Смекни!
smekni.com

Internet и нейрокомпьютеры как социотехнологические стратегии искусственного мира: некоторые онто-эпистемологические аспекты (стр. 3 из 3)

В качестве примера достаточно вспомнить софизм об “опровержении” теоремы Пифагора, когда отрезок прямой (гипотенуза) уподобляется равной длины ломаной (катеты) при стремлении числа изломов к бесконечности (или длины катетов элементарного треугольника – участка ломаной, к нулю). Однако, ни при каком сколь угодно мелком дроблении ломаная не превращается в прямую, а остается ломаной. Следовательно, можно утверждать, что включение в рассмотрение все большего количества связей (что прослеживается в современном социуме и характер развития Internet - есть частное тому подтверждение) не приближает нас к естественной природной среде, а наоборот, как раз и является тем генератором, порождающим ноосферу и все более отдаляющим человека от природного мира.

Таким образом, Internet и нейросетевые технологии, как социотехнологические стратегии имеют глубокие корни в общих процессах, происходящих с социумом, поскольку выражают характер глобальной направленности развития общества как на уровне явлений, имеющих материальное выражение, так и на уровне отношений, ментально-психических и социо-культурных процессов, и имеет большую степень подобия с другими сторонами человеческой деятельности 46. Глубинные процессы развития нашего мира, которые привели, в частности к возникновению Internet и нейросетевых технологий как социотехнологических стратегий, являются, по всей видимости, порождающими искусственный мир, и подлежат дальнейшим исследованиям.

Списоклитературы

Mahowald M., Douglas R. A Silicon Neuron // Nature, v. 354, n. 6354, P. 515-518, 19/26 Dec. 1991.

Ильясов Б. Г., Межецкая Т. А., Савельев А. В. "Об одном подходе к созданию кибернетической теории мозга". Докл. на 8-й конф. по нейрокибернетике. Ростов-на-Дону, 1983, программа, с. 10.

Савельев А. В. Проблемы диалога нейробиологии и нейромоделирования // В сб. “Нейрокомпьютеры и их применение-2002”, М.: 2002, с. 1256-1263.

Lomova J. J., Savelyev A. V. “Pythagorean syndrome and numerical nature of information” // в сб. тр. I Всесибир. Конгресса женщин-математиков, Красноярск, 2000, с. 123-124.

Нейроинформатика (Коллективная монография / А. Н. Горбань и др.). Новосибирск: Наука, 1998.

Галушкин А. И. Теория нейронных сетей М.: ИПРЖР, 2000.

Савельев А. В. Нейросети: фундаментальность или ограниченность взгляда // Нейроинформатика и ее приложения, Красноярск, 1996, с. 12; Савельев А. В. “Модель нейрона как возможная мультицеллюлярная структура (К вопросу о том, что все-таки мы моделируем?)”. // Нейрокомпьютеры: разработка и применение, 2002, № 1-2, ст. 4-20.

Базарова Д. Р., Демочкина Л. В., Савельев А. В. Новая нейробионическая модель онтогенеза // в сб. тр. МИФИ: “Нейроинформатика-2002”, 2002, т. I, с. 97-106.

Habermas J. Theory of Communicative Acts. Boston, 1987, p. 387.

Savelyev A. V. Artificial Intellect, Neurocomputing and Some Human Brain Problems // paper in CSIT’2001 Proceedings, Ufa, usatu, 2001, vol. 3, pp. 60-63.

Воронин А. А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии, № 5, 1997, с. 96-105.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994, с. 122, 416 с.

Шевяков Г. С. О неокортексе и человеке // Философские науки, № 2, 2002, с. 106-117.

Всемирная энциклопедия: Философия, М.: Аст, 2001, с. 59-63; Философская энциклопедия в 5-ти тт. Гл. ред. Константинов Ф. В., М.: Сов. Энциклопедия, 1960-1970, т. 1, с. 77-78, т. 5, с. 349-351.

Крушинский Л. В., Школьник-Яррос Е. Т. Некоторые пути изучения связи между рассудочной деятельностью млекопитающих и морфологией мозга // Общая биология, 1982, т. 63, с 579-588.

Савельев А. В. “Явление Internet как нейросетевая – стратегия” // В сб. “Моделирование неравновесных систем (МНС-2000)”, Красноярск,, 2000, с. 211-213.

Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. // Вопросы философии, 1997, № 1, с. 76-92.

Савельев А. В. Философия методологии нейромоделирования: смысл и перспективы // РАН, Философия науки, 2003, № 1(16), с. 46-59.

Савельев А. В. Онтология нейросетевизма. Internet и нейрокомпьютеры // В сб.: ”Нейрокомпьютеры и их применение”, Москва, ИПУ, 2001, с. 699-702.

Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. М.: Наука, 1994, с. 197-234, 253 с.

Foucault M. Les mots et les choses. Une Archeologie des Sciences Humaines Callimard, 1966.

Носов Н. А., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма. М.: 1996, с. 15-23.

Толстов А. Б. Философские науки перед онтологическим выбором // Онтологическая проблема и современная методология сознания. М.: 1990, с 4-17.

Корсунцев И. Г. Субъект и виртуальная реальность М., 1998.

Носов Н. А. Идея виртуальности // В сб. Трудов лаборатории виртуалистики, вып. 3, М.: Институт Человека РАН, 1998, с. 7-32, 85 с.

Розин В. М. Области употребления и природа виртуальных реальностей // “Технологии виртуальной реальности”. Состояние и тенденции развития М., 1996, с. 57-68.

Философия техники. История и современность. Розин В. М., Алексеева И. Ю. И др. М.: ИФРАН, 1997, с. 38-41, 187-190.

Опенков М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход // Автореф. д. философ. н., М., 1997.

Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Ювента, М.: Универс, 1995, с.45, 715 с.

Кун Т. "Структура научных революций". М.: 1975.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.:1986, с.158-159, 322, 496.

Putman H. Meaning and the Moral Sciences. London, 1978.

Newton-Smith W.H. Logic: An Introductory Course. Routledge and Kegan Paul, 1985.

Савельев А. В. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпьютеризации сознания // РАН, Философия науки, 2002, № 1(12), с. 51-62.

Савельев А. В. Нейротехногенность – философия техники будущего // в сб. тр. VII Всерос. семинара “Нейроинформатика и ее приложения”, Красноярск,1999, с. 126-127.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968, с.112.

http//: www.touchgraph.com

Кузнецов А. В. Применение нейросети для выделения полезного сигнала в канале связи на фоне помех // В сб.: “Нейрокомпьютеры и их применение”, М.: ИПУ, 2000, с. 161-163.

Mandelbrot B. B. (1987) Fractals. Encyclopedia of Physical Science and Technology, 5, p. 579-593.

Савельев А. В. Концептуальные системы нейробиологии и нейрокомпьютинга // В сб.: ”Нейрокомпьютеры и их применение”, Москва, ИПУ, 2002, с. 1264-1269.

Сапрыкина Т. А., Никитина Л. Н., Савельев А. В. Философские аспекты использования Интернет: современный человек потомок homo religiosus. // в сб. трудов Междунар. Конф. “К культуре мира – через диалог религий”, Омск, 2000, т. II, с. 80-82.

Савельева Т. С., Савельев А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике “Проблемы нейрокибернетики”, Ростов-на-Дону, 1995, с. 208-209.

Розин В. М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 57-64

Савельев А. В. К вопросу эпистемологической адекватности нейрокомпьютеров // РАН, Философия науки, 2000, № 1(7), с. 85-91.

Савельев А. В. Зачем моделировать свойства нервной ткани и возможно ли это? // в сб. тр. Х Всерос. семинара “Нейроинформатика и ее приложения” – Красноярск, 2001. – с. 164-166.

Савельев А. В. Эпистемология этики и этический релятивизм в цивилизационном процессе // В сб. тр. Межд. Науч. Конф. “Человек, Культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий”, Волгоград, 2000, т. II, с.81-83.

* Начиная с антропоморфизма Ксенофана (6 в. до н. э.), наделяющего природу и мифические существа человеческими свойствами, аристотелева учения об актуализации скрытых потенциальностей, что является почти в чистом виде биологизаторством в противовес механицизму милетцев и атомистов, к витализму Плотина (vivere facit – “животворящий дух”), получившему далее развитие вместе с анторопологизмом Б. Спинозы (“Этика”, Избр. Произв., т. 1, М., 1957, с. 396), Д. Вико (“Основания новой науки об общей природе наций”, М.- К., 1994, с. 108), Н. Г. Чернышевского (С.с. в 2-х тт., т. 2, М.: Мысль, 1986, с. 146-230, 503-544) до социо-антрополого-натуралистических школ Г. Ратценхофера (учение о “силе внутреннего интереса, присущего природе и обществу” в “Die Kritik des Intellekts”, Lpz, 1902, s. 131, 150), натуралистического дарвинизма У. Г. Самнера (“The sciense of society”, v. 1-4, New Haven, 1927), гуманистической философии П. Тейяра – де – Шардена, космо-натуралистической философии В. И. Вернадского и др., а также, воплотившись в т. н. философии жизни, свойственной в той или иной степени неклассической и постнеклассической философии Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, О.Шпенглера, М. Шелера, У. Джемса, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Риккерта и др., в том числе, и в философии экзистенциализма К. Ясперса, М. Хайдеггера и др.14