При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.п.
Хорошим считается тест, когда он:
· Чувствителен к угадыванию тестируемого.
· Восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого.
· Положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.
При этом тест используется школьником для обучения (тренажер, самопроверка) и контроля. Для учителя же тест служит:
· Средством корректировки учебного процесса.
· Вспомогательным средством для текущего контроля, дидактическим средством для обучения.
· Для дистанционного обучения.
Все выше перечисленные свойства тестов собранные по выбору в одном электронном тесте, могут решить уйму вопросов связанных с оценкой знаний, корректировкой образовательного процесса и т.д.
В результате анализа различных тестов можно сформулировать следующие требования к программе:
1. Программа должна обеспечить работу с тестом произвольной длины, т. е.
не должно быть ограничения на количество вопросов в тесте.
2. Вопрос может сопровождаться иллюстрацией.
3. Для каждого вопроса может быть представлено до четырех возможных
вариантов ответа со своей оценкой в баллах.
4. Результат тестирования должен быть отнесен к одному из четырех уровней, например, "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "плохо".
5. Вопросы теста должны находиться в текстовом файле.
6. Программа должна быть инвариантна к различным тестам, т. е. изменения в тесте не должны вызывать требование изменения программы.
7. Если вопрос предложен, то на него должен быть дан ответ.
На рис. 1 приведен пример диалогового окна программы тестирования во время ее работы.
Рис. 1. Диалоговое окно программы тестирования
2.2. Обоснование выбора, используемого языка программирования
Delphi - язык и среда программирования, относящаяся к классу RAD- (Rapid Application Development ‑ “Средство быстрой разработки приложений”) средств CASE - технологии. Delphi сделала разработку мощных приложений Windows быстрым процессом, доставляющим вам удовольствие. Приложения Windows, для создания которых требовалось большое количество человеческих усилий например в С++, теперь могут быть написаны одним человеком, использующим Delphi.
Интерфейс Windows обеспечивает полное перенесение CASE-технологий в интегрированную систему поддержки работ по созданию прикладной системы на всех фазах жизненного цикла работы и проектирования системы.
Delphi обладает широким набором возможностей, начиная от проектировщика форм и кончая поддержкой всех форматов популярных баз данных. Среда устраняет необходимость программировать такие компоненты Windows общего назначения, как метки, пиктограммы и даже диалоговые панели. Работая в Windows , можно видеть одинаковые “объекты” во многих разнообразных приложениях. Диалоговые панели (например Choose File и Save File) являются примерами многократно используемых компонентов, встроенных непосредственно в Delphi, который позволяет приспособить эти компоненты к имеющийся задаче, чтобы они работали именно так, как требуется создаваемому приложению. Также здесь имеются предварительно определенные визуальные и невизуальные объекты, включая кнопки, объекты с данными, меню и уже построенные диалоговые панели. С помощью этих объектов можно, например, обеспечить ввод данных просто несколькими нажатиями кнопок мыши, не прибегая к программированию. Это наглядная реализация применений CASE-технологий в современном программировании приложений. Та часть, которая непосредственно связана с программированием интерфейса пользователя системой, получила название визуальное программирование
Выгоды от проектирования в среде Windows с помощью Delphi:
1) Устраняется необходимость в повторном вводе данных;
2) Обеспечивается согласованность проекта и его реализации;
3) Увеличивается производительность разработки и переносимость программ.
Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение при создании приложений, давая возможность изображать эти объекты на экране монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего и настающего объект “по месту”. Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом, который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получилось.
Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу. Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что характерно для работы в среде, не обладающей визуальными средствами — вне зависимости от того, является она объектно-ориентированной или нет. После того, как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице, исполняемой в ходе работы программы.
Размещение объектов в Delphi связано с более тесными отношениями между объектами и реальным программным кодом. Объекты помещаются в вашу форму, при этом код, отвечающий объектам, автоматически записывается в исходный файл. Этот код компилируется, обеспечивая, существенно более высокую производительность, чем визуальная среда, которая интерпретирует информацию лишь в ходе исполнения программы.
Три основные части разработки интерфейса следующие: проектирование панели, проектирование диалога и представление окон. Для общего пользовательского доступа также должны учитываться условия применения архитектуры прикладных систем.
Сегодня появилась реальная возможность с помощью моделирования на современных многофункциональных средствах обработки и отображения информации, таких как Delphi конкретизировать тип и характеристики используемых информационных моделей, выявить основные особенности будущей деятельности операторов, сформулировать требования к параметрам аппаратно-программных средств интерфейса взаимодействия и т.д.
Использование типовых решений, модульного принципа проектирования систем отображения и обработки информации приобретает всё более широкие масштабы, что, впрочем, вполне естественно.
Особый упор при внедрении данных задач следует, конечно, придавать современным CASE-средствам разработки программ, так как они наиболее оптимально позволяют проектировать решения, в основе которых лежат, в первую очередь, требования к согласованному пользовательскому интерфейсу, каковым и является интерфейс Windows. Никакие продукты других фирм, доступные сегодня, не обеспечивают одновременную простоту использования, производительность и гибкость в такой степени, как Delphi. Этот язык заполнил брешь между языками 3-го и 4-го поколений, соединив их сильные стороны и создав мощную и производительную среду разработки.
2.3. Функциональная и логическая структура
При запуске, программа проверяет наличие подключенного к ней файла вопросов, если его не обнаружено, выдаётся сообщение об ошибке. Если файл вопросов есть, тогда программа из него загружает введение, т.е. часть, в которой дается краткое представление о тесте, а затем вопрос с вариантами ответов, при выборе варианта ответа программа запоминает количество баллов за выбранный ответ и переходит к следующему вопросу. В конце программы подсчитываются количество баллов за ответы и выводятся результаты тестирования, которые так же находятся в файле вопросов. После этого предлагается сохранить эти результаты в виде файла, которому необходимо присвоить имя. Наглядное представление о работе программы можно получить из рис. 2.
Нет Да
Рис. 2. Алгоритм работы программы
2.4. Алгоритм реализации проекта
2.4.1. Файл теста
Тест представляет собой последовательность вопросов, на которые испытуемый должен ответить путем выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
Файл теста состоит из трех разделов:
· раздел заголовка;
· раздел оценок;
· раздел вопросов.
Заголовок содержит общую информацию о тесте, например, о его назначении. Заголовок может состоять из нескольких строк. Признаком конца заголовка является точка, стоящая в начале строки. За заголовком следует раздел оценок, в котором приводятся названия оценочных уровней и количество баллов, необходимое для достижения этих уровней. Название уровня должно располагаться в одной строке. Признаком конца раздела оценок является точка, стоящая в начале строки. За разделом оценок следует раздел вопросов теста. Каждый вопрос начинается текстом вопроса, за которым может следовать имя файла иллюстрации, размещаемое на отдельной строке и начинающееся символом \. Имя файла иллюстрации является признаком конца текста вопроса. Если к вопросу нет иллюстрации, то вместо имени файла ставится точка. После вопроса следуют альтернативные ответы. Текст альтернативного ответа может занимать несколько строк. В строке, следующей за текстом ответа, располагается количество баллов, которое испытуемый получит за выбор этого ответа. Если альтернативный ответ не является последним для текущего вопроса, то перед оценкой ставится запятая, если является - то точка.