Содержание
1. Введение
2. Общиесведения о языке ассемблер
3. Программнаячасть
· Описаниепрограммы
· Этапыразработки ассемблерных программ ___
· Программаперевода десятичного числа в двоичную и шестнадцатеричную системы счисления
4. Списоклитературы
Введение
Средства, обеспечивающие функционированиевычислительной техники подразделяются на 2 части: аппаратную и программную.
Всостав аппаратной части входят такие устройства как:
· центральныйпроцессор;
· оперативнаяпамять;
· периферийныеустройства;
Всевышеперечисленные устройства построены на интегральных схемах (ИС).
Интегральнаясхема это микроэлектронное изделие, выполняющее определенные функциипреобразования, имеющее высокую плотность упаковки электрически соединенных между собой элементов и компонентов и представляющее единое целое с точкизрения требований к испытаниям приемки и эксплуатации.
ПримеромИС являются схемы цифровых устройств: регистры, сумматоры, полусумматоры,счетчики, шифраторы, дешифраторы и т.д.
Кпрограммной части относятся: совокупность программ и правил со всей относящейсяк ним документацией, позволяющая использовать вычислительную машину длярешения различных задач.
Программа- законченная последовательность машинных команд или операторов языкапрограммирования, определяющая последовательность действий для решениянекоторой задачи.
Задачейв нашей работе является: преобразование трехразрядного десятичного числа вдвоичную и шестнадцатеричную системы счисления. Задача эта реализуется спомощью языка ассемблера. В этом низкоуровневом языке используютсясимволические (мнемонические) обозначения машинных команд и адресов. Преимуществом этого языка является: во-первых, то что, программы, написанныена нем, требуют значительно меньшего обьема памяти; во-вторых, знание этогоязыка и результирующего машинного кодадает представление архитектуры машины, что вряд ли обеспечивается при работе наязыке програмирования высокого уровня.
Символическийязык ассемблера позволяет в значительной степени устранить недостаткипрограммирования на машинном языке.
Главным егодостоинством является то, что на языке ассемблера все элементы программыпредставлены в символической форме. Преобразование символических имен команд вих двоичные коды возлагаются на специальную программу – ассемблер, котораяосвобождает программиста от трудоемкой работы и исключает неизбежные при этомошибки.
Символические имена, вводимые припрограммировании на языке ассемблера, как правило отражают семантику программы,а аббревиатура команд – их основную функцию. Например: PARAM – параметр, TABLE –таблица, MASK– маска, ADD – сложение, SUB – вычитание и т.д.п. Такие имена легко запоминаются программистом.
Для программирования наязыке ассемблера необходимо иметь сложные инструментальные средства, чем припрограммировании на машинном языке: нужны вычислительные комплексы на баземикро – ЭВМ или ПЭВМ с комплектом периферийных устройств (алфавитно-цифроваяклавиатура, символьный дисплей, НГМД и печатающее устройство ), а такжерезидентные или кросс-системы программирования для необходимых типовмикропроцессоров. Язык ассемблера позволяет эффективно писать и отлаживатьзначительно более сложные программы, чем машинный язык (до 1 - 4 Кбайт ).
Языки ассемблера являютсямашинно-ориентированными, т. е. зависимыми от машинного языка и структурысоответствующего микропроцессора, так как в них каждой команде микропроцессораприсваивается определенное символическое имя.
Языки ассемблера обеспечивают существенное повышениепроизводительности труда программистов по сравнению с машинными языками и в тоже время сохраняют возможность использовать все программно-доступные аппаратныересурсы микропроцессора. Это дает возможность квалифицированным программистамсоставлять программы, выполняемые за более короткое время и занимающие меньшийобъем памяти по сравнению с программами, создаваемыми на языке высокого уровня.
В связи с этим практическивсе программы управления устройствами ввода/вывода(драйверы ) пишутся на языке ассемблера не смотря на наличие достаточно большойноменклатуры языков высокого уровня.
С помощью языкаассемблера программист может задать следующие параметры:
мнемонику ( символическоеимя ) каждой команды машинного языка микропроцессора;
стандартный формат длястрок программы, описываемой на ассемблере;
формат для указанияразличных способов адресации и вариантов команд;
формат для указаниясимвольных констант и констант целочисленного типа в различных системахсчисления;
псевдокоманды,управляющие процессом ассемблирования (трансляции) программы.
