2. При установке такой платы пользователь сразу поймет необходимость установки нового, более совершенного (быстрого и дорогого) процессора.
3. Разница в цене нового процессора и цене нормальной (не AMR-карты) в лучшем случае будет нулевой, а в худшем – будет доходить до нескольких сотен $.
Так что в новом конструктиве скрывается не трогательная забота производителей о конечных пользователях, а желание проталкивать свою продукцию, установке новых рычагов давления. Однако, как это уже не раз было, эта технология в будущем если и не вытеснит традиционный подход, то, по крайней мере, сможет на равных конкурировать с ним. Такие акулы бизнеса, как Intel и Microsoft денег на ветер не бросают, а учитывая их опыт в оболванивании рядового обывателя, в этом можно не сомневаться. Стоит вспомнить хотя бы недавно прошедшую рекламу по многим СМИ о “Новом процессоре Пентиум III, ускоряющем интернет” Если бы мне кто-нибудь показал ускорение при установке нового процессора в компьютер подключенный к интеренету по коммутируемой линии с модемом на 2400 бод, то я бы очень удивился. (Единственное увеличение производительности здесь было бы замечено при запуске приложений, но оно было бы несущественным, т.к. совершенно не сравнимо со временем загрузки контента из сети: 1..2 секунды против десятков минут.) Однако, такая реклама действует. Т.к. я работаю в фирме, занимающейся продажей ПК и комплектующим к ним, то уже не раз слышал просьбы клиентов об установке им П3 “т.к. они хотят быстрого интернета”. Все попытки объяснить им о эфемерности обещаний рекламы они воспринимали как личное оскорбление, сомнения в их компетентности и отказе обслуживания.
Новые карты
Карты на чипе Yamaha YMF-724
Звуковые карты, сделанные на основе чипа YMF-724 имеют аппаратный 64-голосный wavetable синтезатор. Текущие версии драйвера (1029..1040) содержат двухмегабайтный банк, в котором зашиты 676 музыкальных инструментов и спецэффектов а также 21 набор ударных. Из них 480 инструментов, 9 ударных и 2 набора спецэффектов доступно в режиме XG, остальные эмулируют GS, GM и синтезатор TG300B. Сменить банк на свой собственный невозможно, хотя чип это поддерживает. Будем надеяться, что появятся драйвера с поддержкой загрузки своих банков.
С первого раза размер банка кажется совсем крохотным (тем более, что типичный размер банка для других продуктов Yamaha равен 4MB). Однако даже в этом случае он не сравним по качеству звучания с банками, включаемых в состав звуковых карт других фирм - изготовителей звуковых карт. Почему? Да просто потому, что фирма Yamaha является одним из лидеров профессионального музыкального оборудования и качество звучания своей продукции ставит на первое место. Имеющийся банк по праву может иметь статус самого оптимизированного банка в мире по соотношению размер/качество.
Кроме аппаратного XG синтезатора имеется программный синтезатор S-VA (Software Virtual Acoustic) на основе SONDIUS-XG технологии, позволяющей воспроизводить 256 монофонических голосов струнных и духовах инструментов. Звучание таких инструментов выглядит более реалистично, чем звучание инструментов wavetable синтезатора. Да и не удивительно. Звук просто синтезируется на основе физических законов, происходящих в реальных инструментах. Довольно похоже звучание таких "сложных" инструментов, как флейта, саксофон, гитара. Однако для нормальной работы этого синтезатора нужна машина как минимум с процессором K6-II или Celeron.
Звучание отдельного голоса wavetable и S-VA можно обработать, используя эффекты. Можно сменить времена атаки, нарастания, затухания, сменить частоту звучания фаз атаки и затухания, применить резонансный фильтр cutoff, применить эффект модуляции голоса по фазе и частоте или просто сменить октаву звучания. Возможна даже подстройка тона звучания отдельной ноты.
То-же самое применимо и к наборам ударных, однако, тут можно настроить каждый подинструмент, включая смену громкости и панорамы. Одновременно могут звучать 2 набора ударных. В XG доступны 9 наборов + 2 набора SFX эффектов. Остальные 10 наборов ударных совместимы с наборами GM, GS и TG300B и недоступны в режиме воспроизведения XG MIDI.
Hо самое интересное, это эффект-процессор YMF-724. Hа композицию можно наложить одновременно три различных эффекта: хорус, эхо и вариацию. Поддерживается 8 типов хоруса, 8 типов эха и 36 типов вариации. Эффект вариация включает в себя такие эффекты, как реверберация, задержки, стереопереходы между каналами, челеста, караоке, флэнжеры, вращающийся динамик, симфония, тремоло, фэйзеры, дисторшен, овердрайв, эквалайзер, смена панорамы, вау-вау а также другие варианты хоруса и эха. Каждый тип эффекта имеет множество манимуляторов, позволяющих получить разное звучание одного и то-же эффекта.
Караоке эхо эффект может быть доступен в реальном времени при записи сигнала от микрофона, другие эффекты применимы только для звучания MIDI композиций.
И все это за $15!
Однако есть небольшая ложка дёгтя. Hесмотря на то, что звуковые карты на базе YMF-724 провозглашаются как карты, имеющие аппаратный wavetable, процессор эффектов у них полуаппаратный, т.е. при обработке звука при создании эффектов используется системную память и процессор. Однако использование процессора невелико. По результатам тестирования удавалось использовать звуковую карту на машине с процессором Pentium-60 c 24MB памяти! Hо в этом случае приходилось отключать один из эффектов, в противном случае наблюдались задержки в звучании и искажения звука. Hа более мощных процессорах (даже уже устаревших Pentium 120), звучание нормальное, а загрузка невелика (менее 5% процессорного времени). Сравните это со значением >80% на софтовом синтезаторе Yamaha S-YXG100.
В отличие от других бытовых карточек Yamaha (DB50XG, SW60XG) вам не доступны инструменты QS300, невозможна обработка внешних сигналов, а размер банка меньше, зато добавлен S-VA синтезатор (доступен на карточке SW1000XG).
В остальном они полностью совместимы (имеется в виду MIDI звучание).
Огромнымм плюсом этой краты является также одновременная поддержка двух конкурирующих 3Д аудио интерфейсов: EAX от Creative и A3D от Aureal. Отсутствует лишь второй линейный выход для тыловых колонок, но это уже реализовано в следующем чипе серии – Yamaha YMF-744.
Суммируя все вышесказанное, можно смело рекомендовать для установки и в новые бюджетные системы, и для апгрейда старых ISA карт. Один из авторов, например, заменил свой заслуженный SB16 на вышеописанную крату, и до сих пор не может нарадоваться на это. Сразу было замечено существенное снижение уровня шумов на линейном выходе, отличное МИДИ, сравнимое со звучанием Yamaha SXG-100 – програмного синтезатора, аналога самого дорого аппартаного синтезатора от Yamaha, и, естественно, поддержка DirectX – параллельное проигрывание сразу нескольких звуковых потоков: например, можно запустить два WinAmp’a, один с минусовкой, другой с голосом, и все это будет параллельно звучать.
Aureal Vortex
Сердцем любой аудиокарты Aureal Vortex (далее просто Vortex) является микросхема AU8820, разработанная компанией Aureal Semiconductors. AU8820 - первый чип серии Vortex, основным его отличием от чипов других производителей является аппаратная поддержка технологии A3D от компании Aureal.
Технические характеристики у чипа AU8820:
Цифровая обработка звука
· Микросхема DSP - Aureal Vortex 8820 с аппаратной поддержкой A3D;
· АЦП (запись)/ЦАП (воспроизведение) - цифровое микширование до 32 потоков данных;
· Аппаратное преобразование частот дискретизации до 48 КГц из произвольной частоты;
· Использование менее 1% пропускной способности шины PCI для воспроизведения звука 16 бит/stereo от 4 КГц до 44.1 КГц;
· Системный интерфейс - 32-битная шина PCI Bus Master, совместимая со спецификацией PCI 2.1 .
MIDI Wave Table синтезатор
· Полифонический 48-канальный 50 MHz Wave Stream процессор с возможностью одновременного воспроизведения 64 голосов;
· Стандартный банк инструментов занимает 4 МБ и может загружаться как в системную память, так и в 2 МБ локальной памяти ОЗУ или ПЗУ;
· Программируемые спецэффекты, включая Reverb, Chorus, A3D;
Система A3D
· Разработанная компанией Aureal технология позиционируемого 3D-звука;
· Аппаратная акселерация позицинируемого 3D-звука;
· Кристалльно-чистый звук с учетом атмосферы;
· Реальная пространственная звуковая обстановка с учетом распространения звука в двух измерениях;
· Воспроизведение звука в любой точке пространства (до 360 градусов вокруг слушателя).
Микшер
· Микширование при воспроизведении: Line-In, MIDI-синтезатор, микрофон, CD Audio, Wave ;
· Микширование при записи: Line-In, MIDI-синтезатор, микрофон, CD Audio, Wave.
Совместимость
· Полная совместимость с Sound Blaster и Sound Blaster Pro ;
· Plug and Play.
Основные особенности
· 64-голосный WaveTable MIDI-синтезатор ;
· Analog/digital gameport и MPU-401 UART ;
· Рабочее напряжение 3.3V, поддерживается 5V ;
· Расширенные возможности по управлению питанием.
Дополнительные возможности
· PCI Bus Master с 48-канальным DMA-интерфейсом ;
· Аппаратная акселерация DirectSound и DirectSound3D ;
· Поддержка A3D Interactive и A3D Surround ;
· Акселерация AC-3 декодирования с использованием интерфейса акселератора DSP ;
· Интерфейс для голосовых ISA-модемов ;
· Интерфейс акселератора DSP для AC-3 декодирования ;
· Высококачественный преобразователь частот дискретизации ;
· Цифровой микшер с контролем уровней сигналов.
Всего 48 стереоканалов для аппаратного микширования выбираемых из памяти потоков, причем с точки зрения железа все они равноправны, имеют аппаратные Sweep фильтры для ускорения A3D и могут выбирать и смешивать стереопотоки с плавным изменением частоты воспроизведения (шаг 5 гц).
Текущие драйвера используют до 32 каналов для сэмплирования (ускорения воспроизведения) MIDI (+еще 32 программных, опционально); 1 для первичного DirectSound буфера (только одна DS программа одновременно); до 48 для DirectSound буферов 2D; до 9 для DirectSound буферов 3D (по 2 канала на буфер, т.к. необходима разная скорость воспроизведения для левого и правого уха); до 16 буферов для обычных Windows MCI программ одновременно. Каналы выделяются динамически, всего их 48, т.е. если воспроизводится MIDI, доступны не более 16 DS буферов и т.д.