1 NOT @-адресноепреобразование
2 *,/,DIV,MOD AND,SHL,SHR
3 +,- OR, XOR
4 <;>;=; IN
Для повышения приоритета используются ( ).
Стандартные функции ТП.
ABS(X ) SQR(X) SQRT(X) TRUNG(X) ROUND(X)
COS(X) SIN(X) TG(X) ARCTANG(X) EXP(X)
LN(X) PRED(X) SUCE(X) ORD(X) CHR(X)
ODD(X) INT(X) FRAG(X) +,-,*,/ (X)DIV(Y)
MOD(X) NOT AND OR XOR
= < > I_SHL_J I_SHR_J
EXIT; - выход из программы или подпрограммы
HALT(COD);- (COD) – необязательный параметр, определяет код
HALT; - безусловная остановка программы
ERRORLEVEL; - вниз
BREAK; - досрочный выход из цикла
CONTINUE; - прерывает выполнение текущей операции в цикле, передаёт управление следующему оператору
PROGRAM<имя программы >;
USES<имя модуля>;
TYPE<раздел типов>;
LABEL<метки>;
CONST<константы>;
VAR<переменные и их типы>;
FUNCTION<имя функции>(имя переменной: тип)
BEGIN
операторы
END;
PROCEDURE<имя процедуры>( параметры)
BEGIN
операторы
END;
BEGIN
Текст основной программы
END.
Самостоятельные, законченные фрагменты программы, оформленные особым образом, снабжённые именем – называются подпрограммами
Использование подпрограмм позволяет разбить программу на ряд независимых частей.
Подпрограммы используются:
1Для экономии памяти, когда некоторая последовательность действий встречается неоднократно на разных участках программы. Каждая подпрограмма существует в ед. экземпляре, но обращаться к ней можно неоднократно из разных точек программы.
2. В сложных программах при модульном проектировании.
Подпрограммы делятся на процедуры и функции
Результатом исполнения функции является единственное значение простого, строкового или указательного типа. Поэтому обращение к функции можно использовать выраженное наряду с константой и переменные.
Процедура обычно возвращает несколько значений, подпрограмма состоит из заголовка и тела подпрограммы.
Тело подпрограммы состоит из раздела описаний и раздела операторов.
Структура: PROCEDURE<имя процедуры >;
FUNCTION<имя функции>(параметр: тип);
USES<модули>;
LABEL<метки>;
CONST<константы>;
TYPE<типы>;
VAR<переменные>;
BEGIN
Тело подпрограммы
END;
Вложенными являются подпрограммы, вызываемые из других подпрограмм.
Если какая либо программа использует некоторые переменные подпрограммы,
То данные переменные должны быть описаны не в подпрограмме, а в самой программе. Данные переменные называются глобальными, а переменные, объявленные в модуле или подпрограмме являются локальными, и значения этих временных нельзя использовать в главной программе.
Подпрограммы могут быть вызваны как из тела основной программы, так и из тела другой подпрограммы. Для вызова необходимо написать имя процедуры или функции, а также, если надо, ряд переменных передаваемых в подпрограмму.
Пример:
PROCEDURE<имя>[(<формальные параметры>)];
FUNCTION<имя>[(<формальные параметры>)]:<тип>
Сразу за заголовками может следовать одна стандартных директив: ASSEMBLER <тело подпрограммы на ассемблере>, EXTERNAL<объявление внешней подпрограммы>, FAR, FORWARD, INLINE<встроенные машинные инструменты>, INTERRUPT,NEAR.
PROCEDURESB(a: real<формальный параметр>);
Фактические параметры – это глобальные переменные подставленные в формальные
ТИП ФАКТ=ТИП ФОРМ.
PROCEDURE<имя>
Begin
<текстпроцедуры>
end;
Типом любого формального параметра может быть только стандартный или ранее объявленный тип.
Пример:
TYPE TYPE
ATYPE=ARRAY[1..10]OF REAL; INTYPE=STRING[15];
PROCEDURE S(A:ATYPE); OUTTYPE=STRING[30];
FUNCTIONST(S:INTYPE):OUTTYPE
Иной способ для передачи параметров переменных отключением контроля компиляции.
Открытыймассив PROCEDURE I (A: ARRAY OF REAL);
FUNCTION<имя>[(<формальные параметры>)]:<тип>
Сразу за заголовками может следовать одна стандартных директив: ASSEMBLER <тело подпрограммы на ассемблере>, EXTERNAL<объявление внешней подпрограммы>, FAR, FORWARD, INLINE<встроенные машинные инструменты>, INTERRUPT,NEAR.
FUNCTION<имя функции>(параметр: тип);
Begin
<тело подпрограммы>
end;
Рекурсия – это такой способ организации вычислительного процесса при котором программа в ходе выполнения составляющих её операторов обращается сама к себе.
Для избежания переполнения стёка, следует размещать промежуточные результаты во вспомогательной переменной.
Begin
…………………………
F:=fac(n-1); - вспомогательная переменная
……………………….
