Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Казанский государственный технический университет
имени А.Н. Туполева
--------------------------------------------------------------
Кафедра АСОИУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по основам программирования
ИГРА «Parovoz»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка группы 4221
Петрова Е.Г.
РУКОВОДИТЕЛЬ: Вафин Р.Р.
Оценка____________________________
Подпись___________________________
"____"________________________2001г.
КАЗАНЬ
2001г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Описание применения ._____________________________________________ 3
1.1. Запуск программы._____________________________________________ 3
1.2. Правила игры._________________________________________________ 3
2. Описание программы ._____________________________________________ 4
2.1. Метод решения задачи .__________________________________________ 4
2.2. Описание используемых классов, структур и функций.______________ 4
2.2.1. CApp - класс приложения .______________________________________________ 4
2.2.2. CМainWnd- класс главного окна .________________________________________ 4
2.2.3. Карта сообщений._____________________________________________________ 5
2.3. Образ главного окна.______________________________________________ 6
Приложение________________________________________________________ 7
Листинг файла main.cpp_____________________________________________ 7
Листинг файла main.h______________________________________________ 12
Листинг файла menu1.h____________________________________________ 13
Листинг файла menu1.rc____________________________________________ 13
Запуск программы необходимо производить , находясь в среде Windows 95 : запускаемый файл – parovoz.exe .
После запуска игры, на экране появляется окно с надписью «выберите пункт старт». Окно имеет меню, состоящее из нескольких пунктов. С помощью пунктов меню можно: изменять цвет движущегося объекта (паровозика в красный, синий, зелёный), начать (перезапустить), осуществить выход из игры. После выбора пункта меню «старт», в левом нижнем углу окна появляется паровоз, представляющий собой совокупность геометрических фигур – эллипсов (колёса) и прямоугольников (кабина, трубы). Паровоз движется слева направо и останавливается перед светофором, расположенным приблизительно в середине окна над паровозом. Пользователь имеет возможность регулировать цветом светофора нажатием клавишь ‘к’, ‘з’, ‘ж’, соответствующим цветам светофора – красному, зеленому, жёлтому. Если паровоз подъезжает к светофору, а у светофора активным является зелёный цвет, он продолжает своё движение. В противном случае, паровоз останавливается. При достижении правой стенки, паровоз появляется у левой стенки, а активным цветом светофора становится жёлтый цвет. Из верхней части паровоза постоянно поднимаются в верхнюю часть окна окружности, представляющие собой клубни дыма, которые увеличиваются при подъёме.
Программа выполнена в стиле объектно-ориентированного программирования, использованна библиотека MFC. Сама программа - приложение Windows. Для вывода графических объектов используются функции: Elliplse, Rectangle. Программой обрабатываются события от таймера, нажатия клавишь на клавиатуре, выбра соответствующих пунктов меню, а также событие WM_PAINT для перерисовки рабочей области.
CApp - класс приложения, порождается классом CWinApp библиотеки MFC обеспечивает инициализацию , выполнение и завершение Windows программы : регистрирует , создаёт и отображает основное окно приложения .
Член- функции класса CApp :
InitInstance – виртуальная функция, переопределяется в классе CApp
CMainWnd - класс главного окна приложения , наследуется из класса CFrameWnd библиотеки MFC .)
Член - данные класса СMainWnd :
CRect wnd; /*размер окна*/
CRect kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/
CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/
CBrush br1[3],br2; /*кисти*/
CBrush sv[4]; /*цвета светофора*/
CRect noga; /*нога светофора*/
CRect balls[5]; /*шарики дыма*/
CRect kr2; //кабина
int numball; //номер дыма
int live[5]; //признак жизни дыма
bool game; /*признак игры или вне игры*/
int color; /*номер цвета паровоза*/
int ns; /*номер увета светофора*/
int move; /*флаг движения паровоза*
/Член - функции класса СMainWnd :
CmainWnd(); - конструктор класса окна
afx_msg void OnBegin();обработчик события на выбор пункта меню «старт»
afx_msg void OnRed(); - обработчик события на выбор пункта меню «Red»
afx_msg void OnGreen(); - обработчик события на выбор пункта меню «Green»
afx_msg void OnBlue(); - обработчик события на выбор пункта меню «Blue»
afx_msg void OnPaint(); - ф-ия перерисовки
afx_msg void OnTimer( UINT nIDEvent ); - обраб-чик таймера
afx_msg void OnExit(); - обработчик события на выбор пункта меню «Exit»
afx_msg void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags ); - реакция на нажатие клавиши клавиатуры
DECLARE_MESSAGE_MAP() - карта сообщений
BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)
ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)
ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)
ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)
ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)
ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)
ON_WM_PAINT()
ON_WM_TIMER()
ON_WM_CHAR()
END_MESSAGE_MAP()
На рисунках 1, 2 представленыосновные образы окна приложения.