С помощью процедуры инсталляции можно перейти на NetWare 4.1 на всех серверах сети, причем каждый сервер получает свой собственный контекст. Такой контекст представляет собой отдельную ветвь дерева NDS. Позднее можно воспользоваться специальными средствами для удаления и перемещения ветвей.
В NetWare 4.1 расширены функции эмуляции bindery. В предыдущей версии процедура эмуляции могла использовать только одну ветвь дерева, а в 4.1 - до 16 ветвей.
В состав новой версии включена утилита NetSync, позволяющая управлять с сервера 4.1 12-ю серверами NetWare 3.х. При инсталляции NetSync на сервер NetWare 3.х вся информация из его базы bindery копируется в контекст bindery сервера NetWare 4.1, после чего можно управлять сервером NetWare 3.х с помощью утилит NetAdmin NWAdmin версии 4.1. Любые изменения, сделанные на сервере NetWare 4.1, автоматически переносятся на сервер NetWare 3.х. Недостаток такой системы состоит в том, что, если на сервере 3.х пользователь изменяет свой сценарий входа в сеть, то внесенные им изменения не переносятся автоматически на сервер 4.1.
В версии NetWare 4.1 появились, наконец, средства для удаления, перемещения и переименования ветвей дерева NDS. Это повышает гибкость системы, поскольку вовсе не обязательно строить дерево в окончательном виде с первой попытки.
Несколько деревьев можно объединить в одно с помощью утилиты DSMerge. Раньше приходилось проектировать дерево NDS в масштабах всего предприятия, что для большинства организаций было очень неудобно. Сегодня каждый отдел предприятия может самостоятельно строить свои деревья, чтобы позднее слить их в единое дерево NDS.
Усовершенствованные средства передачи сообщений
Служба сообщений MHS в версии 4.1 теперь тесно интегрирована со службой NDS и включена в комплект поставки. Это позволило, во-первых, значительно уменьшить размер модулей NLM MHS (примерно с 2 Мбайт до примерно 200 Кбайт) и, во-вторых, обеспечить в системе поддержку только одной базы данных с информацией о пользователях - NDS.
В комплект поставки MHS не включены шлюзы к другим почтовым системам, поэтому их необходимо приобретать отдельно, причем для каждого дерева NDS потребуется свой шлюз.
Поддержка клиентских станций
Novell улучшила оболочку для клиентов на основе компьютеров Macintosh, заменив прежнюю 5-пользовательскую версию, поставлявшуюся с NetWare 3.х и 4.02, "неогра-
ниченной" версией NetWare for Macintosh. Теперь компьютеры Macintosh могут легко подключаться к сети NetWare и работать с NDS в качестве клиента. Правда утилиты администрирования NDS для Mac пока не созданы, хотя Novell и собирается из выпустить в будущем на основе технологии OpenDoc фирмы Apple.
Для клиентов NetWare выпущена новая версия оболочки на основе VLM-технологии - версия 1.2, в которой устранены ошибки первой версии.
Поддержка коммуникационных протоколов
В комплект поставки NetWare 4.1 фирма Novell включила купон на получение NetWare/IP. При наличии NetWare/IP можно использовать протоколы TCP/IP для передачи сообщений прикладного протокола клиент-сервер NetWare - протокола NCP. На клиентских станциях, работающих под управлением DOS, загрузка стека протоколов TCP/IP требует лишь небольшого дополнительного объема памяти.
В версии 4.1 можно использовать новых протокол обмена маршрутной информацией NLSP вместо протокола RIP. Протокол NLSP основан на алгоритме "состояния связей" (Link State Algorithms), хорошо работающем в сетях больших размеров за счет того, что маршрутизаторы обмениваются только информацией о изменениях в состоянии связей с ближайшими соседями, что существенно уменьшает служебный трафик по сравнению с дистанционно-векторными протоколами, к которым относится протокол RIP. К протоколам "состояния связей" относится и сравнительно новый протокол OSPF, разработанный как часть стека Internet.
Одновременно с разработкой протокола NLSP фирма Novell предприняла и другие шаги по улучшению своего стека протоколов в условиях работы в крупных сетях с глобальными связями. Ведутся работы по улучшению работы протокола IPX в глобальных сетях, при поддержке всеми узлами сети службы NDS отпадает необходимость в другом широковещательном протоколе - протоколе SAP.
6.4 Семейство сетевых ОС компании Microsoft
6.4.1. Сетевые продукты Microsoft
В 1984 году Microsoft выпустила свой первый сетевой продукт, называемый Microsoft Networks, который обычно неформально называют MS-NET. Некоторые концепции, заложенные в MS-NET, такие как введение в структуру базовых компонент - редиректора и сетевого сервера - успешно перешли в LAN Manager, а затем и в Windows NT.
