Смекни!
smekni.com

Вычисления площади произвольного многоугольника (стр. 2 из 2)

Из геометрии известно, что если две точки находятся по одну сторону от прямой, то при подстановке их координат в полином левой части получим значения одного знака. Таким образом, если точки B1 и B2 располагаются по разные стороны от прямой, то

(AX1B+BY1B+C)(AX2B+BY2B+C)<0

Но пересечение прямых не является достаточным для пересечения отрезков, например:


Эти отрезки не пересекаются.

Для достаточного доказательства пересечения отрезков необходимо произвести все вышеприведенные операции над точками B1 и B2, т.е. провести через них прямую и выяснить расположение точек A1 и A2 относительно ее.

Таким образом определяем возможность отсечения вершины многоугольника с количеством вершин, больше четырех.

Для некоторых видов четырехугольника это условие не несправедливо, например:


Здесь вершину A отсечь нельзя. Для четырехугольника определяем расположение отсекаемой вершины и вершины, несмежной с ней (через оставшиеся проходит "линия отреза"). Если они расположены по одну сторону, как на рисунке, то отсекать нельзя. Приведенный алгоритм контроля реализуем в следующей функции:

function cross(c: integer): boolean;

var a, b, i: integer;

AA, BB, CC,

AA1, BB1, CC1: real;

function Mline(x,y: real): real;

begin

Mline:=AA*x+BB*y+CC

end;

function Sline(x,y: real): real;

begin

Sline:=AA1*x+BB1*y+CC1

end;

begin

if c=1 then

begin

a:=n;

b:=2;

end

else if c=n then

begin

a:=n-1;

b:=1;

end

else

begin

a:=c-1;

b:=c+1;

end;

cross:=true;

AA:=sd[b].y-sd[a].y;

BB:=-(sd[b].x-sd[a].x);

CC:=sd[a].y*(sd[b].x-sd[a].x)-sd[a].x*(sd[b].y-sd[a].y);

if n=4 then

begin

for i:=1 to n do

if (Mline(sd[i].x, sd[i].y)*Mline(sd[c].x, sd[c].y)>0) and (i<>c)

then exit;

cross:=false;

exit

end;

for i:=1 to n-1 do

begin

AA1:=sd[i+1].y-sd[i].y;

BB1:=-(sd[i+1].x-sd[i].x);

CC1:=sd[i].y*(sd[i+1].x-sd[i].x)-sd[i].x*(sd[i+1].y-sd[i].y);

if Mline(sd[i].x, sd[i].y)*Mline(sd[i+1].x,sd[i+1].y)<0 then

if Sline(sd[a].x, sd[a].y)*Sline(sd[b].x,sd[b].y)<0 then exit;

end;

AA1:=sd[1].y-sd[n].y;

BB1:=-(sd[1].x-sd[n].x);

CC1:=sd[n].y*(sd[1].x-sd[n].x)-sd[n].x*(sd[1].y-sd[n].y);

if Mline(sd[n].x, sd[n].y)*Mline(sd[1].x,sd[1].y)<0 then

if Sline(sd[a].x, sd[a].y)*Sline(sd[b].x,sd[b].y)<0 then exit;

cross:=false;

end;

4) Вычисление площадей отсеченных треугольников будем по формуле Герона

где

.

function St(x1,y1, x2,y2, x3,y3: real): real;

var a, b, c, p: real;

begin

a:=sqrt(sqr(x1-x2)+sqr(y1-y2));

b:=sqrt(sqr(x1-x3)+sqr(y1-y3));

c:=sqrt(sqr(x3-x2)+sqr(y3-y2));

p:=(a+b+c)/2;

St:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

end;

5) Отсечение i-той вершины

dec(n);

for j:=i to n do sd[j]:=sd[j+1];

После отсечения какой-либо вершины необходимо заново рассчитать внутренние углы многоугольника, т.е. вызвать процедуру Angles.

После вычисления площади, выводим ее на экран и ожидаем нажатия любой клавиши.

Writeln('Площадь фигуры: ', S:3:3);

Readkey

Полный текст программы приведен в приложении 2.


