ISA (Industry Standard Architecture)
EISA (Extended Industry Standard Architecture)
MCA (MicroChannel Architecture)
VLB (Vesa Local Bus)
PCI (Peripheral Component Interconnect
Клавиатура (keyboard) - стандартное устройство ввода, предназначенное для ручного ввода. На клавиатуре можно нажать как одну, так и одновременно несколько клавиш. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу, обозначающую некоторый символ, контроллер клавиатуры преобразует код нажатой клавиши в соответствующую последовательность битов и передает их компьютеру. Если клавишу удерживать нажатой, то через небольшой интервал времени после ввода символа клавиатура будет повторять его автоматически (автоповтор). Пользователь может настроить время задержки перед началом автоповтора и его частоту.
Отображение на экране компьютера, набранного на клавиатуре символа, называется эхом. Если после нажатия клавиши на экране символ не отобразился, говорят, что эхо выключено.
Обычная современная клавиатура для PC имеет, как правило, 101-104 профильные кнопки, среди которых есть алфавитно-цифровые клавиши печатной машинки, необходимые для ввода текста, клавиши управления курсором и ряд специальных клавиш, облегчающих ввод различных команд. Встречаются самые разнообразные формы клавиатур. В переносных моделей, местоположение и форма отдельных клавиш может меняться в зависимости от фирмы-изготовителя клавиатуры.
С точки зрения пользователя наиболее заметными характеристиками клавиатуры являются чувствительность ее клавиш к нажатию, мягкость их хода и расстояние между клавишами. В зависимости от вкуса, одни пользователи предпочитают клавиатуры с жестким, глубоким нажатием, другие, наоборот, с мягким. Тем не менее, специалисты рекомендуют выбрать клавиатуру с мягким ходом клавиш. Кроме того, клавиатура с регулируемым наклоном и опорой для рук, что снижает их утомляемость при продолжительной работе. На долговечность клавиатуры указывает количество нажатий, которые она рассчитана выдержать.
На системном блоке или прямо на клавиатуре может находиться замок, позволяющий ее запереть. Когда клавиатура заперта, она фактически отключена от компьютера, и разблокировать ее можно только обратно открыв ключом.
Принцип клавиатурного ввода
Фрагмент клавиатуры с указанием кодов клавиш
Монитор (дисплей) (monitor) для компьютера - стандартное устройство вывода. Можно встретить мониторы с диагональю экрана и в 14-дюймов (36 см), 15-дюймов (39 см), 17-дюймов (49 см), в 21-дюйм (54 см), полностраничные мониторы (Full-Page), на экране которых помещается целая страница формата A4 и много других. Чем больше диагональ монитора, тем он дороже. Мониторы бывают как цветные, так и однотонные (монохромные), в которых изображение получается всегда одного цвета, но с разными оттенками яркости.
Всякое изображение на экране монитора образуется из огромного количества светящихся разными цветами точек, называемых пикселями (это название происходит от PICture CELL - т. е. элемент картинки). Пиксель - самое мелкое, что может быть отображено на экране. Чем меньше размер такой точки (зерна) (0.33 мм, 0.28 мм, 0.18 мм и т. д.), тем четче, контрастнее изображение, тем легче прочесть самый мелкий текст, а значит, и меньше напряжение глаз. Вообще, качество изображения на мониторе во многом определяет то чувство комфорта или дискомфорта, которое Вы испытываете при работе с компьютером.
Есть двух принципа действия мониторов: с кинескопом (электронной лучевой трубкой) - CRT (Catode Ray Tube) и экраном на жидких кристаллах - LCD (Liquid Crystal Display). Жидкокристаллические дисплеи имеют несколько меньшую яркость, но они компактны и потребляют меньше электроэнергии, поэтому, их устанавливают в переносные компьютеры, где большое значение имеют вес и габариты машины.
Среди жидкокристаллических дисплеев встречаются дисплеи DSTM и CSTNT, называемые пассивной матрицей, ТFT-дисплеи, иногда называемые активной матрицей. В них отсутствуют типичные для мониторов на кинескопах искажения. Очевидно, в ближайшем будущем они практически вытеснят мониторы на кинескопах.
