Есть ли на борту Internet? По полученным мною сведениям, о полноценном Internet'e на борту «Мира» говорить еще рано, но такой проект имеется. «По электронной почте мы и сейчас общаемся. — рассказывает О. Волков. — Hewlett-Packard OmniBook подсоединен через пакетный контроллер к любительской радиостанции, и через него осуществляется почтовый обмен. Ноутбук также подсоединен к штатному каналу связи». Электронная связь с «Миром» есть не постоянно: лишь когда станция пролетает над Россией (сеанс связи происходит каждые полтора часа в течение 15-20 минут) или при работе через спутник-ретранслятор, то есть тогда, когда есть канал, Кстати, американцы на «Шаттле» работают через сеть спутников. связь есть постоянно, и такого понятия, как сеанс связи, у них нет. В будущем на Международной космической станции (МКС) связь будет, видимо, осуществляться через американский спутник. У России тоже есть спутник-ретранслятор. «Но у нас другая логика:
не нужно постоянно быть на связи с экипажем, это отвлекает его от работы, — поясняет О.Волков.
— Достаточно того, что мы каждые полтора часа общаемся с ними 10-15 минут, оговариваем все вопросы, и космонавты продолжают работать». В случае экстренной ситуации можно воспользоваться УКВ-связью с сетью наземных станций. Но это, по словам специалистов. не очень хороший канал.
Качество канала пока является серьезным сдерживающим фактором. Но грядут перемены. Для обеспечения нормальной двухмегабитной связи (сейчас реализован цифровой канал лишь на 1200 bps) планируется задействовать бортовую телевизионную систему. В настоящее время на станции «Мир» установлена узконаправленная антенна; геостационарный спутник-ретранслятор «Луч» принимает сигнал и передает его на Землю. Скоро на борт будет доставлена специальная видеокарта, устанавливаемая в компьютер, которая позволит интегрировать компьютерный сигнал в полосу телевизионного сигнала и далее осуществлять связь через обычный TCP/IP-протокол.
Тогда вновь возникнет вопрос об Internet, который «нужен хотя бы для того, чтобы спускать на Землю данные не на дискетах, а по нормальному цифровому каналу». Сам по себе этот проект достаточно дорог. Точнее, дорого обходится не аппаратная часть, а задействование средств (вывод на орбиту и обслуживание спутников). Сейчас российская сторона ищет партнера для осуществления такого проекта. Можно предположить, что им станет Microsoft, которая проявляет явный интерес к отечественным космическим технологиям. Казалось бы, зачем на «Мире», где всего пять модулей и три члена экипажа, создавать локальную сеть, обеспечивать доступ в Internet? Может быть, стоит сконцентрировать все усилия на создании МКС? Оказывается, «Мир» оценивается специалистами отнюдь не как «тупиковая ветвь», а рассматривается в качестве полигона для отработки технологий для Международной космической станции. Ведь на ней будет трудиться гораздо больше представителей разных стран, и нужны будут современные коммуникации. «Заказчики экспериментов, которые будут проводиться на МКС, — рассказывает О.Волков. — могут находиться в любых странах и должны иметь возможность посылать управляющие команды находящемуся на борту оборудованию, сидя у себя в офисе». С другой стороны, после установки цифрового канала можно будет находить заказчика экспериментов на борту того же «Мира». Грубо говоря, российская сторона может доставлять «черный ящик» с оборудованием заказчика, с ним будет интегрирован цифровой канал, а дальше заказчик из своего офиса сможет управлять аппаратурой и получать с нее информацию.
Таким образом, перспективы дальнейшей компьютеризации космических станций следующие: создание высокопроизводительного цифрового канала, осуществление Internet-проекта и интеграция ПК с научным оборудованием, что позволит «наземным» заказчикам оказывать управляющее воздействие на свою аппаратуру.
Какими же компьютерами будет оснащаться международная космическая станция «Альфа», которую начнут «собирать» в космосе через полгода? Прежде всего, Европейское космическое агентство (ЕКА) по заказу российской стороны разработало Систему обработки данных, в состав которой входят два отказоустойчивых компьютера (контрольный и терминальный) и два поста управления. В его создании приняли участие Германия (74%), Франция, Бельгия и Нидерланды. Главным подрядчиком выступил концерн Daimler-Benz Aerospace, а субподрядчиками — Matra Marconi Space, Alcatel Bell Telecom и RST. В частности, Matra сделала процессорную плату и уникальный радиационно-устойчивый SPARC-процессор. Этот 32-разрядный процессор обладает средней скоростью 10 миллионов операций в секунду». Радиационная устойчивость этих процессоров важна для использования, например, в геостационарных спутниках, испытывающих жесткие лучевые воздействия. Кстати, запуск и обслуживание геостационарных спутников — это одно из немногих направлений, которые окупают себя и приносят прибыль. Сам компьютер содержит три слоя:
слой авионики, программного восстановления и голосования, а также плату прикладной математики. При этом вся функциональная математика этой платы разрабатывается российской стороной.
Нововведения коснулись и персональных компьютеров (которые нередко давали сбои не борту). Американская сторона заказала ноутбуки IBMThinkPad755, которые будут специально аттестованы для работы в космосе.
На борту станции «Альфа» будет расположена американская бортовая система. При этом наш и американский компьютеры будут работать параллельно в системе master\slave, резервируя друг друга, что обеспечит более высокую надежность и позволит, например, вывести любую из этих ЭВМ на профилактику. Уникальность ситуации состоит в том, что обе машины разной конструкции с разным программным обеспечением выполняют одни и те же функции, подстраховывая друг друга на случай каких-либо ситуаций, неисправностей.
Таким образом, единственная существующая в настоящий момент орбитальная станция «Мир», где столкнулись компьютерные технологии разных поколений, служит полигоном для обработки информационных систем международной космической станции «Альфа», которая в перспективе сосредоточит на своем борту самые передовые технические и компьютерные решения.