Смекни!
smekni.com

Классификация программного обеспечения ЭВМ (стр. 2 из 4)

Оболочка Windows 3.1 включает в себя множество компонентов и обеспечивает пользователям различной квалификации комфортные ус­ловия работы.

Версия 3.0 оболочки Windows (и появившаяся следом 3.1) исповедует совершенно другие принципы в части интерфейса пользователя с ЭВМ. (Можно считать эти принципы новыми, но машины фирмы Apple строятся на этих принципах уже в течение нескольких лет.) Основная идея, зало­женная в основу оболочки Windows, — естественность представления информации. Информация должна представляться в той форме, которая обеспечивает наиболее эффективное усвоение этой информации человеком. Несмотря на простоту (и даже тривиальность) этого принципа, его ре­ализация в интерфейсах прикладных программ персональных ЭВМ по разным причинам оставляла желать лучшего. Да и реализация его в рамках Windows 3.1 тоже не лишена недостатков. Но эта оболочка представляет собой существенный шаг вперед по сравнению с предыдущими интерфей­сами пользователя с ЭВМ. Наиболее важными отличительными чертами ее являются следующие:

Windows представляет собой замкнутую рабочую среду. Практически любые операции, доступные на уровне операционной системы, могут быть выполнены без выхода из Windows. Запуск прикладной прог­раммы, форматирование дискет, печать текстов — все это можно вызвать из Windows и вернуться в Windows по завершении операции. Опыт работы в DOS пригодится и здесь; многие основополагающие принципы и понятия среды Windows не отличаются от соответству­ющих принципов и понятий среды DOS. Основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Win­dows являются окно и пиктограмма. Все, что происходит в рамках оболочки Windows, в определенном смысле представляет собой либо операцию с пиктограммой, либо операцию с окном (или в окне). Стандартизована в среде Windows и структура окон и расположе­ние элементов управления ими. Стандартизованы наборы операций и структура меню для сервисных программ. Стандартны операции, вы­полняемые с помощью мыши для всех сервисных и прикладных программ.

• Windows представляет собой графическую оболочку. Oт пользователя не требуется ввод директив с клавиатуры в виде текстовых строк. Необходимо только внимательно смотреть на экран и выбирать из предлагаемого набора требуемую операцию с помощью манипулято­ра мышь. Курсор мыши следует позиционировать па поле требуе­мой директивы меню, или на интересующую пиктограмму, или на поле переключателя систем рассчитаны на выполнение в данный момент только одной программы. В рамках Windows пользователь может запустить несколько программ для параллельного (независимого) выполнения. Каждая из выполняемых программ имеет свое собственное окно. Переключение между выполняемыми программами производится с помощью мыши фиксацией курсора в окне требуемой программы.

На выбранном объекте необходимо называемые Связанные (или Смешанные) документы. Эта разновид­ность документов позволяет согласовывать процессы внесения из­менений в одни и те же объекты разными программами, а также автоматически распространять изменения из одного документа на все связанные с ним.

Windows-приложения.

Windows — интегрированная программа. Под управлением оболочки Windows могут работать не только специальные программы, разрабо­танные для эксплуатации в среде Windows (Windows-приложения), но и "обычные" программы, работающие в среде DOS, т.к. DOS-приложения (DOS-прикладные программы). Оболочка Windows обеспечивает эффективный и комфортабельный обмен информацией между отдельными программами, выполняемыми под ее управлением. Здесь речь в первую очередь идет о Windows-приложениях. С понятием интегрированности связывают обычно также возможность совместного использования ресурсов компьютера различными прог­раммами. Так, к примеру, принтер, подключенный к компьютеру, может с одинаковым успехом использоваться всеми программами на конкурентной основе. Причем все операции, связанные с необходимостью перекодировок, смен драйверов (например, при переходе от печати текстов к выводу иллюстраций) берет на себя оболочка.

Большинство пользователей привлекает в среде Windows не только и не столько комфортабельность самой оболочки, сколько специфика ре­ализованных в этой среде приложений. Особенности реализации в среде Windows даже знакомых пользователям по работе в DOS прикладных программ (приложений) практически позволяют рассматривать Windows-версии этих программ как совершенно новые продукты.