Сейчас практически все CRT мониторы имеют специальное анти-бликовое покрытие, уменьшающее вредный для глаз отраженный свет окон и осветительных приборов.
Увеличение изображения на экране монитора
Управление монитором размером и положением картинки
Возможные искажения картинки на экране
Картинку на экране компьютер формирует благодаря адаптеру монитора (видеоадаптеру, графическому адаптеру, видеоплате, видеокарте). Изображение на экране дисплея формируется и хранится в памяти видеоадаптера. Видеоадаптер может быть сделан на отдельной печатной плате и вставляться в разъем расширения, но может и сразу присутствовать на системной плате (on-board). У видеоадаптера есть два режима работы: текстовый и графический. В первом - изображение на экране может состоять только из символов кодовой таблицы ASCII, а во втором - картинка, которая видима на экране монитора, как мозаика выстраивается из множества пикселей. Количество цветов и число точек по горизонтали и вертикали, которые можно одновременно увидеть на экране, зависит о возможностей конкретного видеоадаптера, от объема установленной на нем памяти (видеопамяти).
Объем видеопамяти | Разрешение | Возможно цветов |
1Мбайт | 640x480 | 16 млн. |
800x600 | 65 тыс. | |
1024x768 | 256 | |
2Мбайт | 640x480 | 16 млн. |
800x600 | 16 млн. | |
1024x768 | 65 тыс. | |
4Мбайт | 640x480 | 16 млн. |
800x600 | 16 млн. | |
1024x768 | 16 млн. | |
8Мбайт | От 1024x768 | 16 млн. |
(16 миллионов цветов, точнее 16 777 216 оттенков иначе называют True-Color, а 65 тысяч цветов, точнее 65 535 оттенков иначе называют Hi-Color).
Кроме того, видеоадаптеры различаются по скорости работы, что особенно заметно при просмотре на компьютере игр и видеофильмов.
Мышь и трекбол
С помощью мыши (mouse) пользователь указывает (выбирает) точку или графический объект на экране монитора. Для этого мышь позволяет свободно перемещать по всему экрану графический указатель, причем форма курсора мыши зависит от конкретной программы. Разрешающая способность мыши - это то минимальное расстояние, после перемещения на которое, она считает, что оказалась в новом положении, и переместит свой графический курсор. Современные мыши имеют разрешающую способность от 1/250 до 1/2500 дюймов.
Устройство мышь (манипулятор мышь) позволяет существенно сократить работу человека с клавиатурой в части управления курсором и отдачи команд. Для работы с такими программами, как графические редакторы, издательские системы или электронные таблицы, мышь просто незаменима. Все современные операционные системы активно используют мышь для отдачи команд.
У мыши может быть одна, две или три клавиши. У некоторых трехкнопочных моделей, средняя клавиша дублирует левую. Кнопки мыши не имеют специального преопределенного назначения. Какое действие выполнится при нажатии той или иной кнопки зависит только от конкретной программы. Разные модели обладают различной чувствительностью, т. е. мягкостью при нажатии кнопок. Мыши с резким нажатием, как правило, менее долговечны.
Мыши бывают как с последовательным интерфейсом подключения к компьютеру, так и с параллельным.
Форма мышки более эргономична, когда ее длина сравнима с длиной ладони.
Трекбол (trackball) - это «мышь наоборот». Шарик, который в мыши перемещается по плоскости стола, здесь вращается руками. Трекбол удобен тем, что занимает на столе по сравнению с мышью меньше места. Большинство переносных компьютеров оснащены встроенным трекболом.
Мышь
Сканер (scanner) - устройство, позволяющее вводить в компьютер изображения. В сканер закладывается лист бумаги с интересующим изображением, устройство считывает его и пересылает компьютеру уже в цифровом виде. Скорость считывания (скорость ввода) - одна из важных характеристик сканера, выражается обычно количеством сканируемых станиц в минуту (pages per minute, ppm).