Однако для представления всего набора генерируемых клавиатурой кодов таблицы ASCII не хватает и используется набор из 256 кодов, называемых расширенной системой ASCII. В этой системе кодирование клавиш производится с помощью двух байт. Младший из двух байт группы называют главным, старший байт вспомогательным. Например, код 0:30 представляет Alt-A.
Заметим, что даже если название клавиш на клавиатуре совпадают, то их скэн-код все-таки различен, и поэтому в принципе это совершенно разные клавиши. Этот факт используется при написании специальных программ, определяющих реакцию процессора на нажатие определенной клавиши на клавиатуре.
Клавиатура в своей собственной специальной памяти запоминает, какая клавиша была нажата (обычно в памяти клавиатуры может храниться до 20 кодов нажатых клавиш, если процессор не успевает ответить на прерывание). После передачи кода нажатой клавиши процессору эта информация из памяти клавиатуры исчезает.
Кроме нажатия клавиатура отмечает также и отпускание каждой клавиши, посылая процессору свой сигнал прерывания с соответствующим кодом. Таким образом, компьютер «знает», держат клавишу или она уже отпущена. Это свойство используется при переходе на другой регистр. Кроме того, если клавиша нажата дольше определенного времени, обычно около половины секунды, то клавиатура генерирует повторные коды нажатия этой клавиши.
Ввод символов с клавиатуры осуществляется только в той точке экрана, где располагается курсор.
Специальные клавиши клавиатуры.
Специальные (служебные) клавиши выполняют следующие основные функции: {ENTER} - ввод команд на выполнение процессором; {ESC} - отмена какого-либо действия; {TAB} - перемещение курсора на позицию табуляции; {INS} - переключение режима вставки символа в положении курсора в ражим забоя символа в положении курсора;
{DEL}- удаление символа в положении курсора;
{BACKSPACE} – удаление символа слева от курсора;
{HOME} – перемещение курсора в начало текста;
{END} – перемещение курсора в конец текста;
{PGUP} – перемещение курсора на одну экранную страницу по тексту вверх;
{PGDN} – перемещение курсора на одну экранную страницу по тексту вниз;
{ALT} и {CTRL} – при одновременном нажатии этих клавиш с какой-либо другой вызывается изменение действия последней;
{SHIFT} – удержание этой клавиши в нажатом состоянии обеспечивает смену регистра;
{CAPS LOCK} – фиксация/расфиксация регистра заглавных букв.
Ряд изменений, связанных с клавиатурами, связан с эргономическими показателями, то есть с необходимостью соответствия новых клавиатур современным требованиям медицины. Было замечено, что при каждодневной интенсивной работе со старыми, плоскими клавиатурами у операторов ЭВМ начинало развиваться профессиональное заболевание кистей рук. Изогнутая модель Microsoft Natural Keyboard была признана одним из лучших продуктов 1997 года. Довольно популярны клавиатуры со встроенным манипулятором – трекболом, заменяющим мышь.
Популярность мыши берет свое начало с момента выхода на рынок разработки фирмы Apple компьютера Apple Lisa, в котором впервые была использована «мышь» для работы с пиктограммами.
Существуют два основных варианта конструкции мыши: механический и оптический. Механическая мышь использует свободно вращающийся шарик, расположенный внизу и касающийся поверхности. Шарик в результате трения во время движения по поверхности переворачивается. Управляющие схемы мыши реагируют на это, подсчитывают число оборотов шарика и передают информацию компьютеру.
Оптическая мышь работает по другому принципу. Она работает на специальной панели. Луч света, излучаемый мышью, отражается равномерно нанесенными на панель штрихами. При этом специальное устройство, расположенное внутри мыши, определяет пройденное расстояние и направление и посылает эту информацию компьютеру.
Пока менее распространены беспроводная (инфракрасная), принцип работы которой похож на действие пультов дистанционного управления, и радиомышь.
Первой, что определяет тип мыши – количество кнопок. «Классическим» считается трехкнопочный тип, хотя при работе с большинством программ мы используем всего лишь две крайние. Одним из хитов 1997 года стала разработка фирмы Microsoft под названием Microsoft Intelli Mouse, между клавишами которой было колесико, которое в сочетании с необходимым программным обеспечением делало более удобное обращение с окнами броузеров, и офисных программ. Вслед за Microsoft, компания Genius выпустила мышь Genius Net Mouse, у которой вместо колесика была вмонтирована клавиша.
Еще один важный показатель мыши – эргономика. Наиболее популярный модели – мыши Genius, Logitech, Microsoft и русской фирмы Диалог.
К ручным манипуляторам относится и джойстик, который распространен в области компьютерных игр.
Создавался джойстик в сугубо военных целях: в то время еще не шла речь о массовых играх-имитаторах самолета или танка. Зато такие «игрушки» в изобилии применялись на специальных тренажерах, обучающих правильному обращению с вверенной им военной техникой. Тогда же было сформулировано главное качество джойстика: он должен максимально близко подходить на реальные средства управления той или иной машины. И утверждены основные принципы его конструкции. Любой джойстик состоит из двух элементов: координатной части – ручки или руля, – перемещение которой меняет положение вашего виртуального двойника или машины в пространстве, и функциональных кнопок, количество которых может варьироваться от 3 до 6 и более.
В игровых приставках используются цифровые джойстики, а в компьютерах – аналоговые. Аналоговый джойстик имеет период цифровым множество преимуществ, самыми главными из которых являются более широкая точность управления и отсутствие необходимости в применении специальной карты и переходника для подключения к компьютеру.
Лидеры рынка джойстиков средней ценовой категории – QuickShot и Genius. Более дорогие – устройства от Thrusthmaster, Microsoft, Advanced Gravis и Logitech.
Для ввода рисунков в ПК может использоваться, так называемое, световое перо. Оно применяется сравнительно редко, так как пригодно для работы с крупными объектами, но очень ненадежно при выборе малых объектов.
Световое перо получило дальнейшее развитие при его совместном использовании с дигитайзером (диджитайзером), где пером просто пишут, затем специальные программы переводят рукописный текст или рисунок в цифровой код. Профессиональные световые перья могут определить толщину линий, силу нажатия на перо и другие параметры.
Является стандартным устройством ввода для профессиональных графических работ. С помощью программного обеспечения движение руки преобразовывается в формат векторной графики. Дигитайзер способен определять и обрабатывать абсолютно точные координаты, что недоступно другим устройством ввода.