Количество проходов в некоторых трансляторах связано с количеством этапов, т.е. бывают реализации, для которых удобно сделать отдельный проход для лексического анализа, отдельный проход для синтаксического анализа и отдельный проход для семантического анализа. Если транслятор многопроходный, то возникает проблема сохранения промежуточной нотации программы между проходами.
Make-файл. К этой же проблеме кодирования относится средство поддержки разработки программных проектов. Одним из популярных средств, ориентированных на работу одного или нескольких программистов, является т.н. make-средство. Название происходит от соответствующей команды ОС UNIX. C make-командой связан т.н. make-файл, в котором построчно указываются взаимосвязи всевозможных файлов, получаемых при трансляции, редактировании связей, и т.д., и те действия, которые надо выполнить, если эти взаимосвязи нарушаются. В частности можно сказать, что некоторый исполняемый файл зависит от группы объектных файлов, и если эта связь нарушена, то надо выполнить команду редактирования связей (link ...). Что значит нарушение зависимости и что значит связь? Make-команда проверяет существование этих объектных файлов. Если они существуют, то времена их создания должны быть более ранние, чем время создания исполняемого файла. В том случае, если это правило будет нарушено (а это проверяет make-команда), то будет запущен редактор связей (link), который заново создаст исполняемый файл. Тем самым такое средство позволяет нам работать с программой, состоящей из большого количества модулей, и не заботиться о том, соответствует ли в данный момент времени исполняемый файл набору объектных файлов или не соответствует (можно просто запустить make-файл).
Make-файлы могут содержать большое количество такого рода строчек, которые таким образом свяжут не только объектные и исполняемые файлы, но и каждый из исходных файлов с соответствующим объектным файлом, и т.д. Т.е. суть такова, что после работы не надо каждый раз для каждого файла запускать компилятор, редактор связей, а можно просто запустить make-файл, а он уже сам определит и выберет те файлы, которые нужно корректировать, и выполнит необходимые действия. На самом деле такими средствами сейчас обладают почти все системы программирования.
Система контроля версий. Если make-файл - это система, предназначенная для одного программиста, в лучшем случае, для нескольких программистов, то если у нас существует большой коллектив, который делает большой программный проект, то используется т.н. система контроля версий, которая позволяет организовывать корректную работу больших коллективов людей над одним и тем же проектом, которая основана на возможности декларации версий и осуществлении контроля за этими версиями.
Этапы тестирования и отладки
Тестирование - это поиск ситуации, в которой программный продукт не работает. При этом используются наборы тестов, определяющих внешнюю нагрузку на программный продукт. Можно сказать, что программа оттестирована на определенном наборе тестов. Утверждение, что программа оттестирована вообще в общем случае некорректно.
Отладка - это процесс поиска, локализации и исправления ошибки. Отладка осуществляется, когда мы имеем программную систему, и знаем, что она не работает на каком-то из тестов.
Проблемы тестирования и отладки - это есть проблемы крайней важности. По оценкам, на тестирование и отладку затрачивается порядка 30% времени разработки проекта. Сложность тестирования и отладки зависит от качества проектирования и кодирования. Тестирования зачастую выполнить сложно и часто для тестирования используются модельные нагрузки, например мы тестируем бортовую сеть самолета, что-то мы сможем сделать на земле, а что-то так или иначе делается уже на реальном полете, когда собираются данные и фиксируется работает система или не работает.
Лекция №21
Тема, которую мы с вами начнем рассматривать будет короткой и простой, и мы обозначим основные болевые точки. Детали и подробности вы должны изучить сами.
Командный язык ОС UNIX CSHELL (CSH)
Для многих пользователей программного обеспечения основным и единственным свойством, на которое обращает внимание пользователь, является не внутреннее устройство системы, а тот интерфейс, который предоставляется системой пользователю. Почти каждая система имеет средства интерактивного взаимодействия с пользователем, т.е. средства, которые позволяют в той или иной форме вводить запросы на выполнение действий. С этой точки зрения UNIX поддерживает возможность работы с произвольным количеством интерпретаторов команд. В файле /etc/passwd/ одно из полей, относящихся к данному пользователю, содержит полное имя интерпретатора команд, который должен быть запущен при входе пользователя в систему. В общем случае, при входе пользователя в систему может быть запущена абсолютно любая программа.
Традиционными интерпретаторами команд в системе UNIX являются SH, CSH и BASH. Давайте рассмотрим на концептуальном уровне что такое СSH (в принципе все интерпретаторы команд похожи друг на друга и являются некоторым расширением SH).
