Программа на ассемблере представляет собой совокупность блоков памяти, называемых сегментами памяти. Программа может состоять из одного или нескольких таких блоков-сегментов. Каждый сегмент содержит совокупность предложений языка, каждое из которых занимает отдельную строку кода программы.
Предложения ассемблера бывают четырех типов:
Предложения, составляющие программу, могут представлять собой синтаксическую конструкцию, соответствующую команде, макрокоманде, директиве или комментарию. Для того чтобы транслятор ассемблера мог распознать их, они должны формироваться по определенным синтаксическим правилам. Для этого лучше всего использовать формальное описание синтаксиса языка наподобие правил грамматики. Наиболее распространенные способы подобного описания языка программирования — синтаксические диаграммы и расширенные формы Бэкуса—Наура. Для практического использования более удобны синтаксические диаграммы. К примеру, синтаксис предложений ассемблера можно описать с помощью синтаксических диаграмм, показанных на следующих рисунках.
Рис. 5. Формат предложения ассемблера
Рис. 6. Формат директив
Рис. 7. Формат команд и макрокоманд
На этих рисунках:
Как использовать синтаксические диаграммы? Очень просто: для этого нужно всего лишь найти и затем пройти путь от входа диаграммы (слева) к ее выходу (направо). Если такой путь существует, то предложение или конструкция синтаксически правильны. Если такого пути нет, значит эту конструкцию компилятор не примет. При работе с синтаксическими диаграммами обратим внимание на направление обхода, указываемое стрелками, так как среди путей могут быть и такие, по которым можно идти справа налево. По сути, синтаксические диаграммы отражают логику работы транслятора при разборе входных предложений программы.
Допустимыми символами при написании текста программ являются:
1. все латинские буквы: A—Z, a—z. При этом заглавные и строчные буквы считаются эквивалентными;
2. цифры от 0 до 9;
3. знаки ?, @, $, _, &;
4. разделители , . [ ] ( ) < > { } + / * % ! ' " ? \ = # ^.
Предложения ассемблера формируются из лексем, представляющих собой синтаксически неразделимые последовательности допустимых символов языка, имеющие смысл для транслятора.
Лексемами являются:
Команды ассемблера.
Команды ассемблера раскрывают возможность передавать компьютеру свои требования, механизм передачи управления в программе (циклы и переходы) для логических сравнений и программной организации. Однако, программируемые задачи редко бывают так просты. Большинство программ содержат ряд циклов, в которых несколько команд повторяются до достижения определенного требования, и различные проверки, определяющие, какие из нескольких действий следует выполнять. Некоторые команды могут передавать управление, изменяя нормальную последовательность шагов непосредственной модификацией значения смещения в командном указателе. Как говорилось ранее, существуют различные команды для различных процессоров, мы же будем рассматривать ряд некоторых команд для процессоров 80186, 80286 и 80386.
31 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 1312 | 11 | 10 | 09 | 08 | 07 | 06 | 05 | 04 | 03 | 02 | 01 | 00 |
0 | 0 | VM | RF | 0 | NT | IOPL | OF | DF | IF | TF | SF | ZF | 0 | AF | 0 | PF | 1 | CF |
Команды (в алфавитном порядке):
*Данные команды описаны подробно.
(ADDition)
Сложение
Схема команды: | add приемник, источник |
Назначение: сложение двух операндов источник и приемник размерностью байт, слово или двойное слово.
Алгоритм работы:
Состояние флагов после выполнения команды:
11 | 07 | 06 | 04 | 02 | 00 |
OF | SF | ZF | AF | PF | CF |
r | r | r | r | r | r |
Применение:
Команда add используется для сложения двух целочисленных операндов. Результат сложения помещается по адресу первого операнда. Если результат сложения выходит за границы операнда приемник (возникает переполнение), то учесть эту ситуацию следует путем анализа флага cf и последующего возможного применения команды adc. Например, сложим значения в регистре ax и области памяти ch. При сложении следует учесть возможность переполнения.
О б ъ е к т н ы й к о д (три формата):
Регистр плюс регистр или память:
|000000dw|modregr/rm|
Регистр AX (AL) плюс непосредственное значение:
|0000010w|--data--|data, если w=1|
Регистр или память плюс непосредственное значение:
|100000sw|mod000r/m|--data--|data, если BW=01|
(CALL)
Вызов процедуры или задачи
Схема команды: | call цель |
Назначение:
Алгоритм работы:
определяется типом операнда: