Автором статьи была разработана контролирующая программа по теме «Подобие треугольников» Основные технические требования, которые учитывались при ее создании,— это простота, удобство и надежность, возможность рассылки программы по локальной сети, использование функциональных клавиш в их естественном назначении. Программа написана на языке Бейсик для ПЭВМ «Ямаха» Ее вызов с диска и рассылка по локальной сети • происходят обычным образом и занимают 2—3 мин.
Программа работает по следующему сценарию. Вначале идет красочная заставка, сообщающая тему занятия. Далее ПЭВМ дает краткую инструкцию Учащимся разъясняется, как работать в режиме диалога с данной программой Эта инструкция набрана ниже более мелким шрифтом.
ВНИМАНИЕ!!
Для работы с программой необходимо запомнить
1. При наборе своего ответа Вы можете стирать неправильно набранные символы с помощью клавиши «BS».
2. В конце ответа нажмите клавишу «возврат каретки» (большая клавиша со стрелкой).
3 Дробные ответы записывайте в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака после запятой Запомнили Нажмите клавишу «возврат каретки».
Затем ПЭВМ напоминает некоторые важнейшие геометрические сведения по теме. После этого сценарий программы фактически делится на два последовательных этапа.
Первый этап — это два первых задания, которые предлагаются каждому учащемуся. Они достаточно просты и требуют немного времени для выполнения, что позволяет учителю в случае неправильных действий учащегося в режиме диалога или попыток угадать правильный ответ вернуть данного ученика к началу. Это, однако, не повлияет на окончательный результат.
На экране высвечиваются чертежи подобных треугольников, значения величин двух сторон одного треугольника и одной из соответствующих им сторон другого треугольника Требуется найти величину четвертой стороны и k — коэффициент подобия Ответ учащегося высвечивается на экране. Если ответ неверен, то компьютер демонстрирует свою реакцию: «Ответ неверный» — и дает подсказку, подводящую учащегося к правильному рассуждению Например, компьютер продемонстрировал рисунок и дал следующие значения АС = 3, ВС = 2, А'С' = 6. Требовалось найти В'С' и k. Ученик не нашел верного ответа, и компьютер реагировал так: «Ответ неверный. Подсказываю: А'С' · АC = В'С' ·ВC = k» В случае верного ответа ЭВМ сообщает. «Молодец» — и высвечивает полученное значение на экране.
Второй этап — это несколько индивидуальных заданий. Высокая степень индивидуализации достигается автоматической генерацией задач для каждого ученика (из восьми возможных задач ПЭВМ выбирает четыре для каждого варианта). Задачи соответствуют определенному уровню сложности, отвечающему Дидактическим требованиям к контрольным работам по данной теме.
Каждый задаваемый учащемуся вопрос, как и в предыдущих заданиях, сопровождается соответствующей реакцией ПЭВМ. После третьего обращения к подсказке в одном вопросе программа останавливается и учащемуся предлагается еще раз почитать учебник.
Программа заканчивается после того, как учащийся благополучно выполнил все 6 заданий. В таком случае на экране появляется итоговая оценка
Приведем одно из индивидуальных заданий «АВС — прямоугольный треугольник, ÐACВ = 90°, CM — высота, АМ = 4 см, АС = 6 см. Найти АВ и MN»
В программе, работающей в режиме активного диалога, предусмотрен вывод на экран всей вводимой информации. Если учащийся случайно или неверно, по его мнению, ввел ответ, предусмотрена возможность стирания этой информации. Окончательный ответ на каждый вопрос воспринимается и оценивается компьютером только после нажатия определенной клавиши («возврат каретки»), о чем учащемуся сообщается в инструкции.
Разработан строгий критерий оценки работы учащегося, учитывающий и сложность заданий, и то, обращался ли ученик к подсказке и сколько раз.
Например, два первых правильно выполненных задания оцениваются в 0, 5 балла, а каждая из следующих четырех верно решенных задач — в 1 балл. Естественно, если ученик допускал ошибки и, значит, обращался к подсказке, то часть баллов вычитается. В окончательный результат суммируются промежуточный оценки, и в конце работы ПЭВМ сама ставит ученику оценку.
Отметим два возможных варианта использования данной программы: 1) задействуются только первые два примера для 10—15-минутной работы, закрепляющей новый материал; 2) программа используется целиком для проведения контрольной работы. Первый из предлагаемых вариантов позволяет после объяснения нового материала сразу же проиллюстрировать его с применением графических возможностей ПЭВМ. Максимальному запоминанию учащимися теоретической информации способствует весь комплекс факторов: объяснение учителя, коллективная работа с примерами, задания, получаемые от ПЭВМ, и выдаваемые компьютером подсказки. Использование второго варианта отличается четкой целенаправленностью Программа осуществляет пошаговый контроль и оценку работы каждого ученика, предоставляя учителю возможность контроля за итоговой оценкой по конечному результату. А результат контрольной работы виден уже на данном уроке, а не отсрочен на неделю-другую. Причем на оценку не влияет такой распространенный в школе фактор, как неточности и описки.
Экспериментальная проверка программа «Подобие треугольников» проводилась в 1987/88 учебном году в средней школе № 52 Москвы. Программа применялась как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях Занятия проводились с учащимися как обычных, так и математических классов.
Эксперимент показал, что все учащиеся проявили большой интерес к контролю с помощью ЭВМ и хорошо усвоили тему.
1. Проблемы компьютеризации обучения. «Математика в школе». 1986г. №1. с. 69
2. Из опыта компьютеризации в школах Болгарии. «Математика в школе». 1987г. №3. с. 70
3. Информатика и преподавание математики. «Математика в школе». 1989г. № 4. с. 86
4. Новые информационные технологии и обучение математики. «Математика в школе». 1990г. №5. с. 5
5. Сценарий программы по теме “Подобие треугольников”. «Математика в школе». 1993г. №2. с. 31