Интерпретатор команд определяет структуру вводимой команды. Команда (для CSH) - это последовательность символов, заканчивающаяся некоторым кодом, и которая состоит из слов. Слова - это последовательности символов, не содержащих разделители. Разделители - это набор фиксированных символов, в частности привычным для нас разделителем является пробел. Кроме пробела разделителями служат запятые, знаки < >, и т.д. Каждый из этих разделителей имеет свою интерпретацию. В частности, символ "|" означает создание конвейера. Например команда ls|more позволит избежать быстрый вывод текста на экран и за экран, и позволит пролистать его.
Система UNIX поддерживает набор специальных символов, которые называются метасимволами. Метасимволы обычно встречаются в словах команды и интерпретируются по заранее определенным правилам. Метасимволов существует много, в частности среди них есть знакомые нам * и ?. Команда rm * удалит все файлы не начинающиеся с точки в текущем каталоге. ? означает, что на месте этого символа может быть один любой знак. Метасимволы могут быть парными. Например внутри квадратных скобок указывается альтернативная группа, предположим, [abc] означает, что вместо этой квадратной скобки может быть один из перечисленных в ней символов (любую цифру можно задать так [0-9]).
CSH позволяет объединять команды. Для этого также используются метасимволы. Если внутри круглых скобок перечислены некоторые команды, то запустится еще один интерпретатор, который выполнит эту последовательность команд. Например команда (cd /etc; ls -la|grep pas) сменит каталог и осуществит поиск в этом каталоге строки pas.
В чем разнится между тем, выполнилась ли эта команда в интерпретаторе с которым мы работаем, или если был запущен еще один интерпретатор. Разница в том что, в этом случае не изменится текущий каталог, несмотря на то, что выполнилась команда смены каталога.
Имеется возможность объединять команды с использованием {}. Все команды, перечисленные в фигурных скобках будут запущены слева направо, но при этом на стандартный вывод будет положена объединенная последовательность стандартных выводов всех команд. {more t.b; more t.c}>tt.b - в файле tt.b окажется стандартный вывод одной команды, а затем стандартный вывод другой, эта команда без фигурных скобок поместила бы туда стандартный вывод только второй команды.
Интерпретатор команд имеет набор встроенных команд. Все команды подразделяются на два типа:
1. Команды, которые реализованы в виде отдельных файлов. Это те команды, которые можно модифицировать или добавлять новые.
2. Команды, которые встроены в интерпретатор команд, т.е. те команды, которые выполняет сам интерпретатор. К таким командам относится команда kill, по которой осуществляется передача соответствующего сигнала от имени интерпретатора. Есть также полезная команда alias, которая используется для переименования существующих команд.
Интерпретатор команд CSH позволяет осуществлять работу с предысторией. Он может организовать буферизацию N последних команд и организует доступ к списку последних команд. В частности, можно выполнять и редактировать командные строки из списка предыстории и снова их выполнять. CSH имеет возможность именовать строки из списка предыстории. Ссылка на соответствующую строку осуществляется с помощью команды, которая начинается с символа ! , за которым следует некоторая суффиксная часть . Ссылка !! выполняет последнюю команду. Ссылка вида !!N , где N - некоторое число, выполняет строку из с писка предыстории с номером N. Если N отрицательно, то номер строки отсчитывается с конца, к примеру, !!-1 означает выполнение последней команды. Кроме того, могут быть некоторые контекстные ссылки вида !<...>.
Переменные CSH
Интерпретатор команд предоставляет возможность программирования на уровне CSH. Для этого предусмотрена декларация переменных и возможность присвоения им значения, а также набор высокоуровневых операторов, которые по своей семантике похожи на операторы языка Си (отсюда и название интерпретатора CSH). CSH фактически есть высокоуровневый язык с операторами языка Си. Оперируя с переменными CSH можно составлять программы, которые выполняют некоторые действия.
Кроме всего прочего, имеются предопределенные имена, которые отвечают за настройку системы, в частности, о том, сколько строк предыстории сохраняются. Сохранение происходит в двух ипостасях: первое - это оперативное сохранение, есть параметр (переменная history), который определяет, сколько строк должно быть сохранено в течении последнего сеанса работы. Второе - есть возможность сохранения предыстории между сеансами, т.е. при очередном входе систему уже будет определен некоторый список предыстории (размер списка - в переменной savehistory).