Проверка на контрольных примерах.

Проверим работу программы на фигурах, площади которых можно вычислить по формулам.

1) Треугольник

Содержимое файла points.dat

3

0 0

5 0

2 3

Площадь треугольника по формуле:

Результат работы программы:

Площадь фигуры: 7.500

2) Прямоугольник

Содержимое файла points.dat

4

0 0

5 0

5 3

0 3

Площадь прямоугольника по формуле

Результат работы программы

Площадь фигуры: 15.000


3) Невыпуклая фигура

Содержимое файла points.dat

4

0 0

3 2

2 0

3 -2

Эта фигура симметрична относительно оси OX. Ее площадь будет равна

Результат работы программы:

Площадь фигуры: 4.000


Заключение.

Рассмотренный алгоритм является комбинацией аналитического и численного методов. Поэтому он включает в себя достоинства обоих. Т.к. основной операцией вычисления площади многоугольника является вычисление площади элементарного треугольника, то на результат вычисления не будут влиять методические погрешности, т.е. погрешности вносимые самим алгоритмом. Этим приведенный алгоритм отличается от метода Монте-Карло, точность которого зависит от количества точек. Погрешность будет вноситься лишь на этапе вычислений и будет определяться конкретной ЭВМ, на которой ведется расчет. Точность зависит от вещественного типа Real, в котором представляются основные переменные. Данный тип представим в компьютере лишь с определенной точностью, зависящей от внутреннего формата числа. Для персонального компьютера типа IBM PC/AT тип Real имеет следующие параметры:

· Длинна, байт................................. 6

· Количество значащих цифр......... 11…12

· Диапазон десятичного порядка... -39…+38

Эта точность вполне удовлетворительна для нашей задачи.


Приложение 1.

Блок-схема


Приложение 2. Текст программы.

Uses Crt;

const max=100;

var

n, i, j: integer;

sd: array[1..100] of

record

x,y: real;

angle: real;

end;

S: real;

procedure Angles;

var

al1,al2,

dx, dy, dxp, dyp,

s_in, s_out, a: real;

i,j: integer;

function ArcCos(a: real): real;

var res: real;

begin

if abs(a)<1.0E-30 then res:=pi/2

else res:=ArcTan(sqrt(1-a*a)/a);

if dx<0 then

if dy>=0 then res:=pi+res

else res:=-pi-res

else

if dy<0 then res:=-res;

ArcCos:=res

end;

begin

dxp:=sd[1].x-sd[n].x;

dyp:=sd[1].y-sd[n].y;

a:=sqrt(dxp*dxp+dyp*dyp);

dxp:=dxp/a;

dyp:=dyp/a;

i:=1;

while i<=(n-1) do

begin

dx:=sd[i+1].x-sd[i].x;

dy:=sd[i+1].y-sd[i].y;

a:=sqrt(dx*dx+dy*dy);

dx:=dx/a;

dy:=dy/a;

if (dx=dxp) and (dy=dyp) then

begin

dec(n);

for j:=i to n do sd[j]:=sd[j+1];

end;

dxp:=dx; dyp:=dy;

inc(i)

end;

dx:=sd[1].x-sd[n].x;

dy:=sd[1].y-sd[n].y;

al1:=ArcCos(dx/sqrt(dx*dx+dy*dy));

for i:=1 to n-1 do

begin

dx:=sd[i+1].x-sd[i].x;

dy:=sd[i+1].y-sd[i].y;

al2:=ArcCos(dx/sqrt(dx*dx+dy*dy));

sd[i].angle:=pi-al1+al2;

if sd[i].angle>2*pi then sd[i].angle:=sd[i].angle-2*pi

else

if sd[i].angle<0 then sd[i].angle:=2*pi+sd[i].angle;

al1:=al2

end;

dx:=sd[1].x-sd[n].x;

dy:=sd[1].y-sd[n].y;

al2:=ArcCos(dx/sqrt(dx*dx+dy*dy));

sd[n].angle:=pi-al1+al2;

if sd[n].angle>2*pi then sd[n].angle:=sd[n].angle-2*pi

else

if sd[n].angle<0 then sd[n].angle:=2*pi+sd[n].angle;

s_in:=0;

s_out:=0;

for i:=1 to n do

begin

if sd[i].angle<0 then sd[i].angle:=2*pi+sd[i].angle;