Работа в оболочке Windows и в Windows-приложениях предполагает своеобразную перестройку "образа жизни". "Жизнь" пользователя в среде 'Windows сопряжена с "мышиным" управлением, обменами данными между отдельными программами и параллельным выполнением. Стандартизация интерфейсов отдельных Windows-приложений позволяет легко переходить от одного приложения к другому, не начиная каждый раз с нуля (хотя бы в плане способов и средств управления).


В фирменной поставке пакета Windows находится несколько при­ложений. Все они объединены в группу Accessories (аксессуары, инстру­менты). Это небольшие по размеру и возможностям прикладные програм­мы, составляющие "джентльменский набор" пользователя. Им далеко до профессиональных специализированных пакетов. Но они прекрасно ил­люстрируют возможности оболочки и обеспечивают некоторый мини­мальный сервис. Более того, весьма полезно начинать знакомство с серь­езными пакетами именно с соответствующих средств этой группы. Так, например, поработав некоторое время с текстовым редактором Write, в дальнейшем можно легко перейти к использованию таких профессиональных пакетов обработки текстов, как Word для Windows, Lotus Ami Professional, WordPerfect для Windows' т.п. Кроме того, в приложениях из группы Accessories реализованы многие новинки, характерные именно для последней версии 3.1 оболочки Windows (работа с объектами, новые шрифты...).

Windows 95-98.

Объектно-ориентированный подход.

При создании Windows 95-98 фирма Microsoft в полной мере реализо­вала объектно-ориентированный подход. Поскольку именно он лег в основу новой операционной системы, вначале скажем несколько слов о том, что такое ориентация на объекты.

Понятие «объектно-ориентированный» возникло в программиро­вании сравнительно недавно. Когда вычислительная мощность ма­шин была невысока, о создании объектно-ориентированных сис­тем не могло быть и речи. Основой всего был программный код. Программисты записывали последовательности команд для выпол­нения тех или иных действий над данными, которые оформлялись в модули и процедуры. Для работы с каждым объектом создавалась своя процедура.

Объекты, их свойства и методы.

Постепенно с увеличением производительности вычислительных систем процедурный подход начал заменяться объектным. На пер­вое место выдвинулся объект, а не код, который его обрабатывает. На уровне пользователя объектный подход выражается в том, что интерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с машиной сводится к действиям с привычными объектами. Так, пап­ки можно открыть, убрать в портфель, документы — просмотреть, исправить, переложить с одного места на другое, выбросить в корзину, факс или письмо — отправить адресату и т. д. Понятие объекта оказалось настолько широким, что до сих пор не получило строгого определения.

Объект, как и в реальном мире, обладает различными свойствами. Программист или пользователь может изменять не все свойства объектов, а только некоторые из них. Можно изменить имя объек­та, но нельзя изменить объем свободного места на диске, который также является его свойством. Свойства первого типа в языках про­граммирования носят название read/write (для чтения и записи), а свойства второго — read only (только для чтения).

Метод — это способ воздействия на объект. Методы позволяют со­здавать и удалять объекты, а также изменять их свойства. Напри­мер, для того чтобы нарисовать на экране точку, линию или плоскую фигуру, составляются разные последовательности кодов или програм­мы. Пользователь, однако, применяет для отображения этих объек­тов один метод Draw, который содержит коды для отображения всех объектов, с которыми он работает. За такое удобство приходится пла­тить тем, что объектно-ориентированные системы могут работать только на достаточно мощных вычислительных установках.

Процедурный подход в ранних ОС.

До настоящего времени во всех операционных системах преобла­дал процедурный подход. Для того чтобы произвести в системе ка­кое-либо действие, пользователь должен был вызвать соответству­ющую программу (процедуру) и передать ей определенные пара­метры, например, имя обрабатываемого файла. Программа выпол­няла над файлом указанные действия и заканчивала работу. При этом пользователь в первую очередь имел дело с задачей обработки документа, а затем уже с самим документом. В давние времена, когда ЭВМ не были персональными, пользователь описывал дейст­вия, которые должна была выполнить задача, на некоем странном языке, называемом языком управления заданиями (JCL—Job Con­trol Language).