Подобную функциональность несут еще два сервиса - MUD и MOO. Расшифровываются эти аббревиатуры как Multi User Dungeon (многопользовательская игра) и Object-Oriented MUD (объектно-ориентированный многопользовательский мир).
MUD - многопользовательские игры в Интернет, обычно ролевого или сказочного характера. Практической ценности не представляют, но также используются в часы досуга. К сожалению, подавляющее большинство таких игр текстового рода, что мешает их широкому распространению. Примеры реализации графических вариантов MUD существуют, но редки и недостаточно хороши. Основное их достоинство - возможность общения людей в игре, подобно IRC. Соответственно, и применимость их аналогична.
MOO - по средствам доступа похожа на MUD (то же текстовое общение: "посмотреть на стол" - "Это стол. У него семь с половиной ножек."), но принципы, положенные в основу MOO, другие. В виртуальном мире MOO отсутствует игра, но зато создаются объекты и определяются их свойства и связи, что может иметь применение в образовательных целях. Например, в виртуальных учебных аудиториях MOO проходят занятия курсов по C++ Глобальной Сетевой Академии (Global Network Academy) и проходят весьма успешно. Однако неудобный терминальный интерфейс MOO и малая распространенность не позволяют порекомендовать этот сервис для практического использования - слишком узок круг задач, решением которых он может послужить.
К инфраструктурным сервисам Интернет относятся программные средства, возникшие в операционной системе UNIX, которые стали средствами сетевого общения, и в настоящее время, поставляемые как часть операционной системы. Описанный выше FTP является примером инфраструктурного сервиса Интернет. Такие сервисы, изначально предназначенные для обеспечения связи между компьютерами, часто используются и для передачи информации, становясь, таким образом, сервисом Интернет. Так, FTP - программный комплекс, изначально предназначенный для передачи пользовательских файлов между компьютерами в сетях TCP/IP, стал популярным сервисом Интернет, когда стал использоваться для организации файловых архивов публичного доступа. Инфраструктурные сервисы удобны тем, что для работы с ними обычно не требуется установки специального программного обеспечения ни на стороне клиента, ни на стороне сервера.
Инфрасервисом является finger. Это программа, предназначенная для получения информации о пользователях локального и удаленных компьютеров: полного имени и телефонов, времени последнего входа в систему, текущей активности и т.п. Finger работает, если на сервере заводится псевдопользователь, и, при обращении за информацией о нем, Вы получите не вышеописанную техническую информацию, но что-то другое. Так, например, через finger можно получить из первых рук информацию о статусе последних версий игры Doom и других игр фирмы ID Software.
Инфрасервисом является и Telnet - программа, обеспечивающая терминальный доступ к удаленным компьютерам. Она также используется как средство доступа к удаленным информационным сервисам, работа с которыми происходит в режиме текстового терминала - это, например, описанные в этой статье MUD и MOO. Telnet используется как часть информационного сервиса Интернет, когда при соединении пользователь попадает не в командный интерпретатор, но сразу в специализированную программу, обеспечивающую доступ к информационным ресурсам.
Так можно работать с каталогами некоторых библиотек, с сервером, обслуживающим информационную систему CTN, можно получить доступ к терминальному навигатору WWW (текстовому или графическому).
Утилита ping проверяет состояние сетевого соединения между двумя компьютерами. Обращение:
ping [address]|[name],
где [address] - 32-х разрядный IP адрес компьютера или [name] - символьное доменное имя компьютера, с которым проверяется соединение. В ответ на такой запрос OS выдаст время прохождения пакетов между компьютерами и и характеристику качества соединения (процент дошедших пакетов).
Пример использования:
ping -c 3 www.nsu.ru
PING www.nsu.ru (193.124.209.90): 56 data bytes
64 bytes from 193.124.209.90: icmp_seq=0 ttl=60 time=4.228 ms
64 bytes from 193.124.209.90: icmp_seq=1 ttl=60 time=5.822 ms
64 bytes from 193.124.209.90: icmp_seq=2 ttl=60 time=7.353 ms
--- www.nsu.ru ping statistics ---
3 packets transmitted, 3 packets received, 0% packet loss
round-trip min/avg/max = 4.228/5.801/7.353 ms
Утилита traceroute (или tracert) на обращение
traceroute [address]|[name]
выдает маршрут, по которому соеденен ваш компьютер с удаленным.
Пример использования:
traceroute www.ras.ru
1 ns (193.124.243.65) 1.167 ms 0.983 ms 0.884 ms
2 nsc-gw (193.124.243.230) 2.065 ms 2.010 ms 1.947 ms
3 Novosibirsk-NSC-INP.nsc.ru (193.124.161.132) 2.722 ms 2.206 ms 2.165 ms
4 Novosibirsk-NSC-FR.nsc.ru (194.226.160.17) 3.825 ms 6.097 ms 4.203 ms
5 host246.fr.nsc.ru (194.226.171.246) 79.594 ms 51.869 ms 141.560 ms
6 M9.Moscow.RU.Radio-MSU.net (193.232.244.39) 90.362 ms 107.023 ms 97.791 ms
7 MSU-Tower-2.Moscow.RU.Radio-MSU.net (194.85.112.130) 69.682 ms 82.150 ms 81.198 ms
8 ras-cs-1.rmix.iip.net (194.85.112.38) 126.035 ms 189.066 ms 276.236 ms
9 ipsun.ras.ru (193.124.148.73) 135.943 ms 325.838 ms 212.441 ms
Многие инфраструктурные сервисы TCP/IP могут использоваться для передачи информации в Интернет. Например, как можно использовать информацию из базы данных имен компьютеров Интернет DNS. Для прямого обращения к этой базе данных используется утилита nslookup, которая предназначена для отладки и проверки информации в DNS сетевыми администраторами TCP/IP сетей. Однако, пользуясь ей, можно получить информацию о том, какого типа компьютер используется как удаленный информационный сервер, какое реальное имя имеет компьютер, известный Вам под логическим псевдонимом, и т.д.
Все, что предназначено для передачи технической информации, может быть тем или иным способом использовано для передачи информации как сервиса Интернет. Это надо иметь в виду, если Вы собираетесь применять возможности Интернет в своей работе.