На языке ассемблера программазаписывается построчно, т. е. для каждой команды отводится одна строка.
Для микро – ЭВМ,построенных на базе наиболее распространенных типов микропроцессоров, можетсуществовать несколько вариантов языка ассемблера, однако практическоераспространение обычно имеет один – это так называемый стандартный языкассемблера. В дальнейшем мы будем рассматривать именно стандартные языкиассемблера.
Каждая строка написаннойна языке ассемблера программы содержит четыре поля:
МЕТКА КОД ОПЕРАНД КОММЕНТАРИЙ
Поле МЕТКА не являетсяобязательным, оно помечает адрес той ячейки памяти, в которой размещен первыйбайт отмеченной команды. Метки используются в качестве адресов перехода командпередачи управления, и благодаря их наличию программист может не оперироватьабсолютными адресами, а использовать символические адреса, что значительноудобнее. Метка может иметь длину от одного до шести символов, первым из которыхдолжна быть буква. Во многих ассемблерах допускается использование меток любойдлины, но распознаются только первые шесть символов. Метка не должна содержатьпробелов и знаков пунктуации. В некоторых ассемблерах за последним символомметки должно следовать двоеточие.
В поле метки каждая меткадолжна быть определенна только один раз, но ссылок к ней можно использоватьстолько раз, сколько это необходимо. В противном случае ассемблер выдастдиагностическое сообщение о многократно определенной метке.
Поле КОД содержитсимволическое имя выполняемой команды или псевдокоманды. Мнемоника большинствакоманд представляет собой аббревиатуру предложений на английском языке,характеризующих их основную функцию.
Например:
MOV (MOVE) -передать, переслать
ADD (ADDITION) -сложение
SUB (SUBSTRACT) -вычитание
LDA (LOADDIRECT
ACCUMULATOR) -непосредственнаязагрузка
INR (INSCREMENT аккумулятора
REGISTER) -инкрементрегистра
DCR (DECREMENT
REGISTER) декрементрегистра
Мнемоники команд являютсяключевыми словами ассемблера, и если они не входят во множество допустимыхмнемоник, то ассемблер выдает сообщение о недействительной команде.
Поле ОПЕРАНД определяетсяобычно в зависимости от поля кода команды. Оно может содержать либо один, либонесколько операндов, разделенных запятыми, либо не содержать ни одного операндадля тех команд, которые оперируют внутренними рабочими регистрами.
Операнд представляет собойвыражение, содержащее мнемоническое обозначение, константы и операторы.
Простейшие операндысодержат одно мнемоническое обозначение или одну константу.
В качестве мнемоническогообозначения могут использоваться идентификаторы внутренних рабочих регистров,метки и текущее значение программного счетчика.
Константы могут бытьпредставлены в различных системах счисления.
Программная часть
Описание программы
В этой работе мы рассмотрим один изспособов перевода числа из десятичной системы исчисления в двоичную ишестнадцатеричную с помощью языка Ассемблера. Прежде чем создавать программу,детально рассмотрим, какие шаги для этого надо предпринять, то есть другими словаминапишем алгоритм решения нашей задачи. Для того чтобы компьютер могобрабатывать данные, эти данные ему надо ввести , а значит первым шагом врешении нашей задачи будет ввод числа. Вторым шагом в работе будет выводсообщения о введеном числе. После этого мы переводим десятичное число вдвоичную систему и выводим наше число в двоичном эквиваленте на экран.Следующим шагом будет перевод числа в шестнадцатеричный эквивалент и последнийшаг это цикл который позволяет продолжить ввод нового десятичного числа. Теперьсоберём все пункты вместе:
1. Ввод числа с клавиатуры.
2. Вывод сообщения о введеном числе.
3. Перевод числа в двоичный эквивалент.
4. Вывод на экран двоичного числа.
5. Перевод числа в шестнадцатеричнуюсистему.
6. Вывод на экран шестнадцатеричногочисла.
7. Цикл (продолжим?) если ДА то пункт 1, иначе пункт 8
8. Выход из программы.
Это и есть алгоритм программы наестественном языке.
этапы разработки ассемблерных программ
1. Постановка задачи.Включает в себя содержательное описание задачи и разработку алгоритма.