Поразительно мощно работает композиционный прием - размещение ма-аа-аленького логотипчика на огромном формате... Именно в силу малозаношенности. Основным рабочим элементом является чистота белого листа, а в сознании рекламодателей "платить за пустоту - неестественно"... И в итоге крутые замыслы гибнут, растет количество серых макетов, а выигрывают только самые смелые (на фоне "стандартных" они выигрывают вдвойне). Обратной стороной этого аспекта является достаточно низкая информативность. Представьте себе рекламную страницу с объявлениями из одних логотипов и пауз. Хотя зачем нам рассматривать такие крайности?
Далее я попробую сформулировать основные принципы альтернативного дизайна
- как таковая должна присутствовать в любом произведении независимо от его принадлежности к тому или иному жанру. Именно новизна заставляет зрителя шевелить мозгами (и необязательно он при этом думает... иногда чувствует, иногда просто расслабляется). Новизна идеи может быть фигурально выражена через новую композиционную схему (если вам удастся придумать таковую - я буду считать вас гением:o), через нестандартный ритм, движение, пятно света или через новые цветосочетания.
Пример по цвету. Мы привыкли мыслить настолько стандартно (черное с желтым, белое с черным и красным, синее и оранжевое... ), что любое новое состояние цвета нас сначала немного шокирует и требует адаптации нашего серого вещества. Особенно это выражено при размещении цветных фотографий. Цветность, черно-белые, сепия...
Применение эффекта color offset (сдвиг цвета по каналам) может создать совершенно неожиданный и непривычный для нашего восприятия эффект иной реальности. Изменение цвета среды придает тому же изображению совершенно другой вид, а иногда и смысл. Банальный Motion blur создает иллюзию (ощущение) движения.
- эмоциональное, чувственное, любое другое, не обозначенное мыслительными процессами, а скорее участием подсознания состояние. Наличие таких процессов резко увеличивает ЗАПОМИНАНИЕ. Если при нормальном логическом мышлении идеи сменяют друг друга, то подсознательные состояния как бы расставляют "вешки" в богатом спектре ощущении, и при сходной эмоциональной или чувственной ситуации срабатывает близкая по ассоциациям "вешка". Нужно ли особо расписывать важность этого момента в любых произведениях искусства, в рекламе или в нашей жизни?...
Использовать такой факт можно (и нужно) в обоих направлениях. Можно закладывать в работу уже существующие в подсознании "вешки", и тогда работа вызывает ощущение жизненности, правдивости, естественности. Наше подсознание хранит массу таких ощущений, начиная от детского смеха и до пивных банок на тротуаре рядом с мусорной корзиной. Обратный вариант - это когда удивившая зрителя работа всплывает в сознании при срабатывании жизненно-бытовой "вешки" (ассоциации).
Разумеется, ассоциации эмоциональные и образные у разных людей разные (расставание с любимой у одного ассоциируется с полной луной, а другого - с уходящим поездом...), но творчество человеческой фантазии способно реально переживать и несуществующие ситуации, и реагировать адекватно на непрожитый образ (переживать его виртуально).
Этот принцип совсем уж из области подсознательного, но значим тем не менее. Так уж мы устроены, что любой объект мы воспринимаем в движении. И если не движется объект - то вынужден двигаться наш глаз, зрачок. На уровне композиции движение может быть выражено через смысловой ход, через пластический мотив, ритм, определенное размещение элементов и пауз. В конечном итоге любая композиция в первую очередь определяет движение нашего взгляда, изучающего реальность, а вслед за взглядом будут двигаться и ощущения, и мысли. При этом дизайнеру важно понять прямую зависимость мыслей от ощущений. То, насколько правдива созданная вами иллюзия (а любая картинка - в конечном итоге иллюзия), настолько реальными будут и ощущения.
Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя). Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не знать которые и не использовать в своих страничках для привлечения внимания было бы просто глупо.
Реакция на опасность.
В процессе эволюции человеческий мозг в целях самосохранения выработал определенные реакции ( на уровне подсознания ) на различные виды объектов, и при наличии некоторых факторов объект вызывает реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на своей страничке или рекламе, вы можете вызвать совершенно противоположное впечатление.
Размер
Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение. Щит наружной рекламы на магистрали воспринимается более спокойно (расстояние, скорость, состояние защищенности в автомобиле). И тот же щит на пешеходной дорожке может просто подавить зрителя своими размерами и огромными цветовыми пятнами.
Цвет
В определенных пропорциях цвет способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься как опасность и вызывать реакцию недоверия.
Естественность и уместность
Любой объект или изображение может быть естественным в одной ситуации и неуместным в другой. Изображение коровы в рекламе на улицах большого города привлечет внимание, но подсознательно из-за своей неестественности вызовет недоверие. Картинка с телевизором на загородной трассе вызовет только смех.
Выделение объекта из среды
Одна черная корова среди стада рыжих, большое объявление на полосе газеты среди маленьких, цветное изображение среди черно-белых и наоборот. Один и тот же щит наружной рекламы зимой и летом воспринимается по-разному за счет окружения.
Как это положительно можно использовать на практике? Выделяйте то, что вам кажется главным.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Глаз обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57 градусов, оптимальный - 35-40 градусов. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры рекламы на различных расстояниях. Если экран находится на расстоянии в среднем 35-40 см от глаз, то оптимальный размер изображения составляет 15 - 18 см по высоте и 10-14см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения). Надеюсь, вы не восприняли это как совет делать ВСЕ картинки такого размера.
Фокусировка взгляда.
Как продолжение предыдущего абзаца. Важен не только благоприятный размер, но и определенное размещение особо важных элементов в композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой зоне, а остальную, ближе к краям как бы размывает. На самом деле мозг просто отметает эту информацию. Скажем, у людей с тренированным взглядом боковое зрение развито иногда очень сильно.
Пренебрегать данной особенностью при построении ваших композиций (страниц) было бы глупо. Как это выглядит на практике?
Вы разместили на вашей странице большое количество анимированных изображений, блинков и бегущих строк, каждое из которых активно привлекает внимание, потому-что шевелится. Мозг инстинктивно направляет внимание на нее, потому как природа заложила в него приоритет движущихся предметов и изображений перед статичными в целях самосохранения индивиума. Но соседний объект так же активно требует внимания, ну и остальные тоже. В результате мозг зрителя в растерянности - на что же ему таки смотреть в первую очередь. Подсознательно возникает реакция тревоги и отторжения.