End;
Рекурсивный вызов может быть косвенным, который разрешается опережающим описанием:
Procedure b(j: byte);
Forward;
Procedure a (i: byte);
Begin
B(i);
End;
Любой из структурированных типов (а в ТП их 4 : массивы, записи, множества, файлы) характеризуется множественностью образующих этот тип элементов. В ТП
Допускается бесконечная глубина вложенности типов, однако Суммой=<65520 байт (т.к. каждый компонент может представлять структурированный тип).
PACKED- осуществляется везде где это возможно.
Типдиапазон:
TYPE
D = array [0..9] of char;
Var m: d;
Begin <операторы>end.
Обычно в качестве идентификатора типа используется тип–диапазон, в котором задаются границы изменения индексов.
Тип-диапазон подмножество своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа-диапазона.
<мин. значение >..<макс. значение>
TYPEdigit = ‘0’..’9’; можно Vardate:1..31;
dig2=48..57; month:1..12;
1CHR:’a’..’z’;
High(x) – максимальное значение типа диапазон
Low(x) – минимальное значение типа диапазон.
Массивы - формальное объединение нескольких однотипных объектов (чисел, символов, строк и т.д.), рассматриваемое как единое целое.
Var a: array [1..10] of real;
Компоненты массива состоят из данных одного типа (возможно структурированного).
В качестве идентификаторов порядковые типы кроме LongInt и типа диапазон с базисным типом LongInt/
Значением символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу присваивается целое число в диапазоне 0..255.Это служит кодом внутреннего представления символа, его возвращает функция ORD. Для кодировки используется код ASCII – 7 битный код, т.е. с его помощью кодируется 128 символов (0..127). В то же время в 8-битном байте, отведённом для хранения символа в ТП, можно закодировать в 2 раза больше символов (0..255). (0-127ASCII, 128-255-может меняться на ПК разных типов).
0-31 – служебные коды (пробелы)
Значением строкового типа является любая последовательность символов, т.е. строка. Окончанию строки соответствует символ с кодом 0, и которые называются строками с завершающим нулём или ASCIIZ-строками.
Строковый тип соответствует идентификаторам string и PChar.
A: array[0..n] of char = a: string
Ord(0)=length(a)- длинна строки(не больше 255 символов)
Concat (S1 [s2 ..,SN])- сцепление строк
Copy (St, index, count) – копирует из строки ST символ, начиная с index
Delete(ST, a, b) – удаление b символов начиная с a
Insert (sut, st, b)–вставляет SUT в ST начиная с b
Pos (Sut, St) - в строке ST отыскивает Sut если нет 0
Str (X [WIDTH [:DECIMALS]], ST)- из вещественного или целого в строку
Val (st ,x, code) – обратно str (пробелы не допускаются)
Var s: string;
Begin
…….
S:= ’dsfsdhfjhsdfjshdfjsd’;
……….
End.
Стандартные типы в ТП:
1 группа целых типов(ShortInt, integer, LongInt, Byte, Word);
2 группавещественныхтипов(Single, real, Double, Extended, Comp);
3 группаБулевскиетипы (Boolean, ByteBool, WordBool, LongBool);
4 Символьный тип(Char);
5 Строковые типы(String, PChar);
6 Указательный тип (Pointer);
7 Текстовый тип (Text);
Type <Новый тип>=<описание типа>
Символьный тип, а также целые и булевские типы относятся к порядковым типам.
Свойства:
1 Каждый элемент имеет свой порядковый номер
2 Поэтому возможен использование функцииOrd, возвращающей этот номер
3 Возможно применить функцию Pred и Succ которые верну соответственно предыдущее и последующее значения
Целыетипы:
Byte 0..255 ShortInt –128..127 Word 0..65535 Integer –32768..32767
LongInt –2147483648.. 2147483647
Вложениетипов:
Type result = болеемощныйтип
A: integer;
LongInt(a);
Процедурыифункции:
ABS(X) CHR(X) DEC INC SQR HI(I)-старшийбайт
LOW(X) – младший байт ODD(I) – возвращает правда если нечет
RANDOM(x) SWAP(I)- меняет местами байты
Логический тип ещё называют булевским. Их 4:
Boolean(false=0, 1 байт); ByteBool (false=0, 1 байт); WordBool (false=0 в обоих байтах, 2 байта); LongBool (false=0 во всех байтах, 4 байта).
Логические функции:
Ord; Pred; Succ; or ;and ; xor ;
Перечисляемый тип задаётся тем значениям, которые он может получить. Значения
именуются идентификаторами и располагаются в списке с ( ).
Typecol = (red, white, blue);
Max=65536 значений;
Ord (red) =0;
Var c: col;
C:= col(0);
С:=red;
В идентификаторах нельзя использовать кириллицу. Переменные так же можно объявлять без предварительного описания типа
Var col: (black, white, green);
МНОЖЕСТВА - наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов. Характер связей между объектами подразумевается лишь программистом и не контролируется Турбо Паскалем. Количество элементов в множестве может меняться от 0 до 255. Множество, которое не содержит элементов, называется пустым. От массивов множества отличаются тем, что количество элементов в нем не постоянно. Его можно расширять и сокращать по ходу выполнения программы.