Смекни!
smekni.com

Управление звуковой картой компьютера (стр. 10 из 22)

1. Fast Tracker

(Разработчик - Triton (Vogue & Mr. H). Последняя выпущенная версия - 2.08).

Достаточно мощный трекер под DOS с красивым графическим интерфейсом и управлением мышью. Собственный тип модулей - XM, воспринимает модули типа MOD, STM, S3M и файлы описания инструментов Gravis Ultrasound (PAT).

Инструменты FT могут быть многослойными, сочетая до 16 8- или 16-разрядных семплов с частотой дискретизации до 44,1 кГц, каждый из которых имеет собственные огибающие амплитуды и панорамы, а также частотный модулятор (вибрато). Каждая огибающая может быть зациклена, образуя своеобразный амплитудный или панорамный LFO. Количество инструментов - до 128. Редактор семплов и инструментов имеет удобный интерфейс с графическим представлением огибающих.

В редакторе семплов есть интересная функция Morph, делающая плавный переход от одного звучания к другому.

Трекер (как, впрочем, и большинство других) оптимизирован под звуковую карту Gravis Ultrasound, однако неплохое звучание получается и на SB16-совместимых картах. Остальные карты трекер может использовать только в 8-разрядном режиме. Поддерживается также прямой ЦАП на LPT-портах (Soundplayer, Covox) и традиционный PC Speaker.

При работе с картами GUS и SB16 поддерживается MIDI-клавиатура.

Звучание модуля может быть записано непосредственно в Wav-файл, без передачи звуковому адаптеру и промежуточных преобразований.

2. Modplug Tracker

(Разработчик - Olivier Lapicque. Последняя выпущенная версия - 1.09).

Редактор семплов с функциями нормализации, усиления, передискретизации, переворачивания. Редактор инструментов поддерживает все возможности модулей MOD, S3M, XM и IT. В режиме IT доступны случайные вариации громкости и панорамы, а также резонансные фильтры.

Встроенный проигрыватель, как в и Modplug Player, имеет функции Bass Expand, Reverb, ProLogic Surround, 6-полосный эквалайзер.

Ноты вводятся либо с клавиатуры компьютера, как в традиционных трекерах, либо со внешней MIDI-клавиатуры. Может быть загружен MIDI-файл с заданным отображением раскладки его инструментов на инструменты трекера. При помощи виртуального MIDI-кабеля трекер может быть использован в качестве программного MIDI-синтезатора.

Нотный редактор подобен секвенсору - многие из них также могут записывать и воспроизводить MIDI-партитуры, однако основной задачей нотного редактора является подготовка партитуры к печати и изданию. Благодаря этому в нотных редакторах существуют лишь минимальные средства работы с MIDI-сообщениями, необходимые лишь для записи и воспроизведения. Остальные функции ориентированы на работу с нотным текстом - ввод нот, аккордов, расположение партий на нотных станах, снабжение их нужными музыкальными знаками и т.п. Результатом работы в нотном редакторе является правильно и красиво напечатанная нотная партитура.

Подробнее с работой нотных редакторовров ознакомимся на примере следующей прграммы:

Finale 2000

(Разработчик - Coda Music Technology. Последняя выпущенная версия – 2000).

Профессиональный нотный редактор. Предоставляет три способа ввода нот и аккордов: Simple Entry - с клавиатуры компьютера или мышью, Speedy Entry - с MIDI-клавиатуры с заданной постоянной ритмикой, HyperScribe - путем игры на MIDI-клавиатуре в реальном времени или импорта MIDI-файла, ритмические параметры определяются автоматически. Возможна запись игры двумя руками с автоматическим разделением на партии левой/правой руки. Введенные ноты могут быть квантованы (quantization).

Рядом с нотами могут быть помещены тексты вокальных партий (lyrics).

Нотный текст отображается в двух видах: Scroll - непрерывные партии слева направо с прокруткой, и Page - заготовки страниц с указанным расположением партий и возможностью его изменения. Расположение по умолчанию определяется шаблоном; в поставке есть шаблоны партитур разных стилей и применений (ансамблевые, оркестровые, церковные и т.п.).

Возможен импорт файлов Encore и MIDIScan.

Для удобства работы с данными введена слойная структура: на странице может быть до 4 слоев по 2 голоса в каждом. При переключении слоев панели инструментов ввода меняют цвет.

Специальные знаки - лиги, скобки, знаки крещендо/диминуендо, реприз и т.п. - изображаются и перемещаются как графические объекты. Некоторые из фигур снабжены манипуляторами (handles), которыми, зацепляя их мышью можно менять размер и форму фигуры.

Для любого такта может быть создана копия со ссылкой (mirror). Подобная копия не содержит данных, отображая содержимое основного такта. Можно задать выборочный показ нот в копии такта.

Могут быть созданы "плавающие" пояснительные такты, не звучащие при контрольном проигрывании. Такие такты могут быть помещены в любое место страницы.

Возможна различная трансляция энгармонических тональностей - с выбором в пользу диезов, бемолей либо заданным образом.

