Смекни!
smekni.com

Интернет как субкультура (стр. 1 из 6)

Интернет в повседневности. Интернет перестал быть экзотикой. И как понятие, и как реализация. Теперь это слово превратилось в легко узнаваемый социальный символ, характеризующий "современность" и подчеркивающий отличие событий сегодняшнего дня от других событий, логически включаемых в понятие "современность". Но социальные символы живут и забываются.

Примером самого "долгоживущего" социального символа современности является "теория относительности". Объясняется это ее мировоззренческими свойствами. На самом деле, несмотря на "заумность", она внесла серьезные изменения в такие проявления человеческого бытия и интеллекта, как философия и религия. А поскольку они меняются очень медленно, то влияние "теории относительности" будет восприниматься как социальный символ "современности" вплоть до изменения самой теории относительности и переосмысления ее значения. В отличие от "теории относительности" социальный символ "атомная энергия" характеризует "современность" периода 60-х годов и в наше время уже не является чем-то "передовым". Объясняется это опять-таки мировоззренческими свойствами, которые, однако, проявлялись незначительный период времени. Мне возразят, сославшись на экологический аспект. Но, во-первых, он апеллирует к более "древнему" и естественному социальному символу - "выживание", который может быть логически связан с любой другой научно-технологической новинкой, потенциально несущей в себе опасность, например, с "генной инженерией"; а во-вторых, положительное проявление атомной энергии непосредственно влияет только на технические и технологические нужды человечества, практически никак не отражаясь на мировоззрении и "человеческом факторе". Таким образом, можно сделать осторожный вывод о том, что основными чертами какого-либо научно-технического феномена человеческого бытия является его влияние на "человеческий фактор" и мировоззрение. Феномен включается в обиходный язык общества в виде легко узнаваемого "социального символа", после чего для масс он практически умирает. Они больше не испытывают к нему повышенного интереса и используют на чисто "указательном" уровне, например: "Смотри, Петя, это - атомная электростанция". Правда, он все же остается предметом исследований для очень небольшой группы интеллектуалов - ученых, инженеров, журналистов.

Но феномен Интернета массы, похоже, поторопилось "утилизировать", недостаточно глубоко разобравшись в его сущности и тенденциях. И напрасно, поскольку уже сегодня Интернет разделил все человечество на три субкультуры. Я назвал их так: "граждане Сети", "мигранты" и остальное человечество. Человеческий фактор в повседневности. Как это не самоуверенно звучит, но выделить основные компоненты "человеческого фактора" не так уж трудно (несмотря на продолжающиеся дискуссии в области психологии и социологии). В индивидуально-психологическом аспекте человеческий фактор - это влияние органов чувств на модель "Я", которая создается человеком в процессе его индивидуального развития, а в социально-психологическом - это влияние места, занимаемого человеком в обществе, на модель "Я и ОНИ", которая создается им в процессе социального развития.
Поскольку в общении и деятельности все люди видоизменяются, то, разумеется, эти модели взаимосвязаны и взаимодействуют. Вполне естественным поэтому является вопрос: как быстро человек может измениться и много ли времени потребуется для формирования нового мировоззрения и нового образа жизни? Это и означает взаимодействие между моделями "Я" и "Я и ОНИ". Более того, индивидуальные модели "Я и ОНИ" в процессе ежедневного общения унифицируются до очень небольшого количества и буквально навязываются людям в форме идеологий и религиозных воззрений. Психология и социология начинаются с изучения таких вопросов: "какими бывают эти модели?", "как они создаются?", "факторы воздействия на модели" и т.п. Нетрудно видеть, что если в моделях в большей степени присутствует "Я"- то это, скорее, психология, а если "Я и ОНИ"- то это, скорее, социология. Такое деление "наук о человеке" может показаться схематическим, и я с этим упреком соглашусь. Оправдывает меня то, что даже подобное упрощение позволит нам исследовать феномен Интернета достаточно глубоко.

Субкультура компьютерного андеграунда Определение субкультуры включает в себя понятия культуры вообще, понятие взаимодействия культур на стыке времен, поколений или обществ и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход от одного системного образования к другому.
Культура компьютерного сообщества достаточно молода (по сравнению, скажем с культурой общения), поэтому, было бы неправильно рассматривать ее отдельно от культуры человеческих взаимоотношений. Потому, что общество людей, так или иначе связанных с практической (прикладной) математикой, в том числе и с компьютерными технологиями, и общество людей в целом, сильно взаимосвязаны, как со стороны внутриобщественного взаимодействия, так и со стороны влияния одной субкультуры на другую.
Переходя к рассмотрению конкретного сообщества людей связанных с практической математикой, можно сказать, что и данная группа (объединение людей, связанных одной идеей) так же неоднородна. Внутри группы (системы) существует достаточное количество подгрупп объединенных (скованных цепями) более или менее обобщенными идеями.
Наряду с вышеописанной, предложить другую структуризацию компьютерного сообщества. Для этого необходимо употребить сленг, использующийся в компьютерном сообществе. Можно сказать что, современное компьютерное сообщество, может иметь иерархическую структуру, как, в общем, и другая субкультурная система. Итак, на самом низшем уровне стоят, так называемые юзеры (англ. User - пользователь). Это наиболее широкий слой компьютерного сообщества. Далее вверх по пирамиде, стоит группа, называемая "пойнты". За ними следуют так называемые "сисопы" или системные операторы (администраторы). Деятельностью "сисопов" руководят, так называемые "сетевые коммуникаторы".
Упомянутый выше сленг так же является частью описываемой субкультуры, как и любой язык является неотъемлемой частью общественной группы. Хотя никто не говорит о полном замещении естественного языка сленгом. Сленг лишь дополняет его.
Субкультурный мир компьютерного андеграунда, так же как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте - электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя конкретными субъектами, но и в и между группами.
Далее (и наконец) необходимо заметить, что существует две компьютерных пересекающихся субкультуры, которые, в данный отрезок времени нельзя рассматривать как единое целое. Здесь говорится о так называемом сообществе Internet и сообществе FTN-сетей.
Автор, конечно же, не превозносит какую либо из упомянутых субкультур над другой и над субкультурой человеческого сообщества в целом. Но можно остановить внимание на процессе выделения субкультуры компьютерного андеграунда из общей массы.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, №11(продолжение)

Рассматриваются две проблематики: уточняются параметры РУНЕТовской СЕТЕЛИСТИКИ и определяются механизмы возникновения Интернет-зависимостей и подвисания на различных Интернет-субкультурах...

1. КАК ВЫГЛЯДИТ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ?

ОТВЕТ:

Ученый, открой золотой самородок
В мистической сети земли и небес!
Дух — воздух материи всякого рода
И Бог в частых звездах для знанья воскрес!

М. Нострадамус. Центурия III.

Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Важным элементом общения-online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее — подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.