Основной документ по Ada'е -- "Language Reference Manual", обычно называемый просто "Стандарт" или "RM95" ( "RM 95", а то и просто "RM" ), некоторые по старинке говорят "LRM", но это -- общепринятое сокращение для стандарта Ады-83. Изложено, как и положено стандарту, суховато, но строго, с примерами и ссылками на смежные вопросы. В отличие от пары-тройки других "стандартов", которые мне привелось посмотреть, это, действительно, Стандарт, а не рассуждения на тему об очередной версии компилятора и не учебник программирования на базе данного языка, но, между тем, он вполне пригоден для чтения. Второй документ -- "Ada 95 Rationale" ( обычно -- "Rationale" ). Это изложение и _обоснование_ базовых _проектных__решений_ языка (ответы на вопросы "а почему сделано именно так?") и демонстрация этих решений в деле. Соответственно, более вольное, чем Стандарт, кое в чем менее полное, а кое в чем более ппространное. С развернутыми примерами, пояснениями, аналогиями и прочей весьма полезной "белетристикой". Читается как хороший детектив. Литературные достоинства ( без тени иронии ) этого документа отмечены не только мной. Я бы настоятельно рекомедовал эту книгу в качестве именно _учебника_ для подготовленного и _мотивированного_ читателя ( такому читателю нет резона тратить время на традиционные университетские учебники ), а RM использовать как справочник.
Язык Ада – двадцать лет спустя
Сергей Рыбин, Василий Фофанов
Если спросить отечественного ИТ-специалиста: "Что такое Ада?", большинство лишь удивленно пожмет плечами, а кто-то даже скажет, что это мертвый язык, когда-то придуманный Пентагоном, а ныне практически не используемый. На самом же деле Ада и сегодня – вполне благополучный и активно применяемый в различных областях язык программирования. Правда, большинство российских программистов знают о нем мало.
Наверное, каждый, кому приходилось пользоваться четырнадцатой линией парижского метрополитена, удивлялся, впервые увидев поезд, в котором нет кабины машиниста. Движение поездов на этой линии полностью управляется Ада-программой.
Несмотря ни на что, в отдельных областях техники Россия все еще "впереди планеты всей". И одна из них – конструирование и производство самолетов-амфибий. Всемирно признанным лидером в этой области является ТАНТК им. Г. М. Бериева. Недавно это предприятие приобрело средства разработки бортового программного обеспечения на базе языка Ада для использования при модернизации своей последней модели Бе-200.
Между тем, большинство отечественных ИТ-специалистов в лучшем случае ничего не знают о языке Ада, в худшем же – имеют совершенно неверное представление об Аде как о языке-монстре, некогда придуманном Пентагоном для разработки военных систем, а ныне окончательно забытом.
Немного истории
Официальным днем рождения языка программирования Ада можно считать 17 февраля 1983 года – дату утверждения стандарта ANSI/MIL-STD-1815-A–1983.
Технические и административные меры, предпринятые Минобороны как часть проекта по созданию и внедрению Ады, полностью предотвратили появление и распространение диалектов языка. С 1983 года и по настоящее время все индустриальные реализации поддерживают действующий стандарт Ады. Когда же речь заходит о подмножествах Ады, то эти подмножества определяются не реализацией, а стандартами разработки конкретного класса систем.
В 1987 году стандарт ANSI без единого изменения был утвержден в качестве стандарта ISO (ISO/IEC 8652), а когда в начале 90-х годов назрела необходимость пересмотра стандарта, работа по пересмотру также была проведена под управлением и на средства Министерства обороны США. Стартовал новый международный проект, который завершился утверждением в конце 1994-го и публикацией в начале 1995 года новой версии стандарта ISO/IEC 8652. Именно этот документ и служит сегодня определением языка программирования Ада.
В СССР в начале 80-х годов была образована Рабочая группа по языку программирования Ада при Государственном комитете по науке и технике. Тщательно собиралась и анализировалась вся открытая информация о проекте, а усилиями специальных служб добывалась и закрытая информация. Были организованы проекты по реализации Ады для практически всех использовавшихся тогда архитектур ЭВМ, и некоторые из них оказались весьма успешными. Распад СССР положил конец этой деятельности. Сегодня Ада используется в России и СНГ отдельными энтузиастами.
Что такое Ада
Все современные индустриальные языки предоставляют по сути один и тот же базовый набор возможностей, различаясь не тем, что они позволяют делать, а тем, как именно они позволяют это делать. Однако Ада, по крайней мере, в двух аспектах расширяет стандартный для современных языков набор возможностей. Во-первых, Ада предоставляет высокоуровневые средства программирования асинхронных процессов. Во-вторых, является единственным языком, который без всяких оговорок можно назвать модульным.
Пример такой просто необходим для того, чтобы опровергнуть достаточно распространенный миф о том, что Ада – большой, сложный и "тяжелый" язык, пригодный лишь для написания сверхбольших и сверхсложных систем. На самом же деле, Ада может применяться для разработки небольших и средних программ с тем же успехом, как и современные клоны Си, Паскаля, Бейсика и Java. Так, классический пример программы "Hello, World!" выглядит на Аде следующим образом:
Легко видеть, что код на Аде похож на код на Паскале, который был выбран в качестве его прототипа. Первая строка описывает связь данного компилируемого модуля с другими модулями – указывается, что подпрограмма Hello_World должна компилироваться совместно с модулем Ada.Text_IO, который является компонентом предопределенной библиотеки.
Следующая программа определяет два асинхронных процесса [1]
:
В разделе локальных объявлений процедуры Tasking_Example описывается задача Outputter (строка 6, строки с 8 по 17 содержат тело этой задачи). Когда управление в процессе, соответствующем процедуре Tasking_Example, доходит до строки 20, перед тем, как выполнить этот первый оператор, запускается процесс, соответствующий задаче Outputter, после чего два этих процесса живут и асинхронно выполняются независимо друг от друга. Выполнение оператора задержки (строки 14 и 20) состоит в приостановке соответствующего процесса на указанное количество секунд. Таким образом, процесс Tasking_Example приостанавливается на 20 секунд, а в это время процесс Outputter начинает печатать значения увеличивающегося на единицу счетчика, приостанавливаясь на одну секунду после вывода каждого значения. По истечении 20 секунд процесс Tasking_Example устанавливает флаг Finished в положение "истина", в результате завершается цикл в процессе Outputter. Спецификация переменной Finished как атомарного объекта данных (строка 4) делает невозможным одновременное чтение и изменение значения этой переменной.
Далее представлен шаблон функции, позволяющей покомпонентно складывать два одномерных массива. Этот шаблон может быть настроен на произвольный тип, являющийся одномерным массивом, для компонентов которого определены операции присваивания и сложения ("сложение" не обязано быть арифметическим сложением).
Строки 1-6 содержат объявление настраиваемой функции, а строки 8-20 – ее тело. Содержательно, параметром настройки является произвольный одномерный регулярный тип с неуточненным индексным диапазоном (строка 4), про которого известно только, что тип компонента у него произвольный, однако для компонентов определена операция присваивания (строка 2), тип индекса – произвольный дискретный (строка 4). Поскольку нам предстоит покомпонентно складывать два массива, надо знать, что такое операция сложения для типа компонентов. Так как это произвольный тип, мы вынуждены передавать сложение для типа компонента как формальный параметр настройки (строка 5).