Для эффективной разработки пользовательских интерфейсов приложений C++ Builder нередко возникает необходимость в манипулировании компонентами на формах. Большинство операций для манипулирования компонентами находятся в меню Edit: К различным опциям этого меню следует обращаться после того, как на форме вы ран один или несколько компонентов, свойства которых требуется изменить.
Выбрать один компонент можно следующими способами:
Выбрать несколько компонентов можно следующими способами:
Большинство визуальных компонентов имеют общие свойства, (например, Visible, Width, Left). Для установки одинаковых значений общих свойств для нескольких компонентов необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрать несколько настраиваемых компонентов. При этом страница свойств объектов будет отображать только те свойства, которые имеются у всех выбранных компонентов.
2. Установить значения свойств, общих для выделенных компонентов.
Изменение размера компонента можно проводить как при добавлении его на форму, так и после этого.
При добавлении компонента следует выбрать его на палитре компонентов. Далее нужно поместить курсор мыши на форму, нажать левую клавишу и перемещать мышь, в результате чего на форме появится прямоугольник, изображающий границы будущего компонента. Когда прямоугольник приобретет необходимые размеры, нужно отпустить кнопку мыши.
Если перевести курсор мыши на один из появившихся вокруг компонента маленьких черных квадратиков, курсор мыши изменяет форму. Перемещая этот курсор и вместе с ним границу компонента, можно изменять его размеры.
Для изменения размеров нескольких компонентов следует выбрать их одним из описанных выше способов. Далее нужно выбрать пункт меню Edit/Size. Появится диалоговое окно Size. Выберите опции размера. Для точной установки размера в пикселях можно ввести числа в поля Width и Height. Далее нужно нажать кнопку OK.
Можно добавить несколько копий компонента одного типа, выбирая компонент из палитры при нажатой клавише Shift. В этом случае вокруг компонента появляется прямоугольник, окружающий этот компонент. После этого каждый щелчок мышью на форме приводит к появлению на ней копии компонента. Закончив режим многократного копирования, следует щелкнуть мышью на инструменте выбора курсора (первая кнопка на палитре компонентов с изображением стрелки).
Для выравнивания компонентов на форме можно использовать следующие комбинации клавиш:
Shift + стрелки | Изменяет размер компонента на один пиксель в направлении выбранной стрелки |
Shift + Ctrl + стрелки | Перемещает компонент на одну единицу сетки в направлении выбранной стрелки |
Ctrl + стрелки | Перемещает компонент на один пиксель в направлении выбранной стрелки |
Можно также выровнять компоненты, используя пункт меню View/Alignment Palette. Для этого нужно:
1. Выбрать компоненты для выравнивания.
2. Выбрать пункт меню View/Alignment Palette.
3. Выбрать нужную кнопку.
Можно выровнять компоненты, используя пункт меню Edit/Align. Для этого нужно:
1. Выбрать компоненты для выравнивания.
2. Выбрать пункт меню Edit/Align. Появится диалоговое окно Alignment.
3. Выбрать нужную опцию и нажать на кнопку OK.
Можно изменить условия выравнивания компонент, используя пункт меню Options/Environment. Для этого нужно:
1. Выбрать пункт меню Options/Environment. Диалоговое окно Environment появится открытым на странице Preferences.
2. В группе Form designer можно выбрать следующие опции:
3. Для того, чтобы изменить расстояние между узлами сетки, нужно ввести новые значения вместо имеющихся. Значение по умолчанию -- 8 пикселей по оси X (по горизонтали) и по оси Y (по вертикали).
4. Нажать OK.
Используя Borland C++ Builder, можно создать приложения, работающие как с однопользовательскими базами данных (БД), так и с серверными СУБД, такими как Oracle, Sybase, Informix, Interbase, MS SQL Server, DB2, а также с ODBC-источниками. Возможности C++ Builder, связанные с созданием приложений, использующих базы данных, весьма обширны для того, чтобы описать их в одной статье. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь простейшие возможности работы с таблицами баз данных.
Набор данных в C++ Builder - это объект, состоящий из набора записей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из полей, и указателя текущей записи. Набор данных может иметь полное соответствие с реально существующей таблицей или быть результатом запроса, он может быть частью таблицы или объединять между собой несколько таблиц.
Набор данных в C++ Builder является потомком абстрактного класса TDataSet (абстрактный класс - это класс, от которого можно порождать другие классы, но нельзя создать экземпляр объекта данного класса). Например, классы TQuery, TTable и TStoredProc, содержащиеся на странице палитры компонентов Data Access, - наследники TDBDataSet, который, в свою очередь, является наследником TDataSet. TDataSet содержит абстракции, необходимые для непосредственного управления таблицами или запросами, обеспечивая средства для того, чтобы открыть таблицу или выполнить запрос и перемещаться по строкам.
Компонент DataSource действует как посредник между компонентами TDataSet (TTable, TQuery, TStoredProc) и компонентами Data Controls - элементами управления, обеспечивающими представление данных на форме. Компоненты TDataSet управляют связями с библиотекой Borland Database Engine (BDE), а компонент DataSource управляет связями с данными в компонентах Data Controls.
В типичных приложениях БД компонент DataSource, как правило, связан с одним компоненом TDataSet (TTable или TQuery) и с одним или более компонентами Data Controls (такими, как DBGrid, DBEdit и др.). Связь этого компонента с компонентами TDataSet и DataControls осуществляется с использованием следующих свойств и событий:
Наиболее простым способом обращения к таблицам баз данных является использование компонента TTable, предоставляющего доступ к одной таблице. Для этой цели наиболее часто используются следующие свойства:
Table1->Active = false;
Table1->DatabaseName = "BCDEMOS"
Table1->Active = true;
Edit1->Text=Table1->Fields[2]->AsString;