Надо сказать, что алгоритм динамического разбиения таблиц весьма непрост, и было бы нечестно утверждать, что в нем с самого начала все было сделано самым оптимальным образом. Однако одно из самых важных преимуществ этого алгоритма в его гибкости, поэтому в него постоянно вносились усовершенствования на основании накопленного опыта эксплуатации в реальных инсталляциях, в результате чего от релиза к релизу Oracle7 добивался все более оптимальных характеристик параллелизма в выполнении запросов. К примеру, в релизе 7.3 основные усовершенствования были связаны с поддержкой MPP-архитектур. Дело в том, что в них диски не равноценны по скорости доступа для каждого из узлов системы (к "своим" дискам доступ осуществляется быстрее, чем к "чужим"), поэтому и динамические разделы стали выделяться параллельным процессам преимущественно на локальных для соответствующих узлов дисках (преимущественно - опять-таки потому, что, завершив свою "локальную" работу, процесс не прекращает деятельность, а начинает помогать "отстающим").
Как бы то ни было, сейчас можно с уверенностью констатировать, что метод динамического разбиения таблиц оправдал себя, позволив при минимальной дополнительной нагрузке на администратора БД добиться, тем не менее, практически оптимального распраллеливания выполнения запросов. Высокая масштабируемость Oracle в параллельном выполнении запросов на системах с различной архитектурой иллюстрируется также и тем фактом, что Oracle 7.3 сумел показать рекордные параметры в TPC-D тесте (в варианте с объемом данных 300 Гбайт) как среди MPP-систем (на IBM SP/2), так и среди SMP-систем (на Sun Enterprise Server 10000).
Oracle 7, к сожалению, не включает в себя явной операции построения статических разделов таблицы (эта возможность вводится в Oracle 8), но в неявном виде это тем не менее можно сделать с помощью имитации разделов отдельными таблицами, объединенными в единое представление с помощью операции UNION ALL. При выполнении запросов к такому представлению оптимизатор Oracle7 трактует его именно как таблицу, разбитую на разделы, в частности выполняет исключение разделов, если это возможно.
Oracle традиционно славится как поставщик СУБД для крупных инсталляций, однако в связи с этим бытует (и активно поддерживается конкурентами) также и мнение о том, что для небольших систем Oracle слишком тяжеловесен, сложен, дорог и пр. Oracle прикладывает немало усилий, чтобы по всем параметрам (включая цены) утвердиться в качестве основного поставщика во всех сегментах рынка СУБД, начиная с небольших рабочих групп. С 1994 года помимо уже привычного "сервера масштаба предприятия" поставляются другие его варианты: "сервер для рабочих групп" (Workgroup server) и "персональный Oracle" (Personal Oracle) в двух редакциях - полной и "облегченной" (Personal Oracle Lite). В этих продуктах особый упор сделан на их относительную дешевизну, простоту установки и сопровождения. При этом все варианты сервера Oracle функционально идентичны, за исключением некоторых опций (только в нынешней версии Personal Oracle Lite отсутствует часть базовой функциональности: он не поддерживает многопользовательские схемы данных и процедурные расширения SQL).
Oracle 7 в одинаковой степени может быть оптимизирован и для OLTP-приложений, и для приложений DSS, причем их вполне можно исполнять одновременно, не беспокоясь о дополнительных блокировках, модах изоляции и прочих темах, способных вызвать головную боль у знакомых с ними на практике специалистов при одном только их упоминании. Это не означает впрочем, что оба режима будут одинаково оптимальны при одном и том же выборе параметров системы. Безусловно, по крайней мере часть параметров требуют разного подхода при их оптимизации для OLTP- и DSS-систем. По этой причине поддержка "смешанного" режима обязательно сопряжена с некоторым компромиссом, и не следует трактовать приведенное утверждение как рекомендацию совмещать оперативную систему с хранилищем данных. Более разумно на практике говорить о том, что, скажем, если основной режим системы - OLTP, то совсем не обязательно дожидаться ночной паузы в работе, чтобы выполнить на ней сложный - но срочный - отчет, и Oracle гарантирует, во-первых, корректность результатов отчета, во-вторых, что его выполнение не повлияет сколько-нибудь заметно на работу пользователей.
Oracle поддерживает любой тип данных. В сущности, речь идет о расширении стандартного набора типов данных, характерного для РСУБД, а в перспективе о переходе к объектно-реляционной модели СУБД. В свою очередь, эта задача может быть разделена на две:
- поддержка поставщиками СУБД дополнительных "базовых" типов данных;
- возможность расширять набор типов данных за счет модулей третьих производителей или самими пользователями.
Oracle развивает свой сервер в обоих направлениях. В версии 7.3 уже поддерживается несколько новых типов данных: неструктурированные тексты, пространственные данные, видеоданные. Собственно говоря, хранить такие данные в БД и осуществлять к ним доступ можно было и раньше: новизна в том, что если раньше этот доступ осуществлялся через самостоятельно работающие серверные процессы, и для работы с ними требовалось использование специального интерфейса на уровне приложений, то теперь данная функциональность интегрирована в "базовый" сервер.
Опция для работы с пространственными данными (Spatial Data Option) фактически вводит тип данных "пространственная точка" и операции над ним в СУБД, позволяя хранить соответствующие данные в таблицах оптиальным образом и на порядок (а порой и на два) ускорять выполнение запросов.
Что касается видеоданных, то соответствующая им опция - Video Option - единственная, "живущая самостоятельной жизнью" по отношению к серверу РСУБД (но не к БД). Более того, рекомендуется конфигурация, в которой Video Server запускается на отдельном компьютере от сервера БД. Связано это с тем, что воспроизведение видеофрагментов в реальном времени (особенно по нескольким каналам) - что как раз и обеспечивает Video Server - трудно совместимо на современных массово производимых компьютерах с функционированием сервера СУБД из-за чисто аппаратных ограничений. Тем не менее приложение, работающее с Video Server, может осуществлять поиск видеофрагментов по описательным атрибутам и воспроизведение этих фрагментов - как единую интегрированную операцию.
Относительно Web Option, пожалуй, не совсем правильно говорить о функциональных расширениях сервера, поскольку, в сущности, главная задача опции - обеспечение интерфейса с Web Application Server и соответственно через него с пользователями Intranet/Internet.
Oracle OLAP Option едва ли можно было рассматривать как интегрированную компоненту сервера Oracle (продукты OLAP работают с собственным - многомерным - представлением данных, хранимым отдельно) до недавнего времени, когда с помощью Access Manager появилась возможность устанавливать динамическую связь многомерного куба OLAP с реляционными данными, стирая тем самым грань между MOLAP и ROLAP (для аналитика, работающего с приложениями OLAP, стало совершенно незаметно, работает ли он с предварительно сформированным многомерным кубом или с динамическим многомерным представлением реляционных данных).
Развитие подхода в Oracle 8. В отличие от Oracle 7 восьмая версия сервера Oracle не просто предоставляет расширенный набор встроенных типов данных, но и позволяет конструировать новые типы данных со спецификацией методов доступа к ним. Это означает фактически, что разработчики получают в руки не просто систему для хранения и обработки, скажем, видеоданных (что, понятно, нужно далеко не в каждом приложении), а и инструмент, позволяющий строить структурированные типы данных, непосредственно отображающие сущности предметной области. Влияние этого фактора на возможности разработчиков можно сравнить с эффектом от перехода на реляционные СУБД в начале 80-х годов.
Oracle8 фактически опирается на новый стандарт SQL, позволяющий описывать определения новых типов объектов, состоящих из атрибутов (скалярных - т. е. других типов, множеств объектов, ссылок на объекты), и обладающих ассоциированными с ним методами. Любая колонка таблицы может быть любого типа, поддерживаются также вложенные таблицы и массивы объектов переменной длины.
Что касается методов доступа, то они могут быть определены несколькими способами. Более простой из них предполагает контроль ядра сервера за выполнением метода: это достигается, если методы реализуются на PL/SQL (который также расширен для поддержки объектно-реляционных структур) или Java. Поскольку PL/SQL практически не уступает по своей функциональности универсальным языкам программирования, для подавляющего большинства составных типов данных таких возможностей будет достаточно. Если же новый тип данных требует специальной обработки, не реализуемой стандартными средствами ядра СУБД (к примеру, работа с мультимедийными данными, хранимыми в BLOB-полях в БД), можно использовать вызовы внешних процедур (call-outs), которые могут быть написаны, допустим, на языке C.
При использовании внешних процедур возникает серьезная проблема организации их взаимодействия с ядром сервера. Наиболее соблазнительная - на первый взгляд - идея включения их непосредственно в ядро таит в себе угрозу нарушения стабильности этого ядра, поскольку оно оказывается незащищенным перед "чужим" кодом, и, следовательно, при любом сбое (или неправильном функционировании) становится практически невозможно определить, явилось ли это следствием ошибки в самом ядре, или же это "наведенный" эффект от внешней процедуры. Поэтому Oracle изначально отказался от такой идеи и реализует взаимодействие ядра сервера с внешними процедурами в защищенном режиме (т. е. в различных адресных пространствах). Для реализации такого взаимодействия и для доступа из внешних процедур к данным БД требуется наличие специального программного интерфейса. Oracle в данном вопросе пошел по пути поддержки имеющегося стандарта интерфейса Corba, позволяя оформлять расширения ядра сервера как "картриджи данных" (Data Cartridges), входящие в более общую архитектуру сетевых вычислений (Network Computing Architecture).