// метод получения значения свойства Name
begin
end;
// метод получения значения свойства Address
Function TTPerson.GetAddress;
begin
Result: =FAddress;
end;
// метод изменения значения свойства Address
Procedure TTPerson.SetAddress(NewAddress:TAddress);
Begin
end;
Приведенный конструктор объекта TTPerson создает объект и устанавливает значение поляFName, определяющего значение свойства Name.
Инструкции программы, обеспечивающие создание объекта класса TTPerson и установку его свойства, могут быть, например, такими:
student:=TTPerson.create(' Иванов ');
student.address:='yл. Садовая, д.З, кв.25';
Наследование
Концепция объектно-ориентированного программирования предполагает возможность определять новые классы посредством добавления полей, свойств и методов к уже существующим классам. Такой механизм получения новых классов называется порождением. При этом новый, порожденный, класс (потомок) наследует свойства и методы своего базового, родительского класса.
В объявлении класса-потомка указывается класс родителя. Например, класс TEmployee (сотрудник) может быть порожден от рассмотренного выше класса ттрегзоп путем добавления поля Department (отдел). Объявление класса TEmployee в этом случае может выглядеть так:
TEmployee= class (TTPerson)
FDepartment: integer;// номер отдела
constructor Create (Name :TName;Dep: integer);
end;
Заключенное в скобки имя класса TTPerson показывает, что класс TEmployee является производным от класса TTPerson. В свою очередь, класс ттрегзоп является базовым для класса TEmployee.
КлассTEmployee имеет свой собственный конструктор, который обеспечивает инициализацию класса родителя и своих полей. Вот пример реализации конструктора класса TEmployee:
constructor TEmployee.Create(Name:Tname;Dep:integer);
begin
inherited Create (Name);
end;
В приведенном примере директивой inherited вызывается конструктор родительского класса, затем присваивается значение полю класса потомка.
После создания объекта производного класса в программе можно использовать поля и методы родительского класса. Ниже приведен фрагмент программы, демонстрирующей эту возможность.
engineer:=TEmployee.create(' Сидоров', 413 );
engineer.address:='yл.Блохина, д.8, кв.10';
Первая инструкция создает объект типа TEmployee. Вторая устанавливает значение свойства, которое относится к родительскому классу.
ДирективыProtected иPrivate
Помимо объявлений элементов класса (полей, методов, свойств) описание класса, как правило, содержит директивы protected (защищенный) и private (закрытый), которые устанавливают степень видимости элементов класса в программе.
Элементы класса, объявленные в секции protected, доступны только в порожденных от него классах. Область видимости элементов класса этой секции не ограничивается модулем, в котором находится описание класса. Обычно в секцию protected помещают описание методов класса.
Элементы класса, объявленные в секции private, видимы внутри модуля. Эти элементы не доступны за пределами модуля, даже в производных классах. Обычно в секцию Private помещают описание полей класса, а методы, обеспечивающие доступ к этим полям, помещают в секцию protected.
Ниже приведено описание классаTTPerson, в которое включены директивы управления доступом.
private
Fname:TName;{ значение св-ва Name}
Faddress:TAddress;( значение св-ва Address)
protected
Constructor Create (Name :TName);
Procedure SetAddress(NewAddress:TAddress);
Property Name:Tname
read GetName;
Property Address :Taddress
read GetAddress
write SetAddress;
end;
Замечание
Если надо чтобы элементы класса были полностью скрыты, то определение класса следует поместить в отдельный модуль.
Полиморфизм и виртуальные методы
Полиморфизм - это возможность использовать одинаковые имена для методов, входящих в различные классы. Концепция полиморфизма обеспечивает при применении метода к объекту использование именно того метода, который соответствует классу объекта.
Пусть определены три класса, один из них является базовым для двух других.
type // базовый класс
TPerson=class
constructor Create (name: string);
function info: string;
virtual;
// производный от базовогоTperson
TStud=class (TPerson)
constructor Create (name: string; gr: integer);
function info: string; override;
end;
// производный от базового Tperson
Tprof=class (TPerson)
fdep: string; { название кафедры }
constructor Create(name:string;dep:string);
function info: string; override;
end;
В каждом из этих классов определен метод info. В базовом классе при помощи директивы virtual метод info объявлен виртуальным. Объявление метода виртуальным дает возможность дочернему классу произвести замену виртуального метода своим собственным. В каждом дочернем классе определен свой метод info, который замещает соответствующий метод родительского класса (метод порожденного класса, замещающий виртуальный метод родительского класса, помечается директивой override). Ниже приведено определение метода info для каждого класса.
function TPerson.info: string;
begin
end;
function TStud.info:string;
begin
result :=fname+'гp.'+IntTostr(fgr);
end;
function TProf.info: string;
begin
end;
В программе список людей можно представить массивом объектов класса TPerson.
list:array[1..SZL]of TPerson;
Замечание
Здесь следует вспомнить, что объект - это указатель.
Объявить подобным образом список можно потому, что Object Pascal позволяет указателю на родительский класс присвоить значение указателя на дочерний класс. Поэтому элементами массива list могут быть как объекты классаTStud, так и объекты классаTprof.
Вывод списка можно осуществить применением метода info к элементам массива, например, так:
st:=’’;
for i:=l to SZL do//SZL - размер массива-списка
if list[i]<> NIL
then st:=st+info.list[i]+#13; ShowMessage(st);
Во время работы программы каждый элемент массива может содержать как объект типа TStud, так и объект типа Tprof. Концепция полиморфизма обеспечивает применение объекту именно того метода, который соответствует типу объекта.
ПроцедураTForml.Button1click, которая запускается в результате щелчка на кнопке Добавить(Button1), создает объект list[n] классаTStud или TProf. Класс создаваемого объекта определяется состоянием радиокнопки студент(RadioButton1),
Процедура TForml.Button2Click, которая выполняется в результате щелчка на кнопке Список (Button2), применяя метод info к каждому объекту списка (элементу массива), формирует строку, представляющую собой весь список.
Классы и объекты Delphi
Для реализации интерфейса Delphi использует библиотеку классов, которая -содержит большое количество разнообразных классов, поддерживающих форму и различные компоненты (командные кнопки, поля редактирования и т. д.).
Во время проектирования формы приложения Delphi автоматически добавляет в текст программы необходимые объекты. Если сразу после запуска Delphi просмотреть содержимое окна редактора кода, то там можно обнаружить следующие строки:
type
private
public
end;
Form1:Tform1
Это описание класса исходной, пустой, формы приложения и объявление объекта - формы приложения.
Когда программист, добавляя необходимые компоненты, создает нужную форму, Delphi формирует описание класса формы. Когда программист создает функцию обработки события формы или ее компонента, Delphi добавляет объявление метода в описание класса формы приложения.