный процесс может обращаться к переменным своего окружения.