S_in:=S_in+sd[i].angle;

S_out:=S_out+(2*pi-sd[i].angle);

end;

if S_out<S_in then

for i:=1 to n do sd[i].angle:=2*pi-sd[i].angle;

end;

procedure input;

var f: text;

i: integer;

begin

Assign(f,'points.dat');

reset(f);

readln(f, n);

for i:=1 to n do readln(f, sd[i].x, sd[i].y);

end;

function St(x1,y1, x2,y2, x3,y3: real): real;

var a, b, c, p: real;

begin

a:=sqrt(sqr(x1-x2)+sqr(y1-y2));

b:=sqrt(sqr(x1-x3)+sqr(y1-y3));

c:=sqrt(sqr(x3-x2)+sqr(y3-y2));

p:=(a+b+c)/2;

St:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

end;

function cross(c: integer): boolean;

var a, b, i: integer;

AA, BB, CC,

AA1, BB1, CC1: real;

function Mline(x,y: real): real;

begin

Mline:=AA*x+BB*y+CC

end;

function Sline(x,y: real): real;

begin

Sline:=AA1*x+BB1*y+CC1

end;

begin

if c=1 then

begin

a:=n;

b:=2;

end

else if c=n then

begin

a:=n-1;

b:=1;

end

else

begin

a:=c-1;

b:=c+1;

end;

cross:=true;

AA:=sd[b].y-sd[a].y;

BB:=-(sd[b].x-sd[a].x);

CC:=sd[a].y*(sd[b].x-sd[a].x)-sd[a].x*(sd[b].y-sd[a].y);

if n=4 then

begin

for i:=1 to n do

if (Mline(sd[i].x, sd[i].y)*Mline(sd[c].x, sd[c].y)>0) and (i<>c) then exit;

cross:=false;

exit

end;

for i:=1 to n-1 do

begin

AA1:=sd[i+1].y-sd[i].y;

BB1:=-(sd[i+1].x-sd[i].x);

CC1:=sd[i].y*(sd[i+1].x-sd[i].x)-sd[i].x*(sd[i+1].y-sd[i].y);

if Mline(sd[i].x, sd[i].y)*Mline(sd[i+1].x,sd[i+1].y)<0 then

if Sline(sd[a].x, sd[a].y)*Sline(sd[b].x,sd[b].y)<0 then exit;

end;

AA1:=sd[1].y-sd[n].y;

BB1:=-(sd[1].x-sd[n].x);

CC1:=sd[n].y*(sd[1].x-sd[n].x)-sd[n].x*(sd[1].y-sd[n].y);

if Mline(sd[n].x, sd[n].y)*Mline(sd[1].x,sd[1].y)<0 then

if Sline(sd[a].x, sd[a].y)*Sline(sd[b].x,sd[b].y)<0 then exit;

cross:=false;

end;

begin

ClrScr;

input;

Angles;

S:=0;

while n>3 do

begin

i:=1;

while (sd[i].angle>pi) or (cross(i)) do

inc(i);

if i=1 then

S:=S+St(sd[1].x,sd[1].y, sd[2].x,sd[2].y, sd[n].x,sd[n].y)

else

if i=n then

S:=S+St(sd[n].x,sd[n].y, sd[1].x,sd[1].y, sd[n-1].x,sd[n-1].y)

else S:=S+St(sd[i].x,sd[i].y, sd[i-1].x,sd[i-1].y, sd[i+1].x,sd[i+1].y);

dec(n);

for j:=i to n do sd[j]:=sd[j+1];

Angles

end;

S:=S+St(sd[1].x,sd[1].y, sd[2].x,sd[2].y, sd[3].x,sd[3].y);

Writeln('Площадь фигуры: ', S:3:3);

Readkey

end.