Microsoft все еще поставляет свою сетевую ОС LAN Manager. Большое количество независимых поставщиков имеют лицензии на эту ОС и поддерживают свои собственные версии LAN Manager как часть своих сетевых продуктов. В число этих компаний входят такие известные фирмы как AT&T и Hewlett-Packard. LAN Manager требует установки на файл-сервере операционной системы OS/2, рабочие станции могут работать под DOS, Windows или OS/2. OS/2 - это операционная система, реализующая истинную многозадачность, работающая в защищенном режиме микропроцессоров x86 и выше. LAN Manager использует 32-х битную версию файловой системы OS/2, называемую HPFS, которая оптимизирована для работы на файл-сервере за счет кэширования каталогов и данных. LAN Manager - это первая сетевая ОС, разработанная для поддержки среды клиент-сервер. Ключевыми компонентами LAN Manager являются редиректор и сервер. Особенно эффективно LAN Manager поддерживает архитектуру клиент-сервер для систем управления базами данных. LAN Manager разрешает рабочим станциям под OS/2 поддерживать сетевой сервис по технологии "равный-с-равным". Это означает, что рабочая станция может выполнять функции сервера баз данных, принт-сервера или коммуникационного сервера. Ограничением является то, что только один пользователь, кроме владельца этой рабочей станции, имеет доступ к такому одноранговому сервису.
Для работы в небольшой сети фирма Microsoft предлагает компактную, не требующую значительных аппаратных или программных затрат операционную систему Windows for Workgroups. Эта операционная система позволяет организовать сеть по схеме "равный-с-равным", при этом нет необходимости приобретать специальный компьютер для работы в качестве сетевого сервера. Эта операционная система особенно подходит для решения сетевых задач в коллективах, члены которого ранее широко использовали Windows 3.1. В Windows for Workgroups достигнута высокая производительность сетевой обработки за счет того, что все сетевые драйверы являются 32-х разрядными виртуальными драйверами.
С середины 1993 года Microsoft начала выпуск новых операционных систем "новой технологии" (New Technology - NT) Windows NT.
В сентябре 1995 года компания Microsoft выпустила еще одну новую операционную систему Windows 95 (кодовое название Chicago), предназначенную для замены Windows 3.1 и Windows for Workgroups 3.11 в настольных компьютерах с процессорами Intel x86.
В конце 88-го года Microsoft поручила Дэвиду Катлеру (David Cutler) возглавить новый проект в области программного обеспечения: создать новую ОС фирмы Microsoft для 90-х годов. (Дэвид Катлер - главный консультант фирмы DEC, который 17 лет проработал там, разрабатывая ОС и компиляторы: VAX/ VMS, ОС для MicroVAX I, OS RSX-11M, компиляторы VAX PL/1, VAX C). Он собрал команду инженеров для разработки ОС новой технологии (New Technology - NT).
Первоначально планировалось разработать NT с пользовательским и программным (API) интерфейсами в стиле OS/2, однако OS/2 плохо продавалась, а Windows 3.0 имела большой и постоянный успех на рынке. Увидев рыночные ориентиры и сложности, связанные с развитием и поддержкой двух несовместимых систем, Microsoft решила изменить свой курс и направить своих инженеров в сторону стратегии единой цельной операционной системы. Эта стратегия состоит в том, чтобы разрабатывать семейство базирующихся на Windows операционных систем, которые охватывали бы множество типов компьютеров, от самых маленьких ноутбуков до самых больших мультипроцессорных рабочих станций. Windows NT, как было названо следующее поколение Windows-систем, занимает самое высокое место в семействе Windows. Она поддерживает графический интерфейс (GUI) пользователя Windows, а также является первой базирующейся на Windows операционной системой фирмы Microsoft, поддерживающей Win32 API, 32-х битный программный интерфейс для разработки новых приложений. Win32 API делает доступными для приложений улучшенные свойства ОС, такие как многонитевые процессы, синхронизацию, безопасность, I/O, управление объектами.
В июле 1993 года появились первые ОС семейства NT - Windows NT 3.1 и Windows NT Advanced Server 3.1.
При разработке Windows NT 4.0 Microsoft решила пожертвовать стабильностью ради производительности. С этой целью были внесены изменения в архитектуру: библиотеки менеджера окон и GDI, а также драйверы графических адаптеров были перенесены из пользовательского режима в режим ядра. Это изменение означает некоторый отход от принятой в предыдущих версиях Windows NT 3.х концепции микроядра.
Перенос графической библиотеки и драйверов в область ядра повышает скорость выполнения графического ввода-вывода. Эти изменения особенно сказались на скорости выполнения приложений Win32, в то время как приложения Windows-16 и DOS-ские графические приложения работают примерно также, как и в версии 3.5.
В то же время описанные изменения делают операционную систему в принципе менее надежной. Действительно, поскольку программное обеспечение графических адаптеров, как правило, разрабатывается фирмами-производителями этого оборудования и это программное обеспечение часто меняется (вместе с оборудованием), то от него трудно ожидать той надежности, которая требуется для модулей операционной системы.
Кроме архитектурных в Windows NT 4.0 имеются и другие не менее кардинальные изменения: