Смекни!
smekni.com

VB, MS Access, VC++, Delphi, Builder C++ принципы(технология), алгоритмы программирования (стр. 33 из 72)

======166

Так как АВЛ‑деревья являются особым типом упорядоченных деревьев, то для них нужно выполнить те же самые шаги. Тем не менее, после их завершения необходимо вернуться назад по дереву, чтобы убедиться в том, что оно осталось сбалансированным. Если найдется узел, для которого не выполняется свойство АВЛ‑деревьев, то нужно выполнить для балансировки дерева соответствующее вращение. Хотя это те же самые вращения, которые использовались раньше для вставки узла в дерево, они применяются в других случаях.

Левое вращение

Предположим, что мы удаляем узел из левого поддерева узла X. Также предположим, что правое поддерево либо уравновешено, либо высота его правой половины на единицу больше, чем высота левой. Тогда левое вращение, показанное на рис. 7.12, приведет к балансировке дерева в узле X.

Нижний уровень поддерева T2 закрашен серым цветом, чтобы показать, что поддерево TB либо уравновешено (T2 и T3 имеют одинаковую высоту), либо его правая половина выше (T3 выше, чем T2). Другими словами, закрашенный уровень может существовать в поддереве T2 или отсутствовать.

Если T2 и T3 имеют одинаковую высоту, то высота поддерева TX с корнем в узле X не меняется после удаления узла. Высота TX при этом остается равной высоте поддерева T2 плюс 2. Так как эта высота не меняется, то дерево выше этого узла остается сбалансированным.

Если T3 выше, чем T2, то поддерево TX становится ниже на единицу. В этом случае, дерево может быть несбалансированным выше узла X, поэтому необходимо продолжить проверку дерева, чтобы определить, выполняется ли свойство АВЛ‑деревьев для предков узла X.

Вращение вправо‑влево

Предположим теперь, что узел удаляется из левого поддерева узла X, но левая половина правого поддерева выше, чем правая. Тогда для балансировки дерева нужно использовать вращение вправо‑влево, показанное на рис. 7.13.

Если левое или правое поддеревья T2 или T3 выше, то вращение вправо‑влево приведет к балансировке поддерева TX, и уменьшит при этом высоту TX на единицу. Это значит, что дерево выше узла X может быть несбалансированным, поэтому необходимо продолжить проверку выполнения свойства АВЛ‑деревьев для предков узла X.

@Рис. 7.12. Левое вращение при удалении узла

========167

@Рис. 7.13. Вращение вправо‑влево при удалении узла

Другие вращения

Остальные вращения выполняются аналогично. В этом случае удаляемый узел находится в правом поддереве узла X. Эти четыре вращения — те же самые, которые использовались для балансировки дерева при вставке узла, за одним исключением.

Если новый узел вставляется в дерево, то первое выполняемое вращение осуществляет балансировку поддерева TX, не изменяя его высоту. Это значит, что дерево выше узла TX будет при этом оставаться сбалансированным. Если же эти вращения используются после удаления узла из дерева, то вращение может уменьшить высоту поддерева TX на единицу. В этом случае, нельзя быть уверенным, что дерево выше узла X осталось сбалансированным. Нужно продолжить проверку выполнения свойства АВЛ‑деревьев вверх по дереву.

Реализация удаления узлов на языке Visual Basic

Подпрограмма DeleteItem удаляет элементы из дерева. Она рекурсивно спускается по дереву в поиске удаляемого элемента и когда она находит искомый узел, то удаляет его. Если у этого узла нет потомков, то процедура завершается. Если есть только один потомок, то процедура заменяет узел его потомком.

Если узел имеет двух потомков, процедура DeleteItem вызывает процедуру ReplaceRightMost для замены искомого узла самым правым узлом в его левой ветви. Процедура ReplaceRightMost выполняется примерно так же, как и процедура из 6 главы, которая удаляет элементы из обычного (неупорядоченного) дерева. Основное отличие возникает при возврате из процедуры и рекурсивном проходе вверх по дереву. При этом процедура ReplaceRightMost использует восходящую рекурсию, чтобы убедиться, что дерево остается сбалансированным для всех узлов.