Большие партитуры могут печататься на несколько листов, которые затем склеиваются в один большой лист (tiling pages).

Наряду с печатью партитуры возможно ее преобразование в PostScript - кодированный "сценарий" построения изображения - наподобие компиляции исходного текста компьютерной программы. Файлы PostScript предназначены для распространения - их можно просмотреть и напечатать, однако из них нельзя однозначно воссоздать структуру партитуры с разделением на партии, знаки, текст, специальные пометки и т.п.

7. Музыкальные процессоры

Служат для обработки музыкальных партий в формате MIDI - внесения исполнительских нюансов, изменения стиля исполнения, "оживления" композиции. Обнаружено, что естественность имитации звучания акустических инструментов зависит не столько от точности повторения самого тембра, сколько от особенностей игры, присущей данному инструменту: для гитары это способ щипка, подтяжка струн, пальцевое вибрато, для скрипки - сила нажатия смычком на струны, динамика движения смычка и то же пальцевое вибрато, для духовых - характерное изменение громкости по ходу музыкальной фразы и т.п. Процессоры работают обычно с готовой партитурой, построенной "математически точно" - все ноты стоят в точности на своих местах, нюансы изменения высоты и громкости отсутствуют.

Подробнее с работой музыкальных процессоров ознакомимся на примере нескольких прграмм:

1. Style Enhancer

(Разработчик – NTONYX. Последняя выпущенная версия - 2.1).

Первый интеллектуальный MIDI-процессор, разработанный в Новосибирской Государственной консерватории.

Фактически процессор выполняет моделирование исполнения (performance modelling) - имитирует приемы, которыми музыкант воздействует на реальный инструмент. Работа процессора основана на понятии стиля - совокупности характерных приемов воздействия на инструмент, используемых музыкантами в игре на различных инструментах. Каждый стиль характеризует особенности исполнения различных музыкальных фраз, типичные акценты на каких-либо элементах музыки, нюансы ритма, интенсивности, варьирования различных параметров звука.

Просматривая исходный MIDI-файл, SE распознает в нем объекты (objects) - аккорды, музыкальные фразы, ритмические рисунки, громкостные или высотные ходы. К каждому объекту по заданной схеме применяется правило (rule), описывающее параметры объекта, которые нужно изменить, и величины этих изменений. Например, правило может указывать небольшое смещение нот во времени относительно ритмических долей, изменение интенсивности звучания по ходу фразы, вставку команд изменения высоты (pitch bend) для имитации глиссандо, вибрато или подтяжек.

Совокупность правил, применимых к партии отдельного инструмента, и образует стиль. В составе SE поставляется набор готовых стилей - гитарные, скрипичные, фортепианные, духовые и т.п. Показательно, что при обработке партии, скажем, скрипичным стилем и проигрывании ее звуком другого инструмента, похожего по динамике, возникает ощущение, что играет все-таки скрипка. Очевидно, для человеческого восприятия особенности звучания инструмента оказываются важнее, нежели предельно точное воссоздание его тембра.

Для наиболее эффективной работы процессора исходный файл может быть "выровнен" или отквантован - все ноты выставлены по ритмической сетке и их интенсивности (velocity) приведены в одинаковое значение. Это позволит SE более точно распознать и правильно обработать объекты.

Процессор предоставляет ряд монтажных и управляющих функций секвенсора для "тонких" манипуляций с исходными и результирующими MIDI-партитурами.

2. Pattern Variator

(Разработчик – NTONYX. Последняя выпущенная версия - 1.0).

Другой музыкальный процессор NTONYX. Предназначен для внесения в готовые MIDI-композиции динамического изменения параметров звучания - громкости, модуляции, панорамы, плавных и дискретных изменений высоты, характеристик фильров и эффектов, и т.п. Особенно эффективен при обработке музыки, в которой основную нагрузку несет тембрально-динамическая, а не мелодико-гармоническая сторона.

Исходная композиция вводится (импортируется) в формате MIDI, результат сохраняется в специфическом формате PV. Традиционные секвенсорные операции редактирования самих MIDI-дорожек не поддерживаются - целью процессора является только управление параметрами. Параметром может быть любая MIDI-переменная - интенсивность ноты (velocity), темп, длительность ноты, интервал между нотами, значение любого из контроллеров. На каждую MIDI-дорожку может быть наложен собственный набор изменяющихся параметров, который именуется моделью (pattern).

Способ внесения динамических параметров заключается в наложении на композицию графика изменения каждого из них. Графики создаются из участков, каждым из которых может быть либо прямая линия, либо гладкая кривая заданной кривизны. График задает изменение параметра относительно среднего значения, которое указывается в свойствах параметра. В свойствах указывается также масштаб изменения, что усиливает или ослабляет амплитуду изменения, заданную графиком.

Кроме изменяющихся параметров, имеются три функции трансформации нот: переворот по вертикали (высоте), переворот по горизонтали (времени) и подстановку, когда для каждой ноты октавы может быть задано повышение или понижение.