При каждом возврате из процедуры, экземпляр процедуры ReplaceRightMost вызывает подпрограмму RebalanceRightShrunk, чтобы убедиться, что дерево в этой точке сбалансировано. Так как процедура ReplaceRightMost опускается по правой ветви, то она всегда использует для выполнения балансировки подпрограмму RebalanceRightShrunk, а не RebalanceLeftShrunk.

При первом вызове подпрограммы ReplaceRightMost процедура DeleteItem направляет ее по левой от удаляемого узла ветви. При возврате из первого вызова подпрограммы ReplaceRightMost, процедура DeleteItem использует подпрограмму RebalanceLeftShrunk, чтобы убедиться, что дерево сбалансировано в этой точке.

=========168

После этого, один за другим происходят рекурсивные возвраты из процедуры DeleteItem при проходе дерева в обратном направлении. Так же, как и процедура ReplaceRightmost, процедура DeleteItem вызывает подпрограммы RebalanceRightShrunk или RebalanceLeftShrunk в зависимости от того, по какому пути происходит спуск по дереву.

Подпрограмма RebalanceLeftShrunk аналогична подпрограмме RebalanceRightShrunk, поэтому она не показана в следующем коде.

Public Sub DeleteItem(node As AVLNode, txt As String, shrunk As Boolean)

Dim child As AVLNode

Dim target As AVLNode

If node Is Nothing Then

Beep

MsgBox "Элемент " & txt & " не содержится в дереве."

shrunk = False

Exit Sub

End If

If txt < node.Box.Caption Then

Set child = node.LeftChild

DeleteItem child, txt, shrunk

Set node.LeftChild = child

If shrunk Then RebalanceLeftShrunk node, shrunk

ElseIf txt > node.Box.Caption Then

Set child = node.RightChild

DeleteItem child, txt, shrunk

Set node.RightChild = child

If shrunk Then RebalanceRightShrunk node, shrunk

Else

Set target = node

If target.RightChild Is Nothing Then

' Потомков нет или есть только правый.

Set node = target.LeftChild

shrunk = True

ElseIf target.LeftChild Is Nothing Then

' Есть только правый потомок.

Set node = target.RightChild

shrunk = True

Else

' Есть два потомка.

Set child = target.LeftChild

ReplaceRightmost child, shrunk, target

Set target.LeftChild = child

If shrunk Then RebalanceLeftShrunk node, shrunk

End If

End If

End Sub

Private Sub ReplaceRightmost(repl As AVLNode, shrunk As Boolean, target As AVLNode)

Dim child As AVLNode

If repl.RightChild Is Nothing Then

target.Box.Caption = repl.Box.Caption

Set target = repl

Set repl = repl.LeftChild

shrunk = True

Else

Set child = repl.RightChild

ReplaceRightmost child, shrunk, target

Set repl.RightChild = child

If shrunk Then RebalanceRightShrunk repl, shrunk

End If

End Sub

Private Sub RebalanceRightShrunk(node As AVLNode, shrunk As Boolean)

Dim child As AVLNode

Dim child_bal As Integer

Dim grandchild As AVLNode

Dim grandchild_bal As Integer

If node.Balance = RIGHT_HEAVY Then

' Правая часть перевешивала, теперь баланс восстановлен.

node.Balance = BALANCED

ElseIf node.Balance = BALANCED Then

' Было сбалансировано, теперь перевешивает левая часть.

node.Balance = LEFT_HEAVY

shrunk = False

Else

' Левая часть перевешивала, теперь не сбалансировано.

Set child = node.LeftChild

child_bal = child.Balance

If child_bal <= 0 Then

' Правое вращение.

Set node.LeftChild = child.RightChild

Set child.RightChild = node

If child_bal = BALANCED Then

node.Balance = LEFT_HEAVY

child.Balance = RIGHT_HEAVY

shrunk = False

Else

node.Balance = BALANCED

child.Balance = BALANCED

End If

Set node = child

Else

' Вращение влево‑вправо.

Set grandchild = child.RightChild

grandchild_bal = grandchild.Balance

Set child.RightChild = grandchild.LeftChild

Set grandchild.LeftChild = child

Set node.LeftChild = grandchild.RightChild

Set grandchild.RightChild = node

If grandchild_bal = LEFT_HEAVY Then

node.Balance = RIGHT_HEAVY

Else

node.Balance = BALANCED

End If

If grandchild_bal = RIGHT_HEAVY Then

child.Balance = LEFT_HEAVY

Else

child.Balance = BALANCED

End If

Set node = grandchild

grandchild.Balance = BALANCED

End If

End If

End Sub

Программа AVL оперирует АВЛ‑деревом. Введите текст и нажмите на кнопку Add, чтобы добавить элемент к дереву. Введите значение, и нажмите на кнопку Remove, чтобы удалить этот элемент из дерева. На рис. 7.14 показана программа AVL.

Б‑деревья

Б‑деревья (B‑trees) являются другой формой сбалансированных деревьев, немного более наглядной, чем АВЛ‑деревья. Каждый узел в Б‑дереве может содержать несколько ключей данных и несколько указателей на дочерние узлы. Поскольку каждый узел содержит несколько элементов, такие узлы иногда называются блоками.

=======171

@Рис. 7.14. Программа AVL

Между каждой парой соседних указателей находится ключ, который можно использовать для определения ветви, по которой нужно следовать при вставке или поиске элемента. Например, в дереве, показанном на рис. 7.15, корневой узел содержит два ключа: G и R. Чтобы найти элемент со значением, которое идет перед G, нужно искать в первой ветви. Чтобы найти элемент, имеющий значение между G и R, проверяется вторая ветвь. Чтобы найти элемент, который следует за R, выбирается третья ветвь.

Б‑дерево порядка K обладает следующими свойствами:

· Каждый узел содержит не более 2 * K ключей.

· Каждый узел, кроме может быть корневого, содержит не менее K ключей.

· Внутренний узел, имеющий M ключей, имеет M + 1 дочерних узлов.

· Все листья дерева находятся на одном уровне.

Б‑дерево на рис. 7.15 имеет 2 порядок. Каждый узел может иметь до 4 ключей. Каждый узел, кроме может быть корневого, должен иметь не менее двух ключей. Для удобства, узлы Б‑дерева обычно имеют четное число ключей, поэтому порядок дерева обычно является целым числом.

Выполнение требования, чтобы каждый узел Б­дерева порядка K содержал от K до 2 * K ключей, поддерживает дерево сбалансированным. Так как каждый узел должен иметь не менее K ключей, он должен при этом иметь не менее K + 1 дочерних узлов, поэтому дерево не может стать слишком высоким и тонким. Наибольшая высота Б‑дерева, содержащего N узлов, может быть равна O(logK+1(N)). Это означает, что сложность алгоритма поиска в таком дереве порядка O(log(N)). Хотя это и не так очевидно, операции вставки и удаления элемента из Б‑дерева также имеют сложность порядка O(log(N)).

@Рис. 7.15. Б‑дерево

=======172

Производительность Б‑деревьев

Применение Б‑деревьев особенно полезно при разработке больших приложений, работающих с базами данных. При достаточно большом порядке Б‑дерева, любой элемент в дереве можно найти после проверки всего нескольких узлов. Например, высота Б‑дерева 10 порядка, содержащего миллион записей, не может быть больше log11(1.000.000), или выше шести уровней. Чтобы найти определенный элемент, потребуется проверить не